Иерархия нормативно правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Иерархия нормативно правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Кроме того, ссылки Комитета на положения муниципального Административного регламента, фактически расширяющие перечень оснований для оставления без рассмотрения ходатайств об установлении публичного сервитута, не имеют правового значения, поскольку исчерпывающий перечень таких оснований установлен пунктом 9 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и не может быть дополнительно расширен нижестоящим в иерархии нормативным правовым актом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении профессиональных стандартов.
(Письмо Минтруда России от 11.01.2016 N 14-0/В-2)Федеральный закон является нормативным правовым актом, который занимает главенствующее положение в иерархии нормативных актов Российской Федерации и обладает высшей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами иных уровней. Нормативные правовые акты федеральных органов власти, в том числе Минтруда России, относятся к подзаконным и подчиняются актам Правительства Российской Федерации, обладающим более высокой юридической силой, а в конечном счете законам.
(Письмо Минтруда России от 11.01.2016 N 14-0/В-2)Федеральный закон является нормативным правовым актом, который занимает главенствующее положение в иерархии нормативных актов Российской Федерации и обладает высшей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами иных уровней. Нормативные правовые акты федеральных органов власти, в том числе Минтруда России, относятся к подзаконным и подчиняются актам Правительства Российской Федерации, обладающим более высокой юридической силой, а в конечном счете законам.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
(ред. от 31.07.2025)1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Статья: Ведем реестр НПА в области охраны труда
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)Для правильного формирования реестра предлагаем воспользоваться иерархией нормативных правовых актов РФ:
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)Для правильного формирования реестра предлагаем воспользоваться иерархией нормативных правовых актов РФ:
Статья: На что и как можно пожаловаться председателю суда
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Ни один из этих документов не устанавливает порядок рассмотрения жалоб на действия судьи общей юрисдикции полноценно - от оснований, содержания, формы обращения до формирования ответа на обращения. Определяя этот порядок, нужно обращаться к каждому из этих документов и "читать" в совокупности, с учетом иерархии нормативных правовых актов.
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Ни один из этих документов не устанавливает порядок рассмотрения жалоб на действия судьи общей юрисдикции полноценно - от оснований, содержания, формы обращения до формирования ответа на обращения. Определяя этот порядок, нужно обращаться к каждому из этих документов и "читать" в совокупности, с учетом иерархии нормативных правовых актов.
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)Во-вторых, существуют правовые позиции Конституционного Суда РФ, согласно которым в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида. Ни один федеральный закон в силу этой статьи Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой (см., например, абз. 8 п. 3 мотивировочной части Определения от 05.11.1999 N 182-О "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Иными словами, в иерархии нормативных правовых актов кодифицированные акты не выделяются в качестве отдельного вида.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)Во-вторых, существуют правовые позиции Конституционного Суда РФ, согласно которым в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида. Ни один федеральный закон в силу этой статьи Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой (см., например, абз. 8 п. 3 мотивировочной части Определения от 05.11.1999 N 182-О "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Иными словами, в иерархии нормативных правовых актов кодифицированные акты не выделяются в качестве отдельного вида.
Статья: Экологический мониторинг: проблемы правового регулирования и пути решения
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Существует серия актов программного и стратегического характера, задающих подходы к развитию экологического мониторинга российской части Арктики. Несмотря на то что правовой статус и место таких документов в иерархии нормативных правовых актов не до конца определены <20>, их влияние на развитие Арктики высоко, поскольку в них отражается долгосрочное, системное видение.
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Существует серия актов программного и стратегического характера, задающих подходы к развитию экологического мониторинга российской части Арктики. Несмотря на то что правовой статус и место таких документов в иерархии нормативных правовых актов не до конца определены <20>, их влияние на развитие Арктики высоко, поскольку в них отражается долгосрочное, системное видение.
Статья: Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Одним из самых сложных как по составу участников, так и по процедуре является законотворческий процесс. Результатом данного процесса является принятие документов, занимающих высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов, - законов. В целях обеспечения легитимности принятия закона каждый из этапов законотворческого процесса должен быть отражен в документах, отличающихся по статусу, технологии разработки, ценности. Между тем в законодательных органах при документировании законотворческого процесса не всегда применяются научные подходы, апробированные практикой, отсутствует унификация видового состава документов, их внешней формы, процедур разработки, а также организации работы с ними. Данная проблема становится все более очевидной в связи с активным использованием цифровых технологий в деятельности законодательных органов.
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Одним из самых сложных как по составу участников, так и по процедуре является законотворческий процесс. Результатом данного процесса является принятие документов, занимающих высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов, - законов. В целях обеспечения легитимности принятия закона каждый из этапов законотворческого процесса должен быть отражен в документах, отличающихся по статусу, технологии разработки, ценности. Между тем в законодательных органах при документировании законотворческого процесса не всегда применяются научные подходы, апробированные практикой, отсутствует унификация видового состава документов, их внешней формы, процедур разработки, а также организации работы с ними. Данная проблема становится все более очевидной в связи с активным использованием цифровых технологий в деятельности законодательных органов.
Статья: Иерархия и специфика нормативных правовых актов Туркменистана
(Аминов И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
(Аминов И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Правило применения нормативных актов, отраженное в ч. 2 ст. 15 КАС РФ, прямо связано с реализацией судом принципов законности и справедливости, которые, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ <1>, обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов, иных нормативных правовых актов (ст. 9), учитывающим иерархию и юридическую силу подлежащих применению правовых актов, а также допустимость применения в отдельных случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1, 2 и 6 ст. 15).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Правило применения нормативных актов, отраженное в ч. 2 ст. 15 КАС РФ, прямо связано с реализацией судом принципов законности и справедливости, которые, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ <1>, обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов, иных нормативных правовых актов (ст. 9), учитывающим иерархию и юридическую силу подлежащих применению правовых актов, а также допустимость применения в отдельных случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1, 2 и 6 ст. 15).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)1) Законом N 353-ФЗ и Законом N 230-ФЗ не предусмотрен прямой запрет на осуществление автоматизированных телефонных вызовов. Более того, возможность осуществления автоматизированных телефонных вызовов предусмотрена законопроектом N 190070-8 (принят в первом чтении 06.12.2022 Государственной Думой) и относится к непосредственному взаимодействию с должником, предусмотренному Законом N 230-ФЗ. Таким образом, указанные пункты правил оказания услуг телефонной связи, являясь подзаконным нормативным правовым актом, ограничивают предусмотренные Законом способы информационного взаимодействия кредитных организаций с клиентами (нарушает принцип иерархии нормативных правовых актов);
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)1) Законом N 353-ФЗ и Законом N 230-ФЗ не предусмотрен прямой запрет на осуществление автоматизированных телефонных вызовов. Более того, возможность осуществления автоматизированных телефонных вызовов предусмотрена законопроектом N 190070-8 (принят в первом чтении 06.12.2022 Государственной Думой) и относится к непосредственному взаимодействию с должником, предусмотренному Законом N 230-ФЗ. Таким образом, указанные пункты правил оказания услуг телефонной связи, являясь подзаконным нормативным правовым актом, ограничивают предусмотренные Законом способы информационного взаимодействия кредитных организаций с клиентами (нарушает принцип иерархии нормативных правовых актов);
Статья: К вопросу о правомерности штрафов за "безбилетный проезд" по безлимитному проездному, социальной карте с правом бесплатного или льготного проезда
(Луховская Ю.О.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)5. Ссылка судов на п. 65 Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" в обоснование отказа в заявленных требованиях основана на неправильном применении норм материального права, игнорировании судами принципа иерархии нормативных правовых актов: данный акт является подзаконным нормативным правовым актом, его положения не могут устанавливать для граждан дополнительные обязанности, отсутствующие в нормах федерального законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции РФ, п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ издает подзаконные акты на основании и во исполнение актов вышестоящего уровня - в частности, Конституции РФ, федеральных законов. "На основании и во исполнение" предполагает невозможность установления для граждан в подзаконных актах обязанностей, отсутствующих в нормах действующих федеральных законов.
(Луховская Ю.О.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)5. Ссылка судов на п. 65 Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" в обоснование отказа в заявленных требованиях основана на неправильном применении норм материального права, игнорировании судами принципа иерархии нормативных правовых актов: данный акт является подзаконным нормативным правовым актом, его положения не могут устанавливать для граждан дополнительные обязанности, отсутствующие в нормах федерального законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции РФ, п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ издает подзаконные акты на основании и во исполнение актов вышестоящего уровня - в частности, Конституции РФ, федеральных законов. "На основании и во исполнение" предполагает невозможность установления для граждан в подзаконных актах обязанностей, отсутствующих в нормах действующих федеральных законов.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Первая норма основана на общем правиле о том, что применению подлежат обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. Коллизионное право гласит, что большей юридической силой обладают акты, занимающие более высокое место в иерархии нормативных правовых актов, например федеральный закон по отношению к постановлению правительства или постановление правительства по отношению к приказу министерства, акты, принятые позже и фактически отменяющие положения ранее принятых актов (lex posterior derogat lex apriori), а также специальные нормы по отношению к общим (lex specialis derogat generali). Суды Российской Федерации в своей деятельности широко используют эти правила <1>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Первая норма основана на общем правиле о том, что применению подлежат обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. Коллизионное право гласит, что большей юридической силой обладают акты, занимающие более высокое место в иерархии нормативных правовых актов, например федеральный закон по отношению к постановлению правительства или постановление правительства по отношению к приказу министерства, акты, принятые позже и фактически отменяющие положения ранее принятых актов (lex posterior derogat lex apriori), а также специальные нормы по отношению к общим (lex specialis derogat generali). Суды Российской Федерации в своей деятельности широко используют эти правила <1>.