Индекс бюджетных расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Индекс бюджетных расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<2> Например, по Республике Чувашия (2019 - 2021), Липецкой области (2019 - 2021), Владимирской области (2019 - 2021), Ростовской области (2021 - 2023), Республике Мордовия (2022 - 2024) расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов содержит конечные показатели: размеры дотаций и уровень бюджетной обеспеченности, а также промежуточные показатели: индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов, но нет исходных данных по расчету этих индексов (в том числе значений налогового или доходного потенциала муниципалитетов).
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<2> Например, по Республике Чувашия (2019 - 2021), Липецкой области (2019 - 2021), Владимирской области (2019 - 2021), Ростовской области (2021 - 2023), Республике Мордовия (2022 - 2024) расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов содержит конечные показатели: размеры дотаций и уровень бюджетной обеспеченности, а также промежуточные показатели: индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов, но нет исходных данных по расчету этих индексов (в том числе значений налогового или доходного потенциала муниципалитетов).
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<7> В начале века при введении так называемой программы долгосрочных сбережений ("Плана Ристера") социал-демократическое правительство Герхарда Шредера попыталось в качестве основного параметра индексации социально-страховых пенсий определить объем доходов, получаемых пенсионной системой от уплаты страховых взносов работниками и работодателями. Однако, столкнувшись с серьезной оппозицией со стороны католических партий, вынуждено было сохранить законодательное определение норматива коэффициента замещения, обязавшись увеличивать параметр индексации в случае его снижения до 64 процентов. В результате такого политического компромисса индексация пенсий в ФРГ происходит на уровне ежегодного индекса заработной платы, а размер бюджетного трансферта меняется только в зависимости от уровня обязательств пенсионной системы, покрывая не менее трети ее расходов с учетом ежегодных корректировок и выплат. См.: Mierzejewski A.C. Op. cit.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<7> В начале века при введении так называемой программы долгосрочных сбережений ("Плана Ристера") социал-демократическое правительство Герхарда Шредера попыталось в качестве основного параметра индексации социально-страховых пенсий определить объем доходов, получаемых пенсионной системой от уплаты страховых взносов работниками и работодателями. Однако, столкнувшись с серьезной оппозицией со стороны католических партий, вынуждено было сохранить законодательное определение норматива коэффициента замещения, обязавшись увеличивать параметр индексации в случае его снижения до 64 процентов. В результате такого политического компромисса индексация пенсий в ФРГ происходит на уровне ежегодного индекса заработной платы, а размер бюджетного трансферта меняется только в зависимости от уровня обязательств пенсионной системы, покрывая не менее трети ее расходов с учетом ежегодных корректировок и выплат. См.: Mierzejewski A.C. Op. cit.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")Уровень расчетной бюджетной обеспеченности для г. Байконура определяется исходя из расчетного объема поступлений налоговых доходов в бюджет г. Байконура и дотации на содержание объектов инфраструктуры г. Байконура, связанных с арендой космодрома Байконур, с учетом значения индекса бюджетных расходов Оренбургской области.
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")Уровень расчетной бюджетной обеспеченности для г. Байконура определяется исходя из расчетного объема поступлений налоговых доходов в бюджет г. Байконура и дотации на содержание объектов инфраструктуры г. Байконура, связанных с арендой космодрома Байконур, с учетом значения индекса бюджетных расходов Оренбургской области.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)20. В случае, если изменение соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установлением, изменением предельных индексов, расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, местного бюджета, возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в предусмотренном частью 19 настоящей статьи случае, подлежат компенсации (за исключением предусмотренных частью 21 настоящей статьи случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации, установлением, изменением предельных индексов. Размер такой компенсации определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)20. В случае, если изменение соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установлением, изменением предельных индексов, расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, местного бюджета, возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в предусмотренном частью 19 настоящей статьи случае, подлежат компенсации (за исключением предусмотренных частью 21 настоящей статьи случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации, установлением, изменением предельных индексов. Размер такой компенсации определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Статья: Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Если развивать указанные положения, следует обратить внимание на современный порядок формирования региональных бюджетов. Он определяется индексом бюджетной обеспеченности, зависящей от индексов бюджетного потенциала и бюджетных расходов, и практически не учитывает усилия руководителей территорий при перевыполнении доходной части бюджета. То есть перевыполнение в этом году не будет поощрено в следующем. Это способствует снижению активности регионов при работе по наполнению бюджета, ведет к иждивенчеству и пассивности. При этом в ряде случаев региональная власть могла при хорошей экономической ситуации согласовать с крупными налогоплательщиками график налоговых поступлений в бюджет, что позволяло при формировании бюджета на новый период получить наиболее приемлемый индекс бюджетной обеспеченности. За счет этого можно было и льготы по налогообложению предоставлять для решения социально-экономических проблем, и выпадающие доходы, возникающие из-за этого, компенсировать. Однако после введения в 2023 г. единого налогового счета и такая возможность уходит от региональной власти.
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Если развивать указанные положения, следует обратить внимание на современный порядок формирования региональных бюджетов. Он определяется индексом бюджетной обеспеченности, зависящей от индексов бюджетного потенциала и бюджетных расходов, и практически не учитывает усилия руководителей территорий при перевыполнении доходной части бюджета. То есть перевыполнение в этом году не будет поощрено в следующем. Это способствует снижению активности регионов при работе по наполнению бюджета, ведет к иждивенчеству и пассивности. При этом в ряде случаев региональная власть могла при хорошей экономической ситуации согласовать с крупными налогоплательщиками график налоговых поступлений в бюджет, что позволяло при формировании бюджета на новый период получить наиболее приемлемый индекс бюджетной обеспеченности. За счет этого можно было и льготы по налогообложению предоставлять для решения социально-экономических проблем, и выпадающие доходы, возникающие из-за этого, компенсировать. Однако после введения в 2023 г. единого налогового счета и такая возможность уходит от региональной власти.
Статья: Питьевое водоснабжение. Мнения
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Водоснабжение - это платная коммунальная услуга. И казалось бы, сектор водоснабжения должен функционировать за счет доходов от оказания этих услуг. Но текущее положение дел не подтверждает это положение. При этом водоснабжение населения законодательно является полномочием органов местного самоуправления, а ценовое регулирование этого сектора локальных монополий осуществляется на региональном уровне. Из сказанного очевидно, что определенных в исследовании проблем сектора не решить за счет федерального финансирования даже при самом качественном распределении этих ресурсов. Проблем в секторе водоснабжения достаточное количество, но главная из них - недостаток финансирования за счет результатов хозяйственной деятельности. Или, другими словами, недофинансирование вследствие низких тарифов на оказываемые услуги. В отчете указывается, что средний тариф на воду в России - 30 рублей за кубический метр. Остается только вспомнить, сколько стоит пол-литровая бутылка питьевой воды в магазине. И это в 2 000 раз меньше, чем тарифицируемый объем. Тарифообразование - ключевая проблема финансового неблагополучия водного сектора. В последние годы тарифы на коммунальные услуги для населения росли существенно ниже инфляции ввиду использования при тарифном регулировании предельных индексов изменения стоимости коммунальных услуг для населения. За десять лет предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг отстали от официальной инфляции на 19,8%. Это означает, что предприятия водоснабжения в сопоставимых ценах получили только в 2023 году на 150 млрд рублей меньше, чем в 2014 году. При этом сократились бюджетные расходы на оказание адресной поддержки низкодоходным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг (программа жилищных субсидий) и существенно увеличились бюджетные расходы на поддержание инфраструктуры сектора, что означает помощь всем потребителям, в том числе и тем, кто в помощи не нуждается.
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Водоснабжение - это платная коммунальная услуга. И казалось бы, сектор водоснабжения должен функционировать за счет доходов от оказания этих услуг. Но текущее положение дел не подтверждает это положение. При этом водоснабжение населения законодательно является полномочием органов местного самоуправления, а ценовое регулирование этого сектора локальных монополий осуществляется на региональном уровне. Из сказанного очевидно, что определенных в исследовании проблем сектора не решить за счет федерального финансирования даже при самом качественном распределении этих ресурсов. Проблем в секторе водоснабжения достаточное количество, но главная из них - недостаток финансирования за счет результатов хозяйственной деятельности. Или, другими словами, недофинансирование вследствие низких тарифов на оказываемые услуги. В отчете указывается, что средний тариф на воду в России - 30 рублей за кубический метр. Остается только вспомнить, сколько стоит пол-литровая бутылка питьевой воды в магазине. И это в 2 000 раз меньше, чем тарифицируемый объем. Тарифообразование - ключевая проблема финансового неблагополучия водного сектора. В последние годы тарифы на коммунальные услуги для населения росли существенно ниже инфляции ввиду использования при тарифном регулировании предельных индексов изменения стоимости коммунальных услуг для населения. За десять лет предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг отстали от официальной инфляции на 19,8%. Это означает, что предприятия водоснабжения в сопоставимых ценах получили только в 2023 году на 150 млрд рублей меньше, чем в 2014 году. При этом сократились бюджетные расходы на оказание адресной поддержки низкодоходным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг (программа жилищных субсидий) и существенно увеличились бюджетные расходы на поддержание инфраструктуры сектора, что означает помощь всем потребителям, в том числе и тем, кто в помощи не нуждается.
Статья: Управление открытыми данными в России
(Чураков В.Д., Гришина Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)По состоянию на 2017 г. Россия находилась в первой половине (на 43-м месте) рейтинга открытых данных Global Open Data Index <5>. В том же году Россия заняла 13-е место в рейтинге публикации открытых данных The Open Data Barometer <6>. При этом такие позиции объяснялись отсутствием открытых данных: о государственных расходах, которые сейчас доступны на сайте Единого портала бюджетной системы РФ <7>; о результатах выборов, которые сегодня опубликованы на сайте Центральной избирательной комиссии <8>; об административно-территориальных границах, карта которых находится в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <9>; о качестве воздуха в субъектах Российской Федерации, которые опубликованы на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ <10>; о почтовых индексах, опубликованных на сайте Почты России (однако они должны быть привязаны к географическим широте и долготе, чего на сайте на текущий момент нет) <11>. Одной из нерешенных проблем остается отсутствие данных о качестве воды. Сейчас они опубликованы только касательно московских родников без подробного отчета о микробиологическом состоянии воды <12>.
(Чураков В.Д., Гришина Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)По состоянию на 2017 г. Россия находилась в первой половине (на 43-м месте) рейтинга открытых данных Global Open Data Index <5>. В том же году Россия заняла 13-е место в рейтинге публикации открытых данных The Open Data Barometer <6>. При этом такие позиции объяснялись отсутствием открытых данных: о государственных расходах, которые сейчас доступны на сайте Единого портала бюджетной системы РФ <7>; о результатах выборов, которые сегодня опубликованы на сайте Центральной избирательной комиссии <8>; об административно-территориальных границах, карта которых находится в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <9>; о качестве воздуха в субъектах Российской Федерации, которые опубликованы на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ <10>; о почтовых индексах, опубликованных на сайте Почты России (однако они должны быть привязаны к географическим широте и долготе, чего на сайте на текущий момент нет) <11>. Одной из нерешенных проблем остается отсутствие данных о качестве воды. Сейчас они опубликованы только касательно московских родников без подробного отчета о микробиологическом состоянии воды <12>.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)<15> Снижение коэффициента замещения является результатом недостаточной индексации пенсионных выплат, производимой на уровне индекса потребительских цен, а не изменения заработной платы в экономике. Эта индексация осуществляется за счет доходов системы ОПС. В состав этих доходов не входят получаемые трансферты федерального бюджета. (При этом снижения фиксируемого объема пенсионных прав работников соответствующих секторов не происходит.) Сам бюджетный трансферт остается не декомпозированным, что не позволяет точно определить, какие именно расходы пенсионной системы он покрывает, - идет ли речь о компенсации предоставления льгот по страховым взносам, льготного стажа и т.д. Таким образом, фактически государство искусственно делает внебюджетный фонд частью своей бюджетной системы.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)<15> Снижение коэффициента замещения является результатом недостаточной индексации пенсионных выплат, производимой на уровне индекса потребительских цен, а не изменения заработной платы в экономике. Эта индексация осуществляется за счет доходов системы ОПС. В состав этих доходов не входят получаемые трансферты федерального бюджета. (При этом снижения фиксируемого объема пенсионных прав работников соответствующих секторов не происходит.) Сам бюджетный трансферт остается не декомпозированным, что не позволяет точно определить, какие именно расходы пенсионной системы он покрывает, - идет ли речь о компенсации предоставления льгот по страховым взносам, льготного стажа и т.д. Таким образом, фактически государство искусственно делает внебюджетный фонд частью своей бюджетной системы.
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)<73> На 2022 год: Тверская область - уровень бюджетной обеспеченности 0,801, индекс бюджетных расходов - 0,848; г. Ржеву дотации на обеспечение сбалансированности бюджета из областного бюджета не предоставлялись.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)<73> На 2022 год: Тверская область - уровень бюджетной обеспеченности 0,801, индекс бюджетных расходов - 0,848; г. Ржеву дотации на обеспечение сбалансированности бюджета из областного бюджета не предоставлялись.
Статья: Развитие регионов. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Миненок В., Котова Н., Стаценко П., Малчинов Э., Утаджиев С., Дорохов А., Аристова С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)По расчетам Минфина России, индекс бюджетных расходов на 2022 год составил 0,671%, на 2023 год - 0,696%. Низким остается также индекс бюджетных расходов на душу населения: на 2022 год - 0,832%, на 2023 год - 0,82%.
(Миненок В., Котова Н., Стаценко П., Малчинов Э., Утаджиев С., Дорохов А., Аристова С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)По расчетам Минфина России, индекс бюджетных расходов на 2022 год составил 0,671%, на 2023 год - 0,696%. Низким остается также индекс бюджетных расходов на душу населения: на 2022 год - 0,832%, на 2023 год - 0,82%.
Статья: Генезис теоретических представлений и правовых основ экономической свободы личности
(Плотникова И.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Наиболее широкий перечень компонентов экономической свободы представлен исследователями Фонда "Наследие" (The Heritage Foundation, США), цель функционирования которого заключается в разработке и продвижении консервативной государственной политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, ограниченной деятельности правительства, индивидуальной свободы <69>. Исследователи Фонда "Наследие" определяют экономическую свободу как жизненно важный компонент: человеческого достоинства, автономии личности (связанной главным образом со свободой выбора, которой пользуются отдельные лица при приобретении и использовании экономических товаров и ресурсов), расширения ее прав и возможностей <70>. Экономическая свобода рассматривается ими также как фундаментальное право каждого человека контролировать свой труд и имущество, свободно работать, производить, потреблять и инвестировать любым удобным способом при свободном перемещении труда, капиталов и товара. В практических целях, для измерения индекса экономической свободы разных стран в ежегодном руководстве, которое публикуется Фондом "Наследие", выделены 12 аспектов экономической свободы: защита права собственности, добропорядочность правительства (степень распространения коррупции), судебная эффективность, размер государственных расходов, налоговая нагрузка, бюджетное благополучие, свобода предпринимательства, свобода труда, денежная свобода (свобода ценообразования и стабильность национальной валюты), свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода (эффективное банковское и финансовое регулирование) <71>.
(Плотникова И.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Наиболее широкий перечень компонентов экономической свободы представлен исследователями Фонда "Наследие" (The Heritage Foundation, США), цель функционирования которого заключается в разработке и продвижении консервативной государственной политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, ограниченной деятельности правительства, индивидуальной свободы <69>. Исследователи Фонда "Наследие" определяют экономическую свободу как жизненно важный компонент: человеческого достоинства, автономии личности (связанной главным образом со свободой выбора, которой пользуются отдельные лица при приобретении и использовании экономических товаров и ресурсов), расширения ее прав и возможностей <70>. Экономическая свобода рассматривается ими также как фундаментальное право каждого человека контролировать свой труд и имущество, свободно работать, производить, потреблять и инвестировать любым удобным способом при свободном перемещении труда, капиталов и товара. В практических целях, для измерения индекса экономической свободы разных стран в ежегодном руководстве, которое публикуется Фондом "Наследие", выделены 12 аспектов экономической свободы: защита права собственности, добропорядочность правительства (степень распространения коррупции), судебная эффективность, размер государственных расходов, налоговая нагрузка, бюджетное благополучие, свобода предпринимательства, свобода труда, денежная свобода (свобода ценообразования и стабильность национальной валюты), свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода (эффективное банковское и финансовое регулирование) <71>.