Гуманитарная помощь коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Гуманитарная помощь коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специфика административно-правового регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Кроме того, само понятие экспорта в данном случае имеет нестандартное значение. Хотя развитие медицинских технологий и очевидная выгода от их продажи в рамках международного медицинского туризма <4> фактически приравняли пациента к клиенту в правосознании значительной части врачей как в нашей стране, так и за рубежом <5>, остается значительная ниша некоммерческих отношений в медицинской сфере. Дело в том, что, помимо коммерческих отношений, связанных с медицинской помощью, таковая может оказываться и бесплатно, из гуманитарных соображений, как это было, например, в начальный период пандемии COVID-19 со стороны Российской Федерации в Италии. Конечно, указанные гуманитарные миссии не подпадают под классическое определение экспорта или импорта медицинских услуг.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Кроме того, само понятие экспорта в данном случае имеет нестандартное значение. Хотя развитие медицинских технологий и очевидная выгода от их продажи в рамках международного медицинского туризма <4> фактически приравняли пациента к клиенту в правосознании значительной части врачей как в нашей стране, так и за рубежом <5>, остается значительная ниша некоммерческих отношений в медицинской сфере. Дело в том, что, помимо коммерческих отношений, связанных с медицинской помощью, таковая может оказываться и бесплатно, из гуманитарных соображений, как это было, например, в начальный период пандемии COVID-19 со стороны Российской Федерации в Италии. Конечно, указанные гуманитарные миссии не подпадают под классическое определение экспорта или импорта медицинских услуг.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
Нормативные акты
Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 N 6
"О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19"1.5. оперативное проведение предварительных консультаций на уровне членов Совета Евразийской экономической комиссии по проектам нормативных правовых актов государств-членов о введении временных ограничений, связанных с исключительной необходимостью реагирования на распространение коронавирусной инфекции COVID-19, включая вопросы оказания гуманитарной помощи или адресных поставок (на возмездной основе) в случае дефицита товаров, в отношении которых вводятся временные ограничения;
"О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19"1.5. оперативное проведение предварительных консультаций на уровне членов Совета Евразийской экономической комиссии по проектам нормативных правовых актов государств-членов о введении временных ограничений, связанных с исключительной необходимостью реагирования на распространение коронавирусной инфекции COVID-19, включая вопросы оказания гуманитарной помощи или адресных поставок (на возмездной основе) в случае дефицита товаров, в отношении которых вводятся временные ограничения;
Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 25.03.2020 N 11
"О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19"2. Просить правительства государств-членов исходить из необходимости оперативного проведения предварительных консультаций на уровне членов Совета Комиссии по проектам нормативных правовых актов о введении временных ограничений, связанных с исключительной необходимостью реагирования на распространение коронавирусной инфекции COVID-19.
"О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19"2. Просить правительства государств-членов исходить из необходимости оперативного проведения предварительных консультаций на уровне членов Совета Комиссии по проектам нормативных правовых актов о введении временных ограничений, связанных с исключительной необходимостью реагирования на распространение коронавирусной инфекции COVID-19.
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
Статья: Особенности контрольно-надзорной деятельности таможенных органов РФ в условиях пандемии
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)В-пятых, это меры координирующего и организационного характера. Речь идет об оперативном обмене информацией по ситуации с коронавирусной инфекцией в государствах - членах ЕАЭС, проведении специализированных консультаций по мероприятиям и нормативно-правовому обеспечению противодействия коронавирусной инфекции, системной и регулярной координации усилий специальных государственных органов, уполномоченных в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В данную группу мер следует также включить организацию взаимной помощи государствами - членами ЕАЭС, гуманитарных и иных поставок необходимой продукции, прежде всего товаров первой необходимости, определение ответственных за оперативность проведения и надлежащее организационное обеспечение подобных мероприятий в рамках евразийской интеграции <7>.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)В-пятых, это меры координирующего и организационного характера. Речь идет об оперативном обмене информацией по ситуации с коронавирусной инфекцией в государствах - членах ЕАЭС, проведении специализированных консультаций по мероприятиям и нормативно-правовому обеспечению противодействия коронавирусной инфекции, системной и регулярной координации усилий специальных государственных органов, уполномоченных в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В данную группу мер следует также включить организацию взаимной помощи государствами - членами ЕАЭС, гуманитарных и иных поставок необходимой продукции, прежде всего товаров первой необходимости, определение ответственных за оперативность проведения и надлежащее организационное обеспечение подобных мероприятий в рамках евразийской интеграции <7>.
Статья: Современное состояние и проблемные аспекты формирования гражданского общества в Российской Федерации
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Современное состояние гражданского общества в Российской Федерации. В последние годы Россия столкнулась с рядом вызовов и угроз: пандемия коронавирусной инфекции, специальная военная операция, беспрецедентное санкционное давление. В результате всех этих событий в государстве обозначилась тенденция к общественной консолидации. В рамках действия институтов гражданского общества наблюдается реализация множества гуманитарных и общественных инициатив в области оказания помощи жителям пострадавших от военных действий территорий, поддержка населением России вхождения в ее состав Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Современное состояние гражданского общества в Российской Федерации. В последние годы Россия столкнулась с рядом вызовов и угроз: пандемия коронавирусной инфекции, специальная военная операция, беспрецедентное санкционное давление. В результате всех этих событий в государстве обозначилась тенденция к общественной консолидации. В рамках действия институтов гражданского общества наблюдается реализация множества гуманитарных и общественных инициатив в области оказания помощи жителям пострадавших от военных действий территорий, поддержка населением России вхождения в ее состав Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.
Статья: Антисанкционные особенности правового регулирования охраны здоровья граждан
(Цомартова Ф.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)При выработке стратегии противодействия односторонним ограничительным мерам, затрагивающим здравоохранение, следует синхронизироваться с динамикой развития правового режима санкционного регулирования и складывающейся тенденцией его поэтапного смягчения. На первых порах послабления касались экстренной и неотложной медицинской помощи, санитарной авиации <9>, затем деблокировались все операции, необходимые для профилактики, диагностики или лечения COVID-19 <10>. К настоящему моменту из-под общих запретов, как правило, изъяты продажа, поставка, транспортировка или экспорт товаров и технологий, а также предоставление сопутствующей технической и финансовой помощи, для невоенного использования в гуманитарных, медицинских или фармацевтических целях <11>. Названные цели дифференцированы: гуманитарными признаются действия, направленные на предотвращение или смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, иных событий, которые могут оказать серьезное влияние на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, а также реагирование на стихийные бедствия. Для обхода односторонних ограничений в сфере здравоохранения в правотворческой и правореализационной деятельности необходимо максимально использовать потенциал приведенных исключений из санкционных режимов.
(Цомартова Ф.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)При выработке стратегии противодействия односторонним ограничительным мерам, затрагивающим здравоохранение, следует синхронизироваться с динамикой развития правового режима санкционного регулирования и складывающейся тенденцией его поэтапного смягчения. На первых порах послабления касались экстренной и неотложной медицинской помощи, санитарной авиации <9>, затем деблокировались все операции, необходимые для профилактики, диагностики или лечения COVID-19 <10>. К настоящему моменту из-под общих запретов, как правило, изъяты продажа, поставка, транспортировка или экспорт товаров и технологий, а также предоставление сопутствующей технической и финансовой помощи, для невоенного использования в гуманитарных, медицинских или фармацевтических целях <11>. Названные цели дифференцированы: гуманитарными признаются действия, направленные на предотвращение или смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, иных событий, которые могут оказать серьезное влияние на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, а также реагирование на стихийные бедствия. Для обхода односторонних ограничений в сфере здравоохранения в правотворческой и правореализационной деятельности необходимо максимально использовать потенциал приведенных исключений из санкционных режимов.
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)1. Стратегический план обеспечения готовности и реагирования на COVID-19 включает в себя мобилизацию экономики, сдерживание и подавление коронавируса, сокращение летальных исходов, разработку эффективных и безопасных лекарств и вакцин (на эти цели выделено 1,44 млрд долл. США).
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)1. Стратегический план обеспечения готовности и реагирования на COVID-19 включает в себя мобилизацию экономики, сдерживание и подавление коронавируса, сокращение летальных исходов, разработку эффективных и безопасных лекарств и вакцин (на эти цели выделено 1,44 млрд долл. США).
Статья: О некоторых проблемах правоприменительной практики в сфере миграции в период пандемии коронавируса
(Масюк В.В., Горбунов В.В.)
("Российский следователь", 2022, N 8)1. Масюк В.В. Влияние миграционной ситуации на состояние преступности в России в условиях пандемии коронавируса / В.В. Масюк, В.В. Горбунов // Государственная служба и кадры. 2021. N 5. С. 265 - 269.
(Масюк В.В., Горбунов В.В.)
("Российский следователь", 2022, N 8)1. Масюк В.В. Влияние миграционной ситуации на состояние преступности в России в условиях пандемии коронавируса / В.В. Масюк, В.В. Горбунов // Государственная служба и кадры. 2021. N 5. С. 265 - 269.
Статья: Принципы правового регулирования системы здравоохранения Республики Куба и Российской Федерации
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Последний принцип, который будет рассмотрен, - принцип международной солидарности. Именно он представляет наибольший интерес. Смысл его в том, что "Куба готова оказывать содействие иным государствам в разрешении проблем, связанных с охраной здоровья, при условии, что последние обратятся за такой помощью". Этот принцип призван выполнить три основные функции. Во-первых, подчеркнуть и продемонстрировать открытость страны к гуманитарному сотрудничеству. Во-вторых, оказание медицинской помощи в иностранных государствах является инструментом мягкой силы. Так, в 2000-х годах кубинские специалисты принимали участие в ликвидации последствий ураганов Митч и Джордж на территории Гондураса, Гватемалы и на Гаити <7>, землетрясения и последующего цунами в Индонезии и Шри-Ланке <8>, в других странах. В период пандемии COVID-19 кубинские врачи помогали 26 государствам бороться с новым вирусом <9>. Сегодня кубинские врачи работают во многих странах не только Латиноамериканского региона, но и в Африке, Азии. В-третьих, врачи, работающие за рубежом, могут перенимать опыт иностранных коллег, получать доступ к информации относительно последних медицинских исследований и технологий лечения различных заболеваний и использовать полученные навыки и знания по возвращении на родину, тем самым стимулировать развитие медицинской науки в стране. Подобный подход позволяет частично нивелировать негативный эффект от санкционных ограничений, наложенных на Кубу.
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Последний принцип, который будет рассмотрен, - принцип международной солидарности. Именно он представляет наибольший интерес. Смысл его в том, что "Куба готова оказывать содействие иным государствам в разрешении проблем, связанных с охраной здоровья, при условии, что последние обратятся за такой помощью". Этот принцип призван выполнить три основные функции. Во-первых, подчеркнуть и продемонстрировать открытость страны к гуманитарному сотрудничеству. Во-вторых, оказание медицинской помощи в иностранных государствах является инструментом мягкой силы. Так, в 2000-х годах кубинские специалисты принимали участие в ликвидации последствий ураганов Митч и Джордж на территории Гондураса, Гватемалы и на Гаити <7>, землетрясения и последующего цунами в Индонезии и Шри-Ланке <8>, в других странах. В период пандемии COVID-19 кубинские врачи помогали 26 государствам бороться с новым вирусом <9>. Сегодня кубинские врачи работают во многих странах не только Латиноамериканского региона, но и в Африке, Азии. В-третьих, врачи, работающие за рубежом, могут перенимать опыт иностранных коллег, получать доступ к информации относительно последних медицинских исследований и технологий лечения различных заболеваний и использовать полученные навыки и знания по возвращении на родину, тем самым стимулировать развитие медицинской науки в стране. Подобный подход позволяет частично нивелировать негативный эффект от санкционных ограничений, наложенных на Кубу.
Статья: Обязательства государств в отношении права на здоровье: на грани между идеализмом и реализмом
(Авдеева О.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 2)Цифровизация и новые технологии (развитие телемедицины и искусственного интеллекта) открывают новые возможности для улучшения систем здравоохранения, но также создают риски, связанные с неравенством в доступе к технологиям <28> и защитой персональных данных <29>. Государства должны регулировать использование цифровых технологий, обеспечивая их доступность для всех слоев населения и защищая конфиденциальность пациентов. В условиях экономических кризисов и военных конфликтов, которые разрушают инфраструктуру здравоохранения, особое значение приобретают международное сотрудничество и гуманитарная помощь <30>.
(Авдеева О.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 2)Цифровизация и новые технологии (развитие телемедицины и искусственного интеллекта) открывают новые возможности для улучшения систем здравоохранения, но также создают риски, связанные с неравенством в доступе к технологиям <28> и защитой персональных данных <29>. Государства должны регулировать использование цифровых технологий, обеспечивая их доступность для всех слоев населения и защищая конфиденциальность пациентов. В условиях экономических кризисов и военных конфликтов, которые разрушают инфраструктуру здравоохранения, особое значение приобретают международное сотрудничество и гуманитарная помощь <30>.