Импичмент
Подборка наиболее важных документов по запросу Импичмент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах конституционной ответственности (импичмента) судей
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ
(ред. от 16.07.2025)
"О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"Глава 23. Порядок рассмотрения Советом Федерации вопроса
(ред. от 16.07.2025)
"О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"Глава 23. Порядок рассмотрения Советом Федерации вопроса
Статья: Институт капелланов и религиозные обряды в парламентах
(Пибаев И.А., Педань С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Обязанности капелланов в Конгрессе США в двух палатах идентичны. Сенатор США с 1959 по 2010 г. Роберт К. Берд отмечает следующее: "Обязанности, которые выполняют капелланы <...> не все записаны, но они многочисленны и развивались на протяжении веков" <12>. В основном полномочия капелланов сводятся к чтению молитв, пастырской заботе о членах парламента и членах их семей, председательствование на похоронах и поминальных службах, прием других религиозных деятелей, представление сената перед различными религиозными группами. К примеру, капеллан сената в январе 2020 г. на второй день проведения процедуры импичмента по отношению к Дональду Трампу выступил с молитвой во благо вежливости и справедливости <13>. Необходимость произнесения молитвы капеллан увидел после того, как главный судья Джон Робертс сделал выговор двум противоборствующим сторонам в данной процедуре после их ожесточенных споров. Его молитва содержала следующее: "Поскольку наши законодатели стали присяжными, напомните им, что все, что они делают, должно быть сделано для вашей славы. Помогите им вспомнить, что патриоты живут по обе стороны прохода, что слова имеют последствия и что то, что-то говорится, может быть так же важно, как и то, говорится. Дайте им вежливость, построенную на честности, которая приносит последовательность в их убеждениях и действиях".
(Пибаев И.А., Педань С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Обязанности капелланов в Конгрессе США в двух палатах идентичны. Сенатор США с 1959 по 2010 г. Роберт К. Берд отмечает следующее: "Обязанности, которые выполняют капелланы <...> не все записаны, но они многочисленны и развивались на протяжении веков" <12>. В основном полномочия капелланов сводятся к чтению молитв, пастырской заботе о членах парламента и членах их семей, председательствование на похоронах и поминальных службах, прием других религиозных деятелей, представление сената перед различными религиозными группами. К примеру, капеллан сената в январе 2020 г. на второй день проведения процедуры импичмента по отношению к Дональду Трампу выступил с молитвой во благо вежливости и справедливости <13>. Необходимость произнесения молитвы капеллан увидел после того, как главный судья Джон Робертс сделал выговор двум противоборствующим сторонам в данной процедуре после их ожесточенных споров. Его молитва содержала следующее: "Поскольку наши законодатели стали присяжными, напомните им, что все, что они делают, должно быть сделано для вашей славы. Помогите им вспомнить, что патриоты живут по обе стороны прохода, что слова имеют последствия и что то, что-то говорится, может быть так же важно, как и то, говорится. Дайте им вежливость, построенную на честности, которая приносит последовательность в их убеждениях и действиях".
Статья: Возражения против коллективных исков: обоснованные, недобросовестные и откровенно злоумышленные
(Клонофф Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)<145> Практика Верховного суда является хорошей аналогией. Суд следит за дисциплинарными мерами, принимаемыми штатами, и отслеживает те из них, которые вызывают озабоченность. Например, в связи с делом Моники Левински и последовавшим за ним процессом импичмента президент Билл Клинтон добровольно согласился на пятилетнее отстранение от адвокатской практики в штате Арканзас. После этого он был отстранен от адвокатской практики в Верховном Суде и получил сорок дней на то, чтобы опротестовать лишение адвокатского статуса. Вместо этого он решил выйти из адвокатской коллегии Верховного Суда. Evon D. Bill Clinton Was Fined. Disbarred Over the Monica Lewinsky Scandal // https://www.snopes.com/fact-check/bill-clinton-fined-and-disbarred-over-the-monica-lewinsky-scandal [https://perma.cc/ZDN5-NHXH].
(Клонофф Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)<145> Практика Верховного суда является хорошей аналогией. Суд следит за дисциплинарными мерами, принимаемыми штатами, и отслеживает те из них, которые вызывают озабоченность. Например, в связи с делом Моники Левински и последовавшим за ним процессом импичмента президент Билл Клинтон добровольно согласился на пятилетнее отстранение от адвокатской практики в штате Арканзас. После этого он был отстранен от адвокатской практики в Верховном Суде и получил сорок дней на то, чтобы опротестовать лишение адвокатского статуса. Вместо этого он решил выйти из адвокатской коллегии Верховного Суда. Evon D. Bill Clinton Was Fined. Disbarred Over the Monica Lewinsky Scandal // https://www.snopes.com/fact-check/bill-clinton-fined-and-disbarred-over-the-monica-lewinsky-scandal [https://perma.cc/ZDN5-NHXH].
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Следующий этап развития института судейской этики обусловлен многочисленными изменениями федерального законодательства. Так, принятый Закон США о совершенствовании судебного механизма 1974 г. содержал конкретные и обязательные правила о дисквалификации (отводе) судей в ситуациях, когда у судьи есть интерес, влияющий на объективность рассмотрения дела, выраженный во владении акциями компании, участвующей в процессе, оказании ранее юридической услуги стороне процесса, участии в качестве свидетеля по делу; при наличии иной взаимосвязи со стороной дела или адвокатом таким образом, что возникает конфликт интересов <17>. Кроме того, в 1978 г. был принят Федеральный закон США об этике в государственном управлении, направленный на борьбу с коррупцией <18>. Закон установил обязанность публичного раскрытия финансовой информации, информации о предыдущей трудовой деятельности государственных служащих, а также их близких родственников. В разд. I Закона уточнялось, что включает в себя финансовая отчетность, требующая раскрытия, а именно: источники и суммы доходов, подарки, возмещения, идентификационные данные и приблизительная стоимость имущества, размер долгов, сделки с имуществом, товарами и ценными бумагами, а также финансовые интересы супруга или иждивенца. Кроме того, разд. I уточнял круг лиц, на которых распространяется соответствующая обязанность. В их число входили судебные должностные лица, судьи апелляционных судов, окружные судьи. Закон 1978 г. также утвердил процедуры для подачи и рассмотрения жалоб на неправомерные действия судей и уполномочил Судебные советы каждого округа применять дисциплинарные взыскания к судьям. Еще одним законодательным актом, провозглашающим самодисциплину в судейском сообществе, стал Закон о реформе советов судей и поведении судей 1980 г. Закон 1980 г. закрепил правила, регулирующие состав и обязанности судебных советов окружных судов, их полномочия в части проведения расследований в отношении судей, нарушающих требования этических кодексов <19>, и применения дисциплинарных наказаний (за исключением импичмента). В 1989 г. был принят Закон об этической реформе <20>, который расширил ограничения судей в части внешнего дохода, внешней занятости (в том числе преподавательской) и требования к раскрытию финансовой информации.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Следующий этап развития института судейской этики обусловлен многочисленными изменениями федерального законодательства. Так, принятый Закон США о совершенствовании судебного механизма 1974 г. содержал конкретные и обязательные правила о дисквалификации (отводе) судей в ситуациях, когда у судьи есть интерес, влияющий на объективность рассмотрения дела, выраженный во владении акциями компании, участвующей в процессе, оказании ранее юридической услуги стороне процесса, участии в качестве свидетеля по делу; при наличии иной взаимосвязи со стороной дела или адвокатом таким образом, что возникает конфликт интересов <17>. Кроме того, в 1978 г. был принят Федеральный закон США об этике в государственном управлении, направленный на борьбу с коррупцией <18>. Закон установил обязанность публичного раскрытия финансовой информации, информации о предыдущей трудовой деятельности государственных служащих, а также их близких родственников. В разд. I Закона уточнялось, что включает в себя финансовая отчетность, требующая раскрытия, а именно: источники и суммы доходов, подарки, возмещения, идентификационные данные и приблизительная стоимость имущества, размер долгов, сделки с имуществом, товарами и ценными бумагами, а также финансовые интересы супруга или иждивенца. Кроме того, разд. I уточнял круг лиц, на которых распространяется соответствующая обязанность. В их число входили судебные должностные лица, судьи апелляционных судов, окружные судьи. Закон 1978 г. также утвердил процедуры для подачи и рассмотрения жалоб на неправомерные действия судей и уполномочил Судебные советы каждого округа применять дисциплинарные взыскания к судьям. Еще одним законодательным актом, провозглашающим самодисциплину в судейском сообществе, стал Закон о реформе советов судей и поведении судей 1980 г. Закон 1980 г. закрепил правила, регулирующие состав и обязанности судебных советов окружных судов, их полномочия в части проведения расследований в отношении судей, нарушающих требования этических кодексов <19>, и применения дисциплинарных наказаний (за исключением импичмента). В 1989 г. был принят Закон об этической реформе <20>, который расширил ограничения судей в части внешнего дохода, внешней занятости (в том числе преподавательской) и требования к раскрытию финансовой информации.
Статья: Государственная власть постсоветской Литовской Республики: аспекты преемственности, рецепции и политики
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Ненамного больше внимания этим вопросам уделено в Конституции Норвегии 1814 г. <1>, в которой разд. D. "О судебной власти" ( makt) включает пять статей. Данный раздел начинается с упоминания о специализированном судебном органе - Государственном суде (Суде импичмента), который занимается исключительно делами, инициированными Одельстингом, являющимся одним из отделений органа законодательной власти (Стортинга), против членов Государственного совета, Верховного суда или Стортинга за совершение ими преступлений во время выполнения своих служебных обязанностей (ст. 86). В последующих статьях этого раздела определены основы правового статуса Верховного Суда Норвегии в качестве суда высшей инстанции.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Ненамного больше внимания этим вопросам уделено в Конституции Норвегии 1814 г. <1>, в которой разд. D. "О судебной власти" ( makt) включает пять статей. Данный раздел начинается с упоминания о специализированном судебном органе - Государственном суде (Суде импичмента), который занимается исключительно делами, инициированными Одельстингом, являющимся одним из отделений органа законодательной власти (Стортинга), против членов Государственного совета, Верховного суда или Стортинга за совершение ими преступлений во время выполнения своих служебных обязанностей (ст. 86). В последующих статьях этого раздела определены основы правового статуса Верховного Суда Норвегии в качестве суда высшей инстанции.
Статья: Конституционные проекты России XX века. Авторский проект конституции Международного фонда "Реформа"
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Интересной особенностью проекта, его ст. 31, является установление возможности привлечения к суду импичмента не только Президента РФ, но и Вице-Президента РФ, членов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом, что показательно, основанием для возбуждения импичмента могли стать как совершение тяжкого уголовного преступления, так и нарушение присяги. Включение этих положений, как представляется, должно было повысить ответственность должностных лиц органов исполнительной и судебной властей перед народом в лице представительного органа власти - парламента России.
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Интересной особенностью проекта, его ст. 31, является установление возможности привлечения к суду импичмента не только Президента РФ, но и Вице-Президента РФ, членов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом, что показательно, основанием для возбуждения импичмента могли стать как совершение тяжкого уголовного преступления, так и нарушение присяги. Включение этих положений, как представляется, должно было повысить ответственность должностных лиц органов исполнительной и судебной властей перед народом в лице представительного органа власти - парламента России.
Статья: Институт президентской власти Грузии в свете конституционных преобразований
(Алексеев Р.А.)
("Современное право", 2025, N 4)Порядок избрания главы государства неоднократно менялся на основании конституционных норм и законодательства о выборах президента. Первым всенародно избранным главой государства после провозглашения страной весной 1991 года независимости был избран Звиад Гамсахурдия (заручившийся поддержкой 87,6% избирателей). Однако в результате произошедшего зимой 1991 - 1992 года военного переворота созданный Военный совет объявил об отстранении Гамсахурдия от власти (без соблюдения конституционных предписаний о процедуре импичмента), а также о роспуске парламента, введении в стране чрезвычайного положения и приостановлении действия на тот момент Основного закона 1991 года. Пост главы государства предложили занять экс-министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе, который осенью 1995 года был избран на пост президента 74,94% голосов избирателей [1, с. 57]. Весной 2000 года он был переизбран на второй срок при внушительной поддержке избирателей - более чем в 79,82% голосов [3, с. 11].
(Алексеев Р.А.)
("Современное право", 2025, N 4)Порядок избрания главы государства неоднократно менялся на основании конституционных норм и законодательства о выборах президента. Первым всенародно избранным главой государства после провозглашения страной весной 1991 года независимости был избран Звиад Гамсахурдия (заручившийся поддержкой 87,6% избирателей). Однако в результате произошедшего зимой 1991 - 1992 года военного переворота созданный Военный совет объявил об отстранении Гамсахурдия от власти (без соблюдения конституционных предписаний о процедуре импичмента), а также о роспуске парламента, введении в стране чрезвычайного положения и приостановлении действия на тот момент Основного закона 1991 года. Пост главы государства предложили занять экс-министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе, который осенью 1995 года был избран на пост президента 74,94% голосов избирателей [1, с. 57]. Весной 2000 года он был переизбран на второй срок при внушительной поддержке избирателей - более чем в 79,82% голосов [3, с. 11].
Статья: Квазисудебные парламентарные процедуры лишения судьи статуса в России и Соединенных Штатах Америки
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)<*> В настоящей статье для освещения и анализа парламентского американского опыта применения процедуры импичмента, помимо нормативных актов США, используются также доклады Исследовательской службы Конгресса США (англ.: Congressional Research Service).
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)<*> В настоящей статье для освещения и анализа парламентского американского опыта применения процедуры импичмента, помимо нормативных актов США, используются также доклады Исследовательской службы Конгресса США (англ.: Congressional Research Service).
Статья: Влияние политической конъюнктуры на принятие судебных решений (на примере решения Верховного Суда США по делу "Марбери против Медисона")
(Дедов Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Е. Чемеринский также оправдывает подход Маршалла, называя его блестящим: "С политической точки зрения у него не было другого выбора, кроме как отказать Марбери в помощи. Администрация Джефферсона наверняка отказалась бы выполнить постановление суда о доставке комиссии. Кроме того, существовала реальная вероятность того, что Джефферсон может добиться импичмента судьям-федералистам в попытке получить республиканский контроль над судебной системой".
(Дедов Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Е. Чемеринский также оправдывает подход Маршалла, называя его блестящим: "С политической точки зрения у него не было другого выбора, кроме как отказать Марбери в помощи. Администрация Джефферсона наверняка отказалась бы выполнить постановление суда о доставке комиссии. Кроме того, существовала реальная вероятность того, что Джефферсон может добиться импичмента судьям-федералистам в попытке получить республиканский контроль над судебной системой".
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)2. Конституционная модель статуса Президента РФ, закрепленная в Основном Законе 1993 года, изначально была учреждена как сверхмощная вертикаль власти, не имеющая аналогов в мировой конституционной практике. Она вобрала в себя все допустимые в президентской республике полномочия главы государства, оставив вне правовых рамок большую часть "сдержек и противовесов", известных мировой конституционной практике (право контрасигнатуры главы правительства, право парламента назначать референдум, доступная процедура импичмента и т.д.).
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)2. Конституционная модель статуса Президента РФ, закрепленная в Основном Законе 1993 года, изначально была учреждена как сверхмощная вертикаль власти, не имеющая аналогов в мировой конституционной практике. Она вобрала в себя все допустимые в президентской республике полномочия главы государства, оставив вне правовых рамок большую часть "сдержек и противовесов", известных мировой конституционной практике (право контрасигнатуры главы правительства, право парламента назначать референдум, доступная процедура импичмента и т.д.).