Индекс платы граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Индекс платы граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения против порядка управления: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 2.9, ч. 1, 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, ст. ст. 21, 23.1, 23.2, 24 Закона об электроэнергетике, ст. ст. 8, 10 Закона о теплоснабжении, раздел V Закона о госконтроле, п. п. 41, 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, гл. VI Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, п. п. 2, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п. п. 2, 12, 17, 18, 19 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, п. 23 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 2.9, ч. 1, 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, ст. ст. 21, 23.1, 23.2, 24 Закона об электроэнергетике, ст. ст. 8, 10 Закона о теплоснабжении, раздел V Закона о госконтроле, п. п. 41, 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, гл. VI Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, п. п. 2, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п. п. 2, 12, 17, 18, 19 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, п. 23 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 157.1 "Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" ЖК РФНормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Ограничен ли взнос на капитальный ремонт предельным индексом роста платы граждан за коммунальные услуги?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Вопрос: Какой орган власти осуществляет контроль за соблюдением установленных по муниципальным образованиям индексов роста платы граждан?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 400
(ред. от 20.11.2025)
"О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации"
(вместе с "Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 20.11.2025)
"О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации"
(вместе с "Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ Минрегиона РФ от 23.08.2010 N 378
"Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2010 N 18443)Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2010 г. N 18443
"Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2010 N 18443)Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2010 г. N 18443
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов (п. 8.4 комментируемой статьи) установлен разделом VI Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400 (ред. от 3 марта 2022 г.) "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (вместе с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов (п. 8.4 комментируемой статьи) установлен разделом VI Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400 (ред. от 3 марта 2022 г.) "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (вместе с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации).
Статья: Выполнение регулируемыми организациями мероприятий инвестиционных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (проблемы и пути их разрешения)
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 1)Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 N 1700 "О внесении изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" <3> утвержден механизм определения индексов платы граждан на долгосрочный период.
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 1)Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 N 1700 "О внесении изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" <3> утвержден механизм определения индексов платы граждан на долгосрочный период.
Ситуация: Установлены ли ограничения на повышение тарифов ЖКХ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ. Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством РФ) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (ч. 1, 1.1, 2 ст. 157.1 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ. Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством РФ) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (ч. 1, 1.1, 2 ст. 157.1 ЖК РФ).
Вопрос: Какие показатели учитываются при расчете и установлении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Другим важным аспектом коммунальных концессий, а также существенным условием концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях являются значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Долгосрочные параметры являются, по своей сути, тарифным решением на длительный период регулирования (не менее пяти годовых периодов или трех годовых периодов при первом применении долгосрочных тарифов согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) <13>, определяющим параметры расчета тарифов (базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, индекс эффективности операционных расходов и показатели надежности, качества и энергетической эффективности), применимые к концессионеру. В случае реализации концессионером масштабной инвестиционной программы, в составе тарифа будет высокая доля инвестиционной составляющей, что оказывает нагрузку на тариф и динамику его роста. Коммунальные ресурсы должны поставляться населению по приемлемым, социально ориентированным ценам, что имеет свое отражение в законодательстве в виде механизма установления предельных индексов платы граждан, свыше которых рост платы за коммунальные услуги является недопустимым. Тем не менее в муниципальных образованиях, где сети водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения находятся в крайне аварийном состоянии и критически изношены, инвестиции в их модернизацию жизненно необходимы, что, в свою очередь, влечет вынужденный рост тарифа выше предельных индексов в среднем по тому или иному субъекту Российской Федерации. За ФАС России согласно п. 5.3.21.36 Положения о ФАС России <14> закреплены полномочия по установлению предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам РФ.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Другим важным аспектом коммунальных концессий, а также существенным условием концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях являются значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Долгосрочные параметры являются, по своей сути, тарифным решением на длительный период регулирования (не менее пяти годовых периодов или трех годовых периодов при первом применении долгосрочных тарифов согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) <13>, определяющим параметры расчета тарифов (базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, индекс эффективности операционных расходов и показатели надежности, качества и энергетической эффективности), применимые к концессионеру. В случае реализации концессионером масштабной инвестиционной программы, в составе тарифа будет высокая доля инвестиционной составляющей, что оказывает нагрузку на тариф и динамику его роста. Коммунальные ресурсы должны поставляться населению по приемлемым, социально ориентированным ценам, что имеет свое отражение в законодательстве в виде механизма установления предельных индексов платы граждан, свыше которых рост платы за коммунальные услуги является недопустимым. Тем не менее в муниципальных образованиях, где сети водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения находятся в крайне аварийном состоянии и критически изношены, инвестиции в их модернизацию жизненно необходимы, что, в свою очередь, влечет вынужденный рост тарифа выше предельных индексов в среднем по тому или иному субъекту Российской Федерации. За ФАС России согласно п. 5.3.21.36 Положения о ФАС России <14> закреплены полномочия по установлению предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам РФ.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В то же время для увеличения финансирования поступают предложения о внесении изменений в действующее законодательство по выделению инвестиционной составляющей при установлении тарифов в сфере тепловодоснабжения и водоотведения, выведению инвестиционной надбавки из-под действия индекса оплаты граждан, а также регулированию его размеров и обеспечению целевого использования данных средств. При этом решение данного вопроса необходимо увязывать с усилением и персонализацией мер поддержки граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В то же время для увеличения финансирования поступают предложения о внесении изменений в действующее законодательство по выделению инвестиционной составляющей при установлении тарифов в сфере тепловодоснабжения и водоотведения, выведению инвестиционной надбавки из-под действия индекса оплаты граждан, а также регулированию его размеров и обеспечению целевого использования данных средств. При этом решение данного вопроса необходимо увязывать с усилением и персонализацией мер поддержки граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Статья: Совершенствование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов): сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Активное обсуждение предлагаемого Закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" ведется на различных площадках органами государственной власти, ведущими предпринимательскими и экспертными объединениями, а также научным сообществом на протяжении более девяти лет. Так, например, дискуссионными остаются такие вопросы, как учет расходов на ремонт в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регулируемых организаций, включение в НВВ регулируемых организаций расходов с учетом необходимости непревышения предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги и др.
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Активное обсуждение предлагаемого Закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" ведется на различных площадках органами государственной власти, ведущими предпринимательскими и экспертными объединениями, а также научным сообществом на протяжении более девяти лет. Так, например, дискуссионными остаются такие вопросы, как учет расходов на ремонт в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регулируемых организаций, включение в НВВ регулируемых организаций расходов с учетом необходимости непревышения предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги и др.