Идентичные и однородные товары
Подборка наиболее важных документов по запросу Идентичные и однородные товары (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование НМЦК методом анализа рынка
(КонсультантПлюс, 2025)...расчет НМЦК по каждой закупке определялся как средняя величина из общей стоимости трех квартир, указанных в коммерческих предложениях, которые между собой не являются идентичными и однородными товарами, так как имеют отличия в характеристиках (год постройки, оснащенность счетчиками ХВС и ГВС, наличие мебели, включенной в стоимость квартиры).
(КонсультантПлюс, 2025)...расчет НМЦК по каждой закупке определялся как средняя величина из общей стоимости трех квартир, указанных в коммерческих предложениях, которые между собой не являются идентичными и однородными товарами, так как имеют отличия в характеристиках (год постройки, оснащенность счетчиками ХВС и ГВС, наличие мебели, включенной в стоимость квартиры).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.12 "Налогоплательщики" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод об утрате обществом права на применение УСН в связи с нарушением требований подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в части превышения остаточной стоимости основных средств. Вывод налогового органа основан на данных о рыночной стоимости приобретенного имущества, установленной в ходе экспертизы по другому делу, а также представленной налогоплательщиком при рассмотрении другого дела справки о балансовой стоимости имущества. Согласно указанным документам стоимость имущества многократно превышала цену его приобретения, отраженную в учете общества. Суд пришел к выводу, что общество право на применение УСН не утратило. Факт заключения и надлежащего исполнения договора с передачей имущества продавцом в собственность общества установлен вступившими в законную силу судебными актами, при этом фактов передачи обществом в пользу продавца за имущество какого-либо иного встречного предоставления в каком-либо размере, помимо перечисленных в безналичном порядке денежных средств в сумме, указанной в договоре, не установлено. У общества отсутствовала обязанность принять приобретенное имущество по какой-либо иной цене, отличной от указанной в договоре. Отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод об утрате обществом права на применение УСН в связи с нарушением требований подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в части превышения остаточной стоимости основных средств. Вывод налогового органа основан на данных о рыночной стоимости приобретенного имущества, установленной в ходе экспертизы по другому делу, а также представленной налогоплательщиком при рассмотрении другого дела справки о балансовой стоимости имущества. Согласно указанным документам стоимость имущества многократно превышала цену его приобретения, отраженную в учете общества. Суд пришел к выводу, что общество право на применение УСН не утратило. Факт заключения и надлежащего исполнения договора с передачей имущества продавцом в собственность общества установлен вступившими в законную силу судебными актами, при этом фактов передачи обществом в пользу продавца за имущество какого-либо иного встречного предоставления в каком-либо размере, помимо перечисленных в безналичном порядке денежных средств в сумме, указанной в договоре, не установлено. У общества отсутствовала обязанность принять приобретенное имущество по какой-либо иной цене, отличной от указанной в договоре. Отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Дробление закупки допускается, если это не является результатом антиконкурентного соглашения, а закупаемые товары (работы, услуги) не являются идентичными или однородными.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Дробление закупки допускается, если это не является результатом антиконкурентного соглашения, а закупаемые товары (работы, услуги) не являются идентичными или однородными.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) неприменим в силу особенностей приобретаемого товара: заказчик приобретает конкретный объект недвижимости у конкретного собственника. В связи с этим определить поставщиков однородных (идентичных) товаров не представляется возможным. В открытых источниках, а также в реестре контрактов информация о цене товара отсутствует;
(КонсультантПлюс, 2025)метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) неприменим в силу особенностей приобретаемого товара: заказчик приобретает конкретный объект недвижимости у конкретного собственника. В связи с этим определить поставщиков однородных (идентичных) товаров не представляется возможным. В открытых источниках, а также в реестре контрактов информация о цене товара отсутствует;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливая идентичность и однородность товаров, учитывайте только товары, происходящие из стран ЕАЭС. Если в них нет производства идентичных и однородных товаров, не применяйте метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Включите в обоснование цены обоснование невозможности его применить и используйте иной метод. По мнению Минфина России, в этом случае целесообразно определять цену аналогично методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), но с учетом товаров из иных иностранных государств, кроме стран ЕАЭС (п. 11.3 Информационного письма от 31.01.2025 N 24-01-06/8697);
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливая идентичность и однородность товаров, учитывайте только товары, происходящие из стран ЕАЭС. Если в них нет производства идентичных и однородных товаров, не применяйте метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Включите в обоснование цены обоснование невозможности его применить и используйте иной метод. По мнению Минфина России, в этом случае целесообразно определять цену аналогично методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), но с учетом товаров из иных иностранных государств, кроме стран ЕАЭС (п. 11.3 Информационного письма от 31.01.2025 N 24-01-06/8697);
Готовое решение: Как заполнить и подать уведомление о контролируемых сделках
(КонсультантПлюс, 2025)Однородные сделки - это сделки, предметом которых являются идентичные (однородные) товары, работы, услуги (п. 5 ст. 105.7 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Однородные сделки - это сделки, предметом которых являются идентичные (однородные) товары, работы, услуги (п. 5 ст. 105.7 НК РФ).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пункте 1 статьи 159 НК РФ определено, что при передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пункте 1 статьи 159 НК РФ определено, что при передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В статье рассматривается вопрос справедливой оценки рыночной цены товаров. Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено применение трех условных методов установления рыночной цены сделки: метода цены идентичных (однородных) товаров с использованием официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок, метода цены последующей реализации, затратного метода. Каждый из вышеперечисленных методов применяется в указанной последовательности, причем каждый последующий применяется только в случае невозможности применения предыдущего. Вместе с тем анализ правоприменительной практики, а также экономической целесообразности показывает, что для биржевых товаров рыночная цена определяется исключительно методом цены идентичных товаров, дискуссионным остается только вопрос: какие именно значения будут применимы - данные биржевых котировок или информационно-ценовых агентств? Использование в качестве ориентира котировок информационно-ценовых агентств вызывает обоснованные сомнения, так как необходимо обосновать выбор агентства, котировальный период, актуальные значения корректировок, кроме того, доступ к текущим котировкам информационно-ценовых агентств не является открытым, что ограничивает применение их значений, в частности, для определения начальной (максимальной) цены контракта в сфере закупок для обеспечения государственных нужд. Ранее в российском законодательстве было закреплено применение котировок Urals от международного ценового агентства Argus для расчета налога на добычу полезных ископаемых на нефть, налога на дополнительный доход от добычи нефти и экспортных пошлин. В текущей ситуации, когда российские производители и экспортеры нефти и нефтепродуктов находятся в условиях нерыночных ограничений в связи с нарастающим санкционным давлением со стороны стран западной коалиции, дисконты информационно-ценовых агентств существенно искажают итоговую оценку и применение котировок ИЦА создает риски и угрозы для устойчивого функционирования внутреннего рынка.
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В статье рассматривается вопрос справедливой оценки рыночной цены товаров. Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено применение трех условных методов установления рыночной цены сделки: метода цены идентичных (однородных) товаров с использованием официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок, метода цены последующей реализации, затратного метода. Каждый из вышеперечисленных методов применяется в указанной последовательности, причем каждый последующий применяется только в случае невозможности применения предыдущего. Вместе с тем анализ правоприменительной практики, а также экономической целесообразности показывает, что для биржевых товаров рыночная цена определяется исключительно методом цены идентичных товаров, дискуссионным остается только вопрос: какие именно значения будут применимы - данные биржевых котировок или информационно-ценовых агентств? Использование в качестве ориентира котировок информационно-ценовых агентств вызывает обоснованные сомнения, так как необходимо обосновать выбор агентства, котировальный период, актуальные значения корректировок, кроме того, доступ к текущим котировкам информационно-ценовых агентств не является открытым, что ограничивает применение их значений, в частности, для определения начальной (максимальной) цены контракта в сфере закупок для обеспечения государственных нужд. Ранее в российском законодательстве было закреплено применение котировок Urals от международного ценового агентства Argus для расчета налога на добычу полезных ископаемых на нефть, налога на дополнительный доход от добычи нефти и экспортных пошлин. В текущей ситуации, когда российские производители и экспортеры нефти и нефтепродуктов находятся в условиях нерыночных ограничений в связи с нарастающим санкционным давлением со стороны стран западной коалиции, дисконты информационно-ценовых агентств существенно искажают итоговую оценку и применение котировок ИЦА создает риски и угрозы для устойчивого функционирования внутреннего рынка.
Статья: Формирование рыночной цены при конкурентных способах выбора поставщика товара
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Налоговым кодексом РФ установлено понятие рыночной цены в целях применения налогового законодательства: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <10>.
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Налоговым кодексом РФ установлено понятие рыночной цены в целях применения налогового законодательства: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <10>.
Готовое решение: НДС при передаче товаров для собственных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)цене, по которой вы в предыдущем квартале продавали идентичные или однородные товары (если не было продажи идентичных);
(КонсультантПлюс, 2025)цене, по которой вы в предыдущем квартале продавали идентичные или однородные товары (если не было продажи идентичных);
Ситуация: В каких случаях у налогоплательщика возникает доход в виде материальной выгоды и необходимость подачи декларации 3-НДФЛ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых такими продавцами лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценой реализации налогоплательщику (п. 3 ст. 212 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых такими продавцами лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценой реализации налогоплательщику (п. 3 ст. 212 НК РФ).
Готовое решение: Как определить налоговую базу по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая база зависит от того, продавали ли вы в прошлом квартале третьим лицам идентичные (если нет идентичных - однородные) товары (работы, услуги) или нет (п. 1 ст. 159 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая база зависит от того, продавали ли вы в прошлом квартале третьим лицам идентичные (если нет идентичных - однородные) товары (работы, услуги) или нет (п. 1 ст. 159 НК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, ст. 38 НК РФ дополнена п. 6 и 7, в которых в целях применения правил трансфертного ценообразования приведены определения таких понятий, как идентичные и однородные товары (работы, услуги). До сих пор эти определения содержались в ст. 40 НК РФ, которая подлежит отмене;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, ст. 38 НК РФ дополнена п. 6 и 7, в которых в целях применения правил трансфертного ценообразования приведены определения таких понятий, как идентичные и однородные товары (работы, услуги). До сих пор эти определения содержались в ст. 40 НК РФ, которая подлежит отмене;