Ходатайство об утверждении арбитражного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство об утверждении арбитражного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""В исключительных случаях, когда у суда появляются существенные и обоснованные сомнения в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости, суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Порядок утверждения арбитражного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Приведенная норма не устанавливает запрет на обращение кредиторов с ходатайствами об утверждении кандидатуры ранее, чем будет соблюдена вся процедура предоставления кандидатур арбитражного управляющего. Данная норма лишь предусматривает, при наступлении каких обстоятельств могут быть рассмотрены заявления иных лиц, участвующих в деле."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения арбитражного управляющего
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, в течение 14 дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации (ч. 7 ст. 45 Закон о банкротстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, в течение 14 дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации (ч. 7 ст. 45 Закон о банкротстве).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случае непредставления заявленной СРО в суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве в течение 10 дней с даты получения определения суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или СРО суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов другой СРО.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случае непредставления заявленной СРО в суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве в течение 10 дней с даты получения определения суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или СРО суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов другой СРО.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)Собрание кредиторов обратилось с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов другой саморегулируемой организации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)Собрание кредиторов обратилось с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов другой саморегулируемой организации.
Статья: Обзор ВС РФ по банкротным спорам за 2024 год: 9 важных позиций для судов и кредиторов
(Кравченко А., Елисеев К.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 2)В указанном деле банк, являющийся мажоритарным кредитором и обратившийся в суд с заявлением о признании должника банкротом лишь вторым, решил погасить требования первоначального кредитора с суммой требований, едва превосходящей пороговое значение в 300 тыс. руб. для целей возбуждения дела о банкротстве. В последующем банк ходатайствовал перед судом об утверждении предложенной им кандидатуры арбитражного управляющего, но суды нижестоящих инстанций утвердили кандидатуру, предложенную первым кредитором, несмотря на то что его требования были погашены.
(Кравченко А., Елисеев К.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 2)В указанном деле банк, являющийся мажоритарным кредитором и обратившийся в суд с заявлением о признании должника банкротом лишь вторым, решил погасить требования первоначального кредитора с суммой требований, едва превосходящей пороговое значение в 300 тыс. руб. для целей возбуждения дела о банкротстве. В последующем банк ходатайствовал перед судом об утверждении предложенной им кандидатуры арбитражного управляющего, но суды нижестоящих инстанций утвердили кандидатуру, предложенную первым кредитором, несмотря на то что его требования были погашены.
Статья: Экономическая экспертиза как средство доказывания в делах о банкротстве - тенденции и уроки современной практики
(Акулов А.Я., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Обращает на себя внимание сокращение почти в 20 раз (в 2023 году относительно 2016 года) разногласий об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве. Это может объясняться внесением в 2017 году в Закон о банкротстве [8] новых положений об ответственности контролирующих должника лиц, согласно которым такие разногласия разрешаются в обособленных спорах о субсидиарной ответственности и о взыскании убытков, число которых возрастает из года в год. Вместе с тем судебная статистика демонстрирует двухкратный рост количества заявлений, жалоб, ходатайств, разногласий, связанных с освобождением, утверждением арбитражного управляющего и финансового управляющего, что свидетельствует о проблемах, связанных с исполнением арбитражными управляющими специальных полномочий в соответствии с Законом о банкротстве, в связи с чем от них требуются высокая профессиональная компетенция, независимость и социальная ответственность. Высокий динамизм разногласий и противоречий (см. табл. 1) усиливает роль такого инструмента, как исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (см. [9]) (далее - финансово-экономическая экспертиза) в судопроизводстве по делам о банкротстве, что позволяет сформировать аргументированную доказательную базу (собрать сведения о фактах) по совокупности прямых и косвенных признаков неплатежеспособности должника и (или) недостаточности имущества, экономических оснований для признания подозрительных сделок недействительными, а также оснований для привлечения контролирующих должника лиц к ответственности.
(Акулов А.Я., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Обращает на себя внимание сокращение почти в 20 раз (в 2023 году относительно 2016 года) разногласий об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве. Это может объясняться внесением в 2017 году в Закон о банкротстве [8] новых положений об ответственности контролирующих должника лиц, согласно которым такие разногласия разрешаются в обособленных спорах о субсидиарной ответственности и о взыскании убытков, число которых возрастает из года в год. Вместе с тем судебная статистика демонстрирует двухкратный рост количества заявлений, жалоб, ходатайств, разногласий, связанных с освобождением, утверждением арбитражного управляющего и финансового управляющего, что свидетельствует о проблемах, связанных с исполнением арбитражными управляющими специальных полномочий в соответствии с Законом о банкротстве, в связи с чем от них требуются высокая профессиональная компетенция, независимость и социальная ответственность. Высокий динамизм разногласий и противоречий (см. табл. 1) усиливает роль такого инструмента, как исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (см. [9]) (далее - финансово-экономическая экспертиза) в судопроизводстве по делам о банкротстве, что позволяет сформировать аргументированную доказательную базу (собрать сведения о фактах) по совокупности прямых и косвенных признаков неплатежеспособности должника и (или) недостаточности имущества, экономических оснований для признания подозрительных сделок недействительными, а также оснований для привлечения контролирующих должника лиц к ответственности.
Статья: Влияние концепции духа законов на развитие современного гражданского материального, а также гражданского и арбитражного процессуального права
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" п. 8 ст. 45 Закона о банкротстве признан утратившим силу. Отменяя указанное правило, законодатель (согласно пояснительной записке к проекту федерального закона) исходил из того, что ст. 45 Закона о банкротстве лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставлен ряд возможностей для обращения с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов иных саморегулируемых организаций; если указанными лицами не заявлены соответствующие ходатайства, это свидетельствует о незаинтересованности в возбуждении производства по делу о банкротстве как кредиторов, так и самого должника; в этой связи представляется целесообразным прекращать дело о банкротстве в соответствии с п. 9 ст. 45 Закона о несостоятельности, а указанную функцию органа по контролю (надзору) исключить как избыточную.
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" п. 8 ст. 45 Закона о банкротстве признан утратившим силу. Отменяя указанное правило, законодатель (согласно пояснительной записке к проекту федерального закона) исходил из того, что ст. 45 Закона о банкротстве лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставлен ряд возможностей для обращения с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов иных саморегулируемых организаций; если указанными лицами не заявлены соответствующие ходатайства, это свидетельствует о незаинтересованности в возбуждении производства по делу о банкротстве как кредиторов, так и самого должника; в этой связи представляется целесообразным прекращать дело о банкротстве в соответствии с п. 9 ст. 45 Закона о несостоятельности, а указанную функцию органа по контролю (надзору) исключить как избыточную.