Имущество казны налог на имущество
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество казны налог на имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.06.2023 по делу N 66а-987/2023 (УИД 03OS0000-01-2023-000033-62)
Об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16.02.2023 и признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2021 N 2603.Акт обследования фактического использования здания от 29 апреля 2021 года, составленный ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" также не может являться допустимым доказательством соответствия оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование объекта в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций, он не подтверждает.
Об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16.02.2023 и признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2021 N 2603.Акт обследования фактического использования здания от 29 апреля 2021 года, составленный ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" также не может являться допустимым доказательством соответствия оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование объекта в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций, он не подтверждает.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Понятие налога, сбора, страховых взносов" НК РФ"Вместе с тем, судебная коллегия не согласившись с выводами суда первой инстанции в части взыскания с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 убытков в размере 189 684 руб., руководствуясь положениями ст. ст. 8, 45 Налогового кодекса РФ, исходила из того, что ФИО1 налоговые платежи, начисленные на принадлежащее ему имущество за период с 2018-2021 годы не осуществлял, наложение ареста на имущество не освобождало истца от обязанности по уплате налогов, в связи с чем пришла к выводу, что начисленный ФИО1 налог на имущество не является убытками, а является его обязанностью в соответствии с положениями налогового законодательства, правовых оснований для возложения этой обязанности на государство, в лице ФССП России, не имеется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>Муниципальное учреждение "Совет муниципального образования сельского поселения" (далее - совет сельского поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>Муниципальное учреждение "Совет муниципального образования сельского поселения" (далее - совет сельского поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"3.2. Налогообложение налогом на прибыль организаций доходов, полученных от использования имущества, находящегося в государственной собственности, является, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 ноября 2007 года N 719-О-О и др.), вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли соответствующее имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны.
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"3.2. Налогообложение налогом на прибыль организаций доходов, полученных от использования имущества, находящегося в государственной собственности, является, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 ноября 2007 года N 719-О-О и др.), вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли соответствующее имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при предоставлении в безвозмездное пользование имущества государственной казны РФ.
(Письмо Минфина России от 23.10.2023 N 03-07-11/100330)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении имущества государственной казны Российской Федерации в безвозмездное пользование сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 23.10.2023 N 03-07-11/100330)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении имущества государственной казны Российской Федерации в безвозмездное пользование сообщает следующее.
Статья: Особенности применения СГС "Казна"
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- первоначальную стоимость, балансовую стоимость и переоцененную стоимость объектов нефинансовых активов имущества казны, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы;
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- первоначальную стоимость, балансовую стоимость и переоцененную стоимость объектов нефинансовых активов имущества казны, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы;
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 13.01.2023 N 03-03-05/1731
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)При этом Российская Федерация, субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций согласно положениям ст. 246 НК РФ. Поэтому доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющегося имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)При этом Российская Федерация, субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций согласно положениям ст. 246 НК РФ. Поэтому доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющегося имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Типовая ситуация: Как рассчитать налог на имущество (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить в учете передачу имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)НДС. Операции по безвозмездной передаче имущества в казну не признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1, пп. 5, 6 п. 2 ст. 146, пп. 26, 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)НДС. Операции по безвозмездной передаче имущества в казну не признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1, пп. 5, 6 п. 2 ст. 146, пп. 26, 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Статья: Реализация с согласия учредителя недвижимого имущества учреждения
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Российская Федерация, субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций в силу положений ст. 246 НК РФ. Поэтому доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющегося имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Российская Федерация, субъекты РФ, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций в силу положений ст. 246 НК РФ. Поэтому доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющегося имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
Вопрос: ООО, признанное банкротом, реализовало недвижимое имущество, находившееся в залоге у банка. Правомерно ли требование банка о признании расходов на уплату текущей задолженности по пеням, начисленным на недоимку по земельному налогу и налогу на имущество в отношении предмета залога, как текущих платежей пятой очереди?
(Консультация эксперта, 2023)Согласно п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021 (далее - Обзор N 3 (2021)), расходы на уплату текущей задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в отношении предмета залога при банкротстве залогодателя покрываются за счет выручки от реализации заложенного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором.
(Консультация эксперта, 2023)Согласно п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021 (далее - Обзор N 3 (2021)), расходы на уплату текущей задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в отношении предмета залога при банкротстве залогодателя покрываются за счет выручки от реализации заложенного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586 сообщается, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586 сообщается, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Налог на имущество в 2023 - 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Не подлежит обложению налогом имущество казны, поскольку оно не учитывается в качестве объектов основных средств, а подлежит учету на отдельном счете 1 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны".
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Не подлежит обложению налогом имущество казны, поскольку оно не учитывается в качестве объектов основных средств, а подлежит учету на отдельном счете 1 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны".