Художник по костюмам
Подборка наиболее важных документов по запросу Художник по костюмам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция художника-модельера театрального костюма >>>
Статья: Режиссеры-постановщики и особенности результатов их творческой деятельности
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Режиссер-постановщик спектакля также осуществляет действия по художественному руководству постановкой, формирует состав творческого коллектива, в который могут входить художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету, осветитель, художник по гриму, звукорежиссер и композитор, совместно с художником-постановщиком и сценографом определяют оформление сцены и других элементов постановки. В его обязанности ходит согласование эскизов и макетов по декорациям, костюмам, реквизиту, определение музыкального, звукового, светового оформления и утверждение перечня необходимых для этого технических средств. Кроме того, он подбирает актерский состав и проводит репетиции.
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Режиссер-постановщик спектакля также осуществляет действия по художественному руководству постановкой, формирует состав творческого коллектива, в который могут входить художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету, осветитель, художник по гриму, звукорежиссер и композитор, совместно с художником-постановщиком и сценографом определяют оформление сцены и других элементов постановки. В его обязанности ходит согласование эскизов и макетов по декорациям, костюмам, реквизиту, определение музыкального, звукового, светового оформления и утверждение перечня необходимых для этого технических средств. Кроме того, он подбирает актерский состав и проводит репетиции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"штатный творческий состав организации кинематографии - лица творческих профессий (режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник-аниматор, художник по костюмам, художник-гример, звукорежиссер, монтажер, редактор фильма, музыкальный редактор фильма, директор фильма), состоящие в трудовых отношениях с организацией кинематографии (члены трудового коллектива и лица, приравненные к ним);
(ред. от 23.11.2024)
"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"штатный творческий состав организации кинематографии - лица творческих профессий (режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник-аниматор, художник по костюмам, художник-гример, звукорежиссер, монтажер, редактор фильма, музыкальный редактор фильма, директор фильма), состоящие в трудовых отношениях с организацией кинематографии (члены трудового коллектива и лица, приравненные к ним);
Статья: Театральный режиссер-постановщик: между авторскими и смежными правами
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Современное кинематографическое искусство было бы невозможно без развития театра, и, по сути, кинематограф во многом базируется на театре. В обоих этих направлениях задействованы похожие субъекты (режиссер, актеры, художники по костюмам, художники-постановщики, светооператоры), они преследуют похожие цели (рассказать визуально и нарративно историю). Однако на данный момент мы наблюдаем совершенно различное правовое регулирование, казалось бы, столь похожих направлений.
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Современное кинематографическое искусство было бы невозможно без развития театра, и, по сути, кинематограф во многом базируется на театре. В обоих этих направлениях задействованы похожие субъекты (режиссер, актеры, художники по костюмам, художники-постановщики, светооператоры), они преследуют похожие цели (рассказать визуально и нарративно историю). Однако на данный момент мы наблюдаем совершенно различное правовое регулирование, казалось бы, столь похожих направлений.
Статья: Минута славы: правовая природа "сценического образа"
(Новикова А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Согласно одной из предлагаемых в литературе классификаций персонажи условно делятся на вымышленные, в том числе создаваемые артистами (так называемые одушевленные персонажи), нечеловеческие анимационные персонажи, в том числе из комиксов или кинофильмов (так называемые неодушевленные персонажи) и реальные лица - знаменитости [5, с. 96]. Может ли персонаж, основанный на реально существующей личности, охраняться авторским правом? К примеру, героем аудиовизуального произведения может быть приглашенная знаменитость, играющая саму себя, или героем может быть историческая личность, роль которой исполняет актер. В обоих случаях персонаж основан на образе знаменитого человека. Подход к пониманию персонажа в российском праве предусматривает возможность наличия авторских прав на такой персонаж, если будут соблюдены критерии охраноспособности. Действительно, несмотря на то что знаменитость может играть саму себя, ее герой действует в рамках предлагаемых обстоятельств аудиовизуального произведения, ее игра согласовывается с режиссером, костюм подбирается художником по костюмам, как и другие элементы, что может являться доказательством создания персонажа творческим трудом. То есть персонаж хоть и основан на реальном образе знаменитости, но существует в рамках конкретного произведения и в определенной степени связан с его особенностями. Создание такого персонажа в процессе творческого характера труда должно устанавливаться с учетом того, что персонаж не является полностью вымышленным: его внешность, черты характера, голос, убеждения, имя и другие индивидуализирующие элементы могут быть полностью основаны на присущем знаменитости образе. Узнаваемость персонажа обусловливается узнаваемостью сценического образа знаменитости, которая узнается не как часть того или иного произведения, а сама по себе. В таком случае приглашенная знаменитость получает повышенный гонорар, поскольку ее сценический образ уже имеет коммерческую ценность. Стоит отметить, что в литературе существуют категоричные позиции в отношении возможности охраны авторским правом таких персонажей. Так, А.Ю. Копылов считает, что охраняться авторским правом могут исключительно вымышленные персонажи, источником которых является авторское воображение [4, с. 72].
(Новикова А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Согласно одной из предлагаемых в литературе классификаций персонажи условно делятся на вымышленные, в том числе создаваемые артистами (так называемые одушевленные персонажи), нечеловеческие анимационные персонажи, в том числе из комиксов или кинофильмов (так называемые неодушевленные персонажи) и реальные лица - знаменитости [5, с. 96]. Может ли персонаж, основанный на реально существующей личности, охраняться авторским правом? К примеру, героем аудиовизуального произведения может быть приглашенная знаменитость, играющая саму себя, или героем может быть историческая личность, роль которой исполняет актер. В обоих случаях персонаж основан на образе знаменитого человека. Подход к пониманию персонажа в российском праве предусматривает возможность наличия авторских прав на такой персонаж, если будут соблюдены критерии охраноспособности. Действительно, несмотря на то что знаменитость может играть саму себя, ее герой действует в рамках предлагаемых обстоятельств аудиовизуального произведения, ее игра согласовывается с режиссером, костюм подбирается художником по костюмам, как и другие элементы, что может являться доказательством создания персонажа творческим трудом. То есть персонаж хоть и основан на реальном образе знаменитости, но существует в рамках конкретного произведения и в определенной степени связан с его особенностями. Создание такого персонажа в процессе творческого характера труда должно устанавливаться с учетом того, что персонаж не является полностью вымышленным: его внешность, черты характера, голос, убеждения, имя и другие индивидуализирующие элементы могут быть полностью основаны на присущем знаменитости образе. Узнаваемость персонажа обусловливается узнаваемостью сценического образа знаменитости, которая узнается не как часть того или иного произведения, а сама по себе. В таком случае приглашенная знаменитость получает повышенный гонорар, поскольку ее сценический образ уже имеет коммерческую ценность. Стоит отметить, что в литературе существуют категоричные позиции в отношении возможности охраны авторским правом таких персонажей. Так, А.Ю. Копылов считает, что охраняться авторским правом могут исключительно вымышленные персонажи, источником которых является авторское воображение [4, с. 72].
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Анализ советской литературы, касающейся предоставления правовой охраны постановке, показывает, что постановка понимается как непосредственная игра спектакля актерами на сцене. Так, В.И. Серебровский, обосновывая невозможность охраны постановки спектакля в качестве объекта авторского права, писал: "Признание хореографического произведения самостоятельным объектом авторского права не означает, что и сам балетный спектакль (а также любой иной театральный спектакль) тоже является объектом авторского права. В данном случае отсутствуют те основные признаки, которые должны быть присущи произведению как объекту авторского права - объективная форма и способность к воспроизведению. Театральная постановка не допускает возможности ее вполне тождественного воспроизведения даже в прежнем составе исполнителей, с прежними мизансценами и т.д." <1>. Он отмечал также, что даже запись на кинопленку не воспроизводит постановку, получившийся фильм-спектакль не тождествен театральному спектаклю, т.е. постановка рассматривается как непосредственная конкретная игра. Деятельность режиссера-постановщика напоминает в определенной степени деятельность дирижера. Режиссер-постановщик является проводником между драматическим произведением и иными творческими лицами, участвующими в создании синтетического объекта: артистами, художниками по костюмам, художниками-декораторами, звукооператорами и т.п.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Анализ советской литературы, касающейся предоставления правовой охраны постановке, показывает, что постановка понимается как непосредственная игра спектакля актерами на сцене. Так, В.И. Серебровский, обосновывая невозможность охраны постановки спектакля в качестве объекта авторского права, писал: "Признание хореографического произведения самостоятельным объектом авторского права не означает, что и сам балетный спектакль (а также любой иной театральный спектакль) тоже является объектом авторского права. В данном случае отсутствуют те основные признаки, которые должны быть присущи произведению как объекту авторского права - объективная форма и способность к воспроизведению. Театральная постановка не допускает возможности ее вполне тождественного воспроизведения даже в прежнем составе исполнителей, с прежними мизансценами и т.д." <1>. Он отмечал также, что даже запись на кинопленку не воспроизводит постановку, получившийся фильм-спектакль не тождествен театральному спектаклю, т.е. постановка рассматривается как непосредственная конкретная игра. Деятельность режиссера-постановщика напоминает в определенной степени деятельность дирижера. Режиссер-постановщик является проводником между драматическим произведением и иными творческими лицами, участвующими в создании синтетического объекта: артистами, художниками по костюмам, художниками-декораторами, звукооператорами и т.п.
Статья: Теоретические аспекты учения о соавторстве и связанные с ними практические проблемы
(Щербак Н.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Согласно российскому авторскому праву авторами аудиовизуального произведения, у которых появляются первоначальные авторские права на объект в целом, являются: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Авторы других произведений, составляющих в своей совокупности аудиовизуальное произведение, обладают авторским правом только в отношении своих произведений. В их число входят: автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, звукооператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер, дизайнер и др. Как видим, над аудиовизуальным произведением работает большая группа лиц. Поэтому в литературе <10> часто указывают на то, что не совсем ясно, из чего исходил законодатель, устранив из числа авторов аудиовизуального произведения, например, оператора или художника-постановщика. Но неоспоримо, что аудиовизуальное произведение - это не сумма, а именно система творческих вкладов, и поэтому его авторство - понятие сложное.
(Щербак Н.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Согласно российскому авторскому праву авторами аудиовизуального произведения, у которых появляются первоначальные авторские права на объект в целом, являются: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Авторы других произведений, составляющих в своей совокупности аудиовизуальное произведение, обладают авторским правом только в отношении своих произведений. В их число входят: автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, звукооператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер, дизайнер и др. Как видим, над аудиовизуальным произведением работает большая группа лиц. Поэтому в литературе <10> часто указывают на то, что не совсем ясно, из чего исходил законодатель, устранив из числа авторов аудиовизуального произведения, например, оператора или художника-постановщика. Но неоспоримо, что аудиовизуальное произведение - это не сумма, а именно система творческих вкладов, и поэтому его авторство - понятие сложное.