Имущество казны налог на имущество организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество казны налог на имущество организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.06.2023 по делу N 66а-987/2023 (УИД 03OS0000-01-2023-000033-62)
Об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16.02.2023 и признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2021 N 2603.Акт обследования фактического использования здания от 29 апреля 2021 года, составленный ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" также не может являться допустимым доказательством соответствия оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование объекта в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций, он не подтверждает.
Об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16.02.2023 и признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2021 N 2603.Акт обследования фактического использования здания от 29 апреля 2021 года, составленный ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" также не может являться допустимым доказательством соответствия оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование объекта в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций, он не подтверждает.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2022 N Ф01-6712/2022 по делу N А31-14205/2021
Требование: Об обязании принять недвижимое имущество (здание и земельный участок) в казну РФ.
Обстоятельства: Недвижимое имущество находится в оперативном управлении и в постоянном бессрочном пользовании налогового органа. В связи с отсутствием потребности в его использовании налоговый орган потребовал, чтобы Управление Росимущества приняло это имущество в государственную казну.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что налоговый орган имеет право на отказ от недвижимого имущества, и поскольку отсутствие возможности закрепления этого имущества за иными учреждениями не означает, что налоговый орган обязан продолжать содержать и нести расходы на содержание неиспользуемого имущества.Бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну неиспользуемого УФНС России по Костромской области имущества со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа. Невозможность закрепления имущества за иными учреждениями, органами и организациями не означает, что налоговый орган обязан продолжать содержать неиспользуемое им имущество, нести расходы на его содержание, в дополнение к его основной деятельности, предусмотренной законом.
Требование: Об обязании принять недвижимое имущество (здание и земельный участок) в казну РФ.
Обстоятельства: Недвижимое имущество находится в оперативном управлении и в постоянном бессрочном пользовании налогового органа. В связи с отсутствием потребности в его использовании налоговый орган потребовал, чтобы Управление Росимущества приняло это имущество в государственную казну.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что налоговый орган имеет право на отказ от недвижимого имущества, и поскольку отсутствие возможности закрепления этого имущества за иными учреждениями не означает, что налоговый орган обязан продолжать содержать и нести расходы на содержание неиспользуемого имущества.Бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну неиспользуемого УФНС России по Костромской области имущества со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа. Невозможность закрепления имущества за иными учреждениями, органами и организациями не означает, что налоговый орган обязан продолжать содержать неиспользуемое им имущество, нести расходы на его содержание, в дополнение к его основной деятельности, предусмотренной законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>Муниципальное учреждение "Совет муниципального образования сельского поселения" (далее - совет сельского поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>Муниципальное учреждение "Совет муниципального образования сельского поселения" (далее - совет сельского поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"3.2. Налогообложение налогом на прибыль организаций доходов, полученных от использования имущества, находящегося в государственной собственности, является, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 ноября 2007 года N 719-О-О и др.), вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли соответствующее имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны.
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"3.2. Налогообложение налогом на прибыль организаций доходов, полученных от использования имущества, находящегося в государственной собственности, является, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 ноября 2007 года N 719-О-О и др.), вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли соответствующее имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны.
Готовое решение: Как учреждению начислить или принять к вычету НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для государственных (муниципальных) органов иной порядок: передача в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, облагается НДС, а арендатор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом. Если же арендатор такого имущества - физлицо без статуса ИП (в том числе применяющее специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход), то государственный (муниципальный) орган сам исчисляет и уплачивает НДС в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 03.12.2020 N 03-07-11/105590, от 21.10.2019 N 03-07-11/80520, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для государственных (муниципальных) органов иной порядок: передача в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, облагается НДС, а арендатор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом. Если же арендатор такого имущества - физлицо без статуса ИП (в том числе применяющее специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход), то государственный (муниципальный) орган сам исчисляет и уплачивает НДС в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 03.12.2020 N 03-07-11/105590, от 21.10.2019 N 03-07-11/80520, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
Статья: Продажа имущества казны физическому лицу: об НДС
(Зайцева С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Пунктом 3 ст. 161 НК РФ определено, что при реализации на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ <1>, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну <2>, покупатели указанного имущества признаются налоговыми агентами, и им вменяется в обязанность исчислить, удержать из доходов продавца и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
(Зайцева С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Пунктом 3 ст. 161 НК РФ определено, что при реализации на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ <1>, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну <2>, покупатели указанного имущества признаются налоговыми агентами, и им вменяется в обязанность исчислить, удержать из доходов продавца и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при предоставлении в безвозмездное пользование имущества государственной казны РФ.
(Письмо Минфина России от 23.10.2023 N 03-07-11/100330)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении имущества государственной казны Российской Федерации в безвозмездное пользование сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 23.10.2023 N 03-07-11/100330)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении имущества государственной казны Российской Федерации в безвозмездное пользование сообщает следующее.
Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования РФ.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)На основании положений статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, следовательно, безвозмездное получение недвижимого имущества публично-правовым образованием не подлежит обложению налогом на прибыль организаций.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)На основании положений статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, следовательно, безвозмездное получение недвижимого имущества публично-правовым образованием не подлежит обложению налогом на прибыль организаций.
Вопрос: О принятии к вычету НДС, уплаченного организацией в качестве налогового агента при приобретении недвижимого имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 03-07-08/66789)Вопрос: О принятии к вычету НДС, уплаченного организацией в качестве налогового агента при приобретении недвижимого имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 03-07-08/66789)Вопрос: О принятии к вычету НДС, уплаченного организацией в качестве налогового агента при приобретении недвижимого имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом)...
(Консультация эксперта, 2025)Налог на добавленную стоимость (НДС)
(Консультация эксперта, 2025)Налог на добавленную стоимость (НДС)
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Можно ли взыскать с арендатора, покупателя, получателя государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени
(КонсультантПлюс, 2025)При предоставлении на территории РФ государственными органами и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговыми агентами выступают арендаторы. Налоговыми агентами являются и покупатели (получатели) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ (казну субъекта РФ), а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну. Это предусмотрено п. 3 ст. 161 НК РФ.
Можно ли взыскать с арендатора, покупателя, получателя государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени
(КонсультантПлюс, 2025)При предоставлении на территории РФ государственными органами и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговыми агентами выступают арендаторы. Налоговыми агентами являются и покупатели (получатели) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ (казну субъекта РФ), а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну. Это предусмотрено п. 3 ст. 161 НК РФ.
Готовое решение: Как отразить в учете учреждения продажу недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В целях налога на прибыль выручку от реализации вы можете уменьшить только в том случае, если расходы на приобретение имущества и его реализацию понесены за счет приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения и имущество используется в такой деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В целях налога на прибыль выручку от реализации вы можете уменьшить только в том случае, если расходы на приобретение имущества и его реализацию понесены за счет приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения и имущество используется в такой деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Типовая ситуация: Как рассчитать налог на имущество (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).