Иммунитет бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Иммунитет бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Иммунитет бюджетов" БК РФСТАТЬЯ 239 "ИММУНИТЕТ БЮДЖЕТОВ" БК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 76 "Обращение взыскания на дебиторскую задолженность" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(Арбитражный суд Уральского округа)По мнению судов, постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника в отношении муниципальных учреждений являются обращением взыскания на средства бюджета, в рамках которого установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Арбитражный суд Уральского округа)По мнению судов, постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника в отношении муниципальных учреждений являются обращением взыскания на средства бюджета, в рамках которого установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о правовом регулировании иммунитета бюджетов
(Бехер В.В., Солдунов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)"Безопасность бизнеса", 2022, N 3
(Бехер В.В., Солдунов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)"Безопасность бизнеса", 2022, N 3
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Применение положений названной главы разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <339>. Так, в пункте 1 данного Постановления отмечено следующее: БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы России, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 данного Кодекса; правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории России; установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств; при этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не используется, кроме случаев, установленных данным Кодексом; при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 названного Закона.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Применение положений названной главы разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <339>. Так, в пункте 1 данного Постановления отмечено следующее: БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы России, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 данного Кодекса; правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории России; установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств; при этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не используется, кроме случаев, установленных данным Кодексом; при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 названного Закона.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"1. Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"1. Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 239. Иммунитет бюджетов
(ред. от 31.07.2025)Статья 239. Иммунитет бюджетов
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Второй особенностью ЕКС является правовой режим "иммунитета" его средств, предполагающий защиту от обращения взыскания на денежные средства на нем, что предусмотрено п. 5 ст. 242.12 БК РФ. Учитывая, что принадлежность средств ЕКС к средствам бюджетов не может быть юридически установлена, изменение в ст. 239 БК РФ "иммунитет бюджетов" не вносилось.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Второй особенностью ЕКС является правовой режим "иммунитета" его средств, предполагающий защиту от обращения взыскания на денежные средства на нем, что предусмотрено п. 5 ст. 242.12 БК РФ. Учитывая, что принадлежность средств ЕКС к средствам бюджетов не может быть юридически установлена, изменение в ст. 239 БК РФ "иммунитет бюджетов" не вносилось.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)В том числе позиция муниципальных органов строилась на том, что в отношении них действует иммунитет бюджетов, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)В том числе позиция муниципальных органов строилась на том, что в отношении них действует иммунитет бюджетов, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В связи с наличием режима иммунитета бюджетов (ст. 239 БК РФ) <18> и с тем, что вместо денежных средств у получателей бюджетных средств учитывается остаток свободных лимитов бюджетных обязательств, Бюджетный кодекс предусмотрел особый механизм исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, а также государственных (муниципальных) органов <19>. Этот механизм предусматривает направление исполнительного документа в казначейский или финансовый орган, в котором открыт лицевой счет, для его исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете казенного учреждения-должника. Указание в тексте Кодекса "на средства, учитываемые на лицевом счете" является терминологическим допущением, используемым для удобства изложения процедуры. При исполнении указанных исполнительных документов денежные средства будут перечислены с соответствующего казначейского счета, к которому открыт лицевой счет. Именно казначейский счет в системе казначейских платежей предназначен "для осуществления и отражения... операций... с денежными средствами" <20>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В связи с наличием режима иммунитета бюджетов (ст. 239 БК РФ) <18> и с тем, что вместо денежных средств у получателей бюджетных средств учитывается остаток свободных лимитов бюджетных обязательств, Бюджетный кодекс предусмотрел особый механизм исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, а также государственных (муниципальных) органов <19>. Этот механизм предусматривает направление исполнительного документа в казначейский или финансовый орган, в котором открыт лицевой счет, для его исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете казенного учреждения-должника. Указание в тексте Кодекса "на средства, учитываемые на лицевом счете" является терминологическим допущением, используемым для удобства изложения процедуры. При исполнении указанных исполнительных документов денежные средства будут перечислены с соответствующего казначейского счета, к которому открыт лицевой счет. Именно казначейский счет в системе казначейских платежей предназначен "для осуществления и отражения... операций... с денежными средствами" <20>.
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<10> Страмнова А.А. Правовые изъятия из иммунитета бюджета // Финансовое право. 2017. N 9. С. 33 - 37.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<10> Страмнова А.А. Правовые изъятия из иммунитета бюджета // Финансовое право. 2017. N 9. С. 33 - 37.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Также следует отметить, что важной особенностью казначейского сопровождения является иммунитет бюджетов <1>, который распространяется на средства на лицевом счете участника казначейского сопровождения.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Также следует отметить, что важной особенностью казначейского сопровождения является иммунитет бюджетов <1>, который распространяется на средства на лицевом счете участника казначейского сопровождения.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Ю.А. Крохина считает, что к принципам бюджетного процесса следует отнести следующие: последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти; казначейское исполнение бюджетов; ежегодность бюджетов; публичность и гласность; единство кассы; формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ; иммунитет бюджетов <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Ю.А. Крохина считает, что к принципам бюджетного процесса следует отнести следующие: последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти; казначейское исполнение бюджетов; ежегодность бюджетов; публичность и гласность; единство кассы; формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ; иммунитет бюджетов <1>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)9. Из принципа иммунитета бюджетов не следует, что обязательства Росреестра по возмещению вреда возникают только с момента и при условии принятия судебного акта и что уступка будущего требования о возмещении вреда невозможна.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)9. Из принципа иммунитета бюджетов не следует, что обязательства Росреестра по возмещению вреда возникают только с момента и при условии принятия судебного акта и что уступка будущего требования о возмещении вреда невозможна.
Статья: Дело "Орловского тоннеля": 10 лет спустя
(Еремин В.В., Бауэр Р.Э.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)В статье проводится анализ отдельных аргументов, которые легли в основу отказа в приведении в исполнение арбитражного решения по делу так называемого Орловского тоннеля. Авторы рассматривают вопросы преюдиции, допустимости передачи споров из концессионных соглашений в арбитраж и последствия в части гипотетически возможного приведения в исполнение арбитражного решения, вынесенного против публично-правового образования. Авторы старались подчеркнуть актуальность отдельных аспектов данного дела спустя 10 лет после вынесения арбитражного решения и неоднозначность тех формулировок, которые содержатся в законе о концессионных соглашениях относительно порядка разрешения споров. Отдельное внимание в рамках статьи уделено понятию "третейский суд Российской Федерации", которое не раскрыто в отечественном законодательстве, но создает ряд неопределенных аспектов. Также обсуждается вопрос об исполнимости решений против публично-правовых образований с учетом иммунитета бюджетов, установленного ст. 239 Бюджетного кодекса РФ.
(Еремин В.В., Бауэр Р.Э.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)В статье проводится анализ отдельных аргументов, которые легли в основу отказа в приведении в исполнение арбитражного решения по делу так называемого Орловского тоннеля. Авторы рассматривают вопросы преюдиции, допустимости передачи споров из концессионных соглашений в арбитраж и последствия в части гипотетически возможного приведения в исполнение арбитражного решения, вынесенного против публично-правового образования. Авторы старались подчеркнуть актуальность отдельных аспектов данного дела спустя 10 лет после вынесения арбитражного решения и неоднозначность тех формулировок, которые содержатся в законе о концессионных соглашениях относительно порядка разрешения споров. Отдельное внимание в рамках статьи уделено понятию "третейский суд Российской Федерации", которое не раскрыто в отечественном законодательстве, но создает ряд неопределенных аспектов. Также обсуждается вопрос об исполнимости решений против публично-правовых образований с учетом иммунитета бюджетов, установленного ст. 239 Бюджетного кодекса РФ.