Иерархия нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Иерархия нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Кроме того, ссылки Комитета на положения муниципального Административного регламента, фактически расширяющие перечень оснований для оставления без рассмотрения ходатайств об установлении публичного сервитута, не имеют правового значения, поскольку исчерпывающий перечень таких оснований установлен пунктом 9 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и не может быть дополнительно расширен нижестоящим в иерархии нормативным правовым актом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении профессиональных стандартов.
(Письмо Минтруда России от 11.01.2016 N 14-0/В-2)Федеральный закон является нормативным правовым актом, который занимает главенствующее положение в иерархии нормативных актов Российской Федерации и обладает высшей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами иных уровней. Нормативные правовые акты федеральных органов власти, в том числе Минтруда России, относятся к подзаконным и подчиняются актам Правительства Российской Федерации, обладающим более высокой юридической силой, а в конечном счете законам.
(Письмо Минтруда России от 11.01.2016 N 14-0/В-2)Федеральный закон является нормативным правовым актом, который занимает главенствующее положение в иерархии нормативных актов Российской Федерации и обладает высшей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами иных уровней. Нормативные правовые акты федеральных органов власти, в том числе Минтруда России, относятся к подзаконным и подчиняются актам Правительства Российской Федерации, обладающим более высокой юридической силой, а в конечном счете законам.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
(ред. от 31.07.2025)1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Статья: Правовой анализ доходных видеоигр
(Будник Р.А., Зверев М.О.)
("Закон", 2024, N 10)Вышеуказанные положения лицензионного соглашения прямо противоречат положениям ч. 1 ст. 44 Конституции РФ о том, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а интеллектуальная собственность охраняется законом. Один из базовых принципов устойчивой правовой системы заключается в иерархии нормативно-правовых актов, а не входящие в их число корпоративные правила не могут нарушать нормы, которые установлены либо санкционированы государством.
(Будник Р.А., Зверев М.О.)
("Закон", 2024, N 10)Вышеуказанные положения лицензионного соглашения прямо противоречат положениям ч. 1 ст. 44 Конституции РФ о том, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а интеллектуальная собственность охраняется законом. Один из базовых принципов устойчивой правовой системы заключается в иерархии нормативно-правовых актов, а не входящие в их число корпоративные правила не могут нарушать нормы, которые установлены либо санкционированы государством.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)1) Законом N 353-ФЗ и Законом N 230-ФЗ не предусмотрен прямой запрет на осуществление автоматизированных телефонных вызовов. Более того, возможность осуществления автоматизированных телефонных вызовов предусмотрена законопроектом N 190070-8 (принят в первом чтении 06.12.2022 Государственной Думой) и относится к непосредственному взаимодействию с должником, предусмотренному Законом N 230-ФЗ. Таким образом, указанные пункты правил оказания услуг телефонной связи, являясь подзаконным нормативным правовым актом, ограничивают предусмотренные Законом способы информационного взаимодействия кредитных организаций с клиентами (нарушает принцип иерархии нормативных правовых актов);
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)1) Законом N 353-ФЗ и Законом N 230-ФЗ не предусмотрен прямой запрет на осуществление автоматизированных телефонных вызовов. Более того, возможность осуществления автоматизированных телефонных вызовов предусмотрена законопроектом N 190070-8 (принят в первом чтении 06.12.2022 Государственной Думой) и относится к непосредственному взаимодействию с должником, предусмотренному Законом N 230-ФЗ. Таким образом, указанные пункты правил оказания услуг телефонной связи, являясь подзаконным нормативным правовым актом, ограничивают предусмотренные Законом способы информационного взаимодействия кредитных организаций с клиентами (нарушает принцип иерархии нормативных правовых актов);
Статья: Законодательство Российской Федерации в узком и широком смыслах
(Рагозин В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <12> установлено, что к законодательству об образовании относятся Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный закон, иные федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Следует отметить, что включение Конституции Российской Федерации в систему законодательства об образовании не совсем соответствует ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет особый статус в иерархии нормативных правовых актов.
(Рагозин В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <12> установлено, что к законодательству об образовании относятся Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный закон, иные федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Следует отметить, что включение Конституции Российской Федерации в систему законодательства об образовании не совсем соответствует ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет особый статус в иерархии нормативных правовых актов.
Статья: Воздействие вещных прав на отношения торгового мореплавания
(Коваль В.Н.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Петров Александр А. 2013a. Динамика правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросу о легитимности предметной (горизонтальной) иерархии нормативных правовых актов. Научные исследования и разработки 4 (1): 189 - 196.
(Коваль В.Н.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Петров Александр А. 2013a. Динамика правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросу о легитимности предметной (горизонтальной) иерархии нормативных правовых актов. Научные исследования и разработки 4 (1): 189 - 196.
Статья: Допустимость применения представления об устранении нарушений закона при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Как указал Конституционный Суд РФ, "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, согласно части первой его статьи 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией Российской Федерации иерархии нормативных актов. В отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило lex posterior derogat priori (последующий закон отменяет предыдущие), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений" <2>.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Как указал Конституционный Суд РФ, "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, согласно части первой его статьи 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией Российской Федерации иерархии нормативных актов. В отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило lex posterior derogat priori (последующий закон отменяет предыдущие), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений" <2>.
Статья: Иерархия источников права России: анализ законодательства и доктрины через сравнительно-правовую призму болгарского права
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Ключевые слова: источники права, нормативный правовой акт, иерархия нормативно-правовых актов, система нормативных правовых актов, правовые коллизии, закон о нормативных правовых актах, закон о законах, правовая доктрина, судебная практика, правовой обычай, принципы права.
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Ключевые слова: источники права, нормативный правовой акт, иерархия нормативно-правовых актов, система нормативных правовых актов, правовые коллизии, закон о нормативных правовых актах, закон о законах, правовая доктрина, судебная практика, правовой обычай, принципы права.
Статья: Проблемы утверждения границ территорий объектов культурного наследия как исходной предпосылки их государственной регистрации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 3)<13> См.: Петров А.А. Динамика правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросу легитимности предметной (горизонтальной) иерархии нормативных правовых актов // ADVANCES IN LAW STUDIES. 2013. N 4. Т. 1. С. 189 - 196.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 3)<13> См.: Петров А.А. Динамика правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросу легитимности предметной (горизонтальной) иерархии нормативных правовых актов // ADVANCES IN LAW STUDIES. 2013. N 4. Т. 1. С. 189 - 196.
Статья: Международные транзакции в России и за рубежом
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Так, пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается, что в целях обеспечения финансовой стабильности экономики России Банк России имеет безусловное право приостанавливать или ограничивать проведение большого перечня операций и сделок, в частности транзакций из России, которые осуществляются через российские банки и некредитные финансовые организации (формально техника такого решения в иерархии нормативных актов выше, чем указы Президента). Банк России принимает такие решения в сфере своих полномочий и без участия иных регуляторов. Ответственным комитетом внутри Банка России является Комитет банковского надзора или Комитет финансового надзора. Как правило, такое решение не публикуется, оно передается банкам. Широкой публике доступны только итоговые пресс-релизы на сайте Банка России (единственный источник информации о запретах такого типа).
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Так, пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается, что в целях обеспечения финансовой стабильности экономики России Банк России имеет безусловное право приостанавливать или ограничивать проведение большого перечня операций и сделок, в частности транзакций из России, которые осуществляются через российские банки и некредитные финансовые организации (формально техника такого решения в иерархии нормативных актов выше, чем указы Президента). Банк России принимает такие решения в сфере своих полномочий и без участия иных регуляторов. Ответственным комитетом внутри Банка России является Комитет банковского надзора или Комитет финансового надзора. Как правило, такое решение не публикуется, оно передается банкам. Широкой публике доступны только итоговые пресс-релизы на сайте Банка России (единственный источник информации о запретах такого типа).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Высший уровень в иерархии нормативных актов, регулирующих правоохранительную деятельность, занимает Конституция РФ <1>. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации отнесены судоустройство и прокуратура. Определяет Конституция РФ (ч. 1 ст. 72) и задачи правоохранительной деятельности. К ним относятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Причем указанные задачи, а также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Высший уровень в иерархии нормативных актов, регулирующих правоохранительную деятельность, занимает Конституция РФ <1>. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации отнесены судоустройство и прокуратура. Определяет Конституция РФ (ч. 1 ст. 72) и задачи правоохранительной деятельности. К ним относятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Причем указанные задачи, а также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Статья: Стратегическое управление социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Представленный набор действий возвращает нас к уже обозначенной выше проблеме стратегического управления, связанной с юридической силой документов стратегического планирования. Так, федеральный бюджет на год и плановый период (а также бюджеты государственных внебюджетных фондов) принимаются в форме федерального закона (ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации <36>), а целеполагающие документы стратегического планирования утверждаются подзаконными актами. Если вынести за скобки политические реалии в виде так называемого указного права, то с точки зрения формальной иерархии нормативных правовых актов возникает коллизия: цели и задачи формулируются в актах более низкой юридической силы, чем те, которыми закрепляется их ресурсное обеспечение. Представляется, что в целях обеспечения юридической возможности приведения бюджетного процесса в соответствие с целями и задачами, сформулированными в документах стратегического планирования, целесообразно предусмотреть утверждение стратегий федерального уровня - как минимум на уровне федерального закона (подробнее об этом ниже).
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Представленный набор действий возвращает нас к уже обозначенной выше проблеме стратегического управления, связанной с юридической силой документов стратегического планирования. Так, федеральный бюджет на год и плановый период (а также бюджеты государственных внебюджетных фондов) принимаются в форме федерального закона (ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации <36>), а целеполагающие документы стратегического планирования утверждаются подзаконными актами. Если вынести за скобки политические реалии в виде так называемого указного права, то с точки зрения формальной иерархии нормативных правовых актов возникает коллизия: цели и задачи формулируются в актах более низкой юридической силы, чем те, которыми закрепляется их ресурсное обеспечение. Представляется, что в целях обеспечения юридической возможности приведения бюджетного процесса в соответствие с целями и задачами, сформулированными в документах стратегического планирования, целесообразно предусмотреть утверждение стратегий федерального уровня - как минимум на уровне федерального закона (подробнее об этом ниже).