Хартия европЕйского союза
Подборка наиболее важных документов по запросу Хартия европЕйского союза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль судебной аргументации в обеспечении устойчивого конституционно-правового развития
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Термин "устойчивое развитие" использован также в преамбуле и в ст. 37 Хартии Европейского союза об основных правах, которая устанавливает, что, во-первых, Союз стремится поощрять сбалансированное и устойчивое развитие, во-вторых, высокий уровень защиты и повышение качества окружающей среды должны стать частью политики ЕС и обеспечиваться в соответствии с принципом устойчивого развития. Такое положение не предоставляет "реального" основного права отдельным людям, а скорее провозглашает общую обязанность Союза и его государств-членов учитывать в своей политике необходимость защиты окружающей среды. Между тем существуют экономические и социальные основания развития, которые объединяются в контексте единой концепции устойчивого развития. В центре такого развития - человек, и не случайно в Рио-де-Жанейрской декларации 1992 г. принцип 1 гласит: "Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой". Вероятно, без достойной окружающей среды и экономического улучшения человеческие потребности и желания не могут быть удовлетворены <29>.
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Термин "устойчивое развитие" использован также в преамбуле и в ст. 37 Хартии Европейского союза об основных правах, которая устанавливает, что, во-первых, Союз стремится поощрять сбалансированное и устойчивое развитие, во-вторых, высокий уровень защиты и повышение качества окружающей среды должны стать частью политики ЕС и обеспечиваться в соответствии с принципом устойчивого развития. Такое положение не предоставляет "реального" основного права отдельным людям, а скорее провозглашает общую обязанность Союза и его государств-членов учитывать в своей политике необходимость защиты окружающей среды. Между тем существуют экономические и социальные основания развития, которые объединяются в контексте единой концепции устойчивого развития. В центре такого развития - человек, и не случайно в Рио-де-Жанейрской декларации 1992 г. принцип 1 гласит: "Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой". Вероятно, без достойной окружающей среды и экономического улучшения человеческие потребности и желания не могут быть удовлетворены <29>.
Статья: Интеграционно-правовые основы межрегионального сотрудничества: зарубежный опыт. Часть 2
(Кашкин С.Ю., Четвериков А.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)<8> См.: ст. 41 Хартии Европейского союза об основных правах. Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин; Пер. А.О. Четвериков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 513.
(Кашкин С.Ю., Четвериков А.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)<8> См.: ст. 41 Хартии Европейского союза об основных правах. Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин; Пер. А.О. Четвериков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 513.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)<1> Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/C303/01) (Страсбург, 12 декабря 2007 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)<1> Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/C303/01) (Страсбург, 12 декабря 2007 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Права человека в реалиях нейропрогресса: юридические средства компенсации нейротехнологических рисков
(Будник Р.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Термин "нейроправа" изначально обозначил проблему трансформации прав человека в условиях интенсивного развития нейронауки. Авторы этого понятия провели сопоставление нейротехнологических методов воздействия на сознание и психику человека с положениями о правах человека, связанными с защитой его мозга и разума, которые содержатся в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. (далее - ВДПЧ), Хартия Европейского союза по правам человека 2000 г. и Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека 2005 г.
(Будник Р.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Термин "нейроправа" изначально обозначил проблему трансформации прав человека в условиях интенсивного развития нейронауки. Авторы этого понятия провели сопоставление нейротехнологических методов воздействия на сознание и психику человека с положениями о правах человека, связанными с защитой его мозга и разума, которые содержатся в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. (далее - ВДПЧ), Хартия Европейского союза по правам человека 2000 г. и Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека 2005 г.
Статья: Правовое оформление традиционных ценностей: значение, проблемы и перспективы
(Махина С.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)- Хартия Европейского союза об основных правах <8>.
(Махина С.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)- Хартия Европейского союза об основных правах <8>.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Однако европейская мысль устремилась в ином направлении, опираясь на формально-унифицированные процедурные критерии. Для европейских стран нормативным источником движения к гармонизации процессуальных норм и процессуального законодательства явилась не столько Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, сколько Хартия фундаментальных прав Европейского союза <1> и деятельность Суда справедливости (Суда Европейского союза); в меньшей степени - деятельность ЕСПЧ. Именно принципы, содержащиеся в Хартии фундаментальных прав ЕС, Марсель Шторм называл возможным правовым фундаментом системы общего европейского процессуального права <2>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Однако европейская мысль устремилась в ином направлении, опираясь на формально-унифицированные процедурные критерии. Для европейских стран нормативным источником движения к гармонизации процессуальных норм и процессуального законодательства явилась не столько Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, сколько Хартия фундаментальных прав Европейского союза <1> и деятельность Суда справедливости (Суда Европейского союза); в меньшей степени - деятельность ЕСПЧ. Именно принципы, содержащиеся в Хартии фундаментальных прав ЕС, Марсель Шторм называл возможным правовым фундаментом системы общего европейского процессуального права <2>.
Статья: Право на доступ к материалам дела и информации: от конституционного закрепления к общему принципу административного права
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)<6> Кудрявцев М.А. Концепция прав человека в Хартии Европейского союза об основных правах // Международное правосудие. 2013. N 2 (6). С. 47.
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)<6> Кудрявцев М.А. Концепция прав человека в Хартии Европейского союза об основных правах // Международное правосудие. 2013. N 2 (6). С. 47.
Статья: Международное сотрудничество субъектов общественного контроля (субъектов гражданского общества) на примере стран Европейского союза
(Блинникова А.В., Гончаров В.В., Малиновский О.Н., Чешин А.В., Петренко Е.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Во-первых, анализ многочисленных актов, составляющих основу организации и функционирования Европейского союза (в частности, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 03.09.1953, Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13.12.2007, Хартии Европейского союза об основных правах 2000 года, Брюссельского пакта 1948 года, Парижского договора 1951 года, Парижских соглашений 1954 года, Римских договоров 1957 года, Договора слияния 1965 года, Единого Европейского акта 1986 года, Маастрихтского договора 1992 года, Амстердамского договора 1997 года, Ниццкого договора 2001 года, а также ряда иных) показывает, что в Европейском союзе нет отдельного документа, который бы регулировал деятельность субъектов общественного контроля (субъектов гражданского общества) на общеевропейском уровне.
(Блинникова А.В., Гончаров В.В., Малиновский О.Н., Чешин А.В., Петренко Е.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Во-первых, анализ многочисленных актов, составляющих основу организации и функционирования Европейского союза (в частности, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 03.09.1953, Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13.12.2007, Хартии Европейского союза об основных правах 2000 года, Брюссельского пакта 1948 года, Парижского договора 1951 года, Парижских соглашений 1954 года, Римских договоров 1957 года, Договора слияния 1965 года, Единого Европейского акта 1986 года, Маастрихтского договора 1992 года, Амстердамского договора 1997 года, Ниццкого договора 2001 года, а также ряда иных) показывает, что в Европейском союзе нет отдельного документа, который бы регулировал деятельность субъектов общественного контроля (субъектов гражданского общества) на общеевропейском уровне.