Импорт из Беларусии
Подборка наиболее важных документов по запросу Импорт из Беларусии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 165 "Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 193 "Налоговые ставки" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)III. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)III. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)4. Ввоз товаров в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза в случае, не указанном в части 3 настоящей статьи, может осуществляться в любых местах.
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)4. Ввоз товаров в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза в случае, не указанном в части 3 настоящей статьи, может осуществляться в любых местах.
Статья: Деятельность китайских резидентов индустриального парка "Великий камень" в Республике Беларусь: элементы патентной активности
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Также дополнительным преимуществом работы в индустриальном парке "Великий камень", который относится к объекту данного исследования, является особый порядок налогового регулирования для его резидентов согласно п. 46 Указа N 166, где есть указание на право на вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для разработки градостроительных проектов индустриального парка, строительства, оснащения объектов индустриального парка, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее 31 декабря года, следующего за годом приемки в эксплуатацию соответствующего объекта данного парка <8>.
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Также дополнительным преимуществом работы в индустриальном парке "Великий камень", который относится к объекту данного исследования, является особый порядок налогового регулирования для его резидентов согласно п. 46 Указа N 166, где есть указание на право на вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для разработки градостроительных проектов индустриального парка, строительства, оснащения объектов индустриального парка, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее 31 декабря года, следующего за годом приемки в эксплуатацию соответствующего объекта данного парка <8>.
Статья: Импорт из Республики Беларусь: разъяснения ФНС о выведенных из-под "прослежки" товарах
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)"НДС: проблемы и решения", 2023, N 5
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)"НДС: проблемы и решения", 2023, N 5
Готовое решение: Как принять к учету импортный товар
(КонсультантПлюс, 2025)Импорт товаров как из стран, входящих в ЕАЭС (в том числе из Белоруссии и Казахстана), так и из стран, не входящих в ЕАЭС (в том числе из Узбекистана и Украины), в бухгалтерском и налоговом учете отражайте в общем порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Импорт товаров как из стран, входящих в ЕАЭС (в том числе из Белоруссии и Казахстана), так и из стран, не входящих в ЕАЭС (в том числе из Узбекистана и Украины), в бухгалтерском и налоговом учете отражайте в общем порядке.
Ситуация: Каковы особенности приобретения автомобиля за границей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также до 31.12.2027 допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения некоторыми ТС, которые не оснащены устройством (системой) вызова экстренных оперативных служб, а также некоторыми ТС, ввозимыми в Республику Беларусь и РФ из третьих стран, со дня изготовления которых прошло не более трех лет и в отношении которых не оформлены документы об оценке соответствия, на территории государства - члена ЕАЭС, если они ввезены индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в том числе официальными представителями иностранных изготовителей (при условии, что иное не установлено законодательством). Информация о государстве - члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения таким ТС, указывается в электронном ПТС. В случае дооснащения ТС соответствующим устройством (системой) информация исключается из ПТС (п. п. 3.2.7, 3.7 Решения Комиссии Таможенного союза N 877).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также до 31.12.2027 допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения некоторыми ТС, которые не оснащены устройством (системой) вызова экстренных оперативных служб, а также некоторыми ТС, ввозимыми в Республику Беларусь и РФ из третьих стран, со дня изготовления которых прошло не более трех лет и в отношении которых не оформлены документы об оценке соответствия, на территории государства - члена ЕАЭС, если они ввезены индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в том числе официальными представителями иностранных изготовителей (при условии, что иное не установлено законодательством). Информация о государстве - члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения таким ТС, указывается в электронном ПТС. В случае дооснащения ТС соответствующим устройством (системой) информация исключается из ПТС (п. п. 3.2.7, 3.7 Решения Комиссии Таможенного союза N 877).
Вопрос: Об НДС при импорте в РФ товаров из Республики Беларусь и системе прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 02.03.2020 N 03-09-19/15218)Вопрос: Об НДС при импорте в РФ товаров из Республики Беларусь и системе прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 02.03.2020 N 03-09-19/15218)Вопрос: Об НДС при импорте в РФ товаров из Республики Беларусь и системе прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.
Вопрос: Организация ввозит из Беларуси в Россию творог (код 0406 10 500 2 по ТН ВЭД ЕАЭС) с целью выпуска в обращение на территории России. Требуется ли оформление документов по оценке соответствия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация ввозит из Беларуси в Россию творог (код 0406 10 500 2 по ТН ВЭД ЕАЭС) с целью выпуска в обращение на территории России. Требуется ли оформление документов по оценке соответствия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация ввозит из Беларуси в Россию творог (код 0406 10 500 2 по ТН ВЭД ЕАЭС) с целью выпуска в обращение на территории России. Требуется ли оформление документов по оценке соответствия?
Статья: Перспективы принудительного лицензирования в авторском праве Российской Федерации
(Гилев В.М.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)<10> Фильмы, музыка, ПО: параллельный импорт узаконили в Беларуси [Электронный ресурс] // Sputnik URL: https://sputnik.by/20230106/filmy-muzyka-po-parallelnyy-import-uzakonili-v-belarusi-1070932741.html (дата обращения: 15.05.2024).
(Гилев В.М.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)<10> Фильмы, музыка, ПО: параллельный импорт узаконили в Беларуси [Электронный ресурс] // Sputnik URL: https://sputnik.by/20230106/filmy-muzyka-po-parallelnyy-import-uzakonili-v-belarusi-1070932741.html (дата обращения: 15.05.2024).
Ситуация: Как купить автомобиль?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, до 31.12.2027 допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения некоторыми ТС категории M и N, которые не оснащены устройством (системой) вызова экстренных оперативных служб, а также некоторыми ТС, ввозимыми в РФ и Республику Беларусь из третьих стран, со дня изготовления которых прошло не более трех лет и в отношении которых не оформлены документы об оценке соответствия, на территории государства - члена ЕАЭС, если они ввезены индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе официальными представителями иностранных изготовителей (при условии, что иное не установлено законодательством). Информация о государстве - члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения таким ТС, указывается в электронном ПТС и исключается из него в случае дооснащения ТС соответствующим устройством (системой) (п. п. 3.2.7, 3.7 Решения Комиссии Таможенного союза N 877).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, до 31.12.2027 допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения некоторыми ТС категории M и N, которые не оснащены устройством (системой) вызова экстренных оперативных служб, а также некоторыми ТС, ввозимыми в РФ и Республику Беларусь из третьих стран, со дня изготовления которых прошло не более трех лет и в отношении которых не оформлены документы об оценке соответствия, на территории государства - члена ЕАЭС, если они ввезены индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе официальными представителями иностранных изготовителей (при условии, что иное не установлено законодательством). Информация о государстве - члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения таким ТС, указывается в электронном ПТС и исключается из него в случае дооснащения ТС соответствующим устройством (системой) (п. п. 3.2.7, 3.7 Решения Комиссии Таможенного союза N 877).