Группы должностей муниципальной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Группы должностей муниципальной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 36 "Глава муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из системного анализа статей 36, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Хабаровского края от 25 июля 2007 года N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" и Реестра должностей муниципальной службы Хабаровского края (Приложение N 1 к данному закону), Устава городского поселения, следует, что положения указанных нормативных актов разграничивают понятия "глава муниципального образования" и "глава администрации муниципального образования". Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - это лицо, замещающее должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, которое возглавляет исполнительно-распорядительный орган (администрацию) муниципального образования и осуществляет руководство им."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Глава муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из системного анализа статей 36, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Липецкой области от 2 июля 2007 г. N 67-ОЗ "О Реестре должностей муниципальной службы Липецкой области" и Реестра должностей муниципальной службы Липецкой области (Приложение к данному Закону Липецкой области), Устава Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от 17 июня 2015 г. N 108, следует, что положения указанных нормативных актов разграничивают понятия "глава муниципального образования" и "глава администрации муниципального образования". Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - это лицо, замещающее должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, которое возглавляет исполнительно-распорядительный орган (администрацию) муниципального образования и осуществляет руководство им."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок сдачи квалификационного экзамена муниципальным служащим?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве квалификационный экзамен проводится в отношении гражданина, впервые поступившего на муниципальную службу, муниципального служащего, назначенного на вышестоящую должность муниципальной службы иной группы должностей муниципальной службы, или по инициативе муниципального служащего для определения уровня его профессиональной подготовки, соответствия требованиям к профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, а также для решения вопроса о присвоении классного чина (ч. 1 ст. 23 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве квалификационный экзамен проводится в отношении гражданина, впервые поступившего на муниципальную службу, муниципального служащего, назначенного на вышестоящую должность муниципальной службы иной группы должностей муниципальной службы, или по инициативе муниципального служащего для определения уровня его профессиональной подготовки, соответствия требованиям к профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, а также для решения вопроса о присвоении классного чина (ч. 1 ст. 23 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50).
Статья: Состояние правового регулирования института ротации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)В городском поселении "Куминский" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в перечень должностей, подпадающих под ротацию, включены "должности муниципальной службы старшей группы, учреждаемые для выполнения функций "специалист", "обеспечивающий специалист". Ротация в данном городском поселении осуществляется в "пределах одной группы должностей муниципальной службы. Перевод служащего на иную должность в порядке ротации осуществляется в день прекращения срочного трудового договора. Ему направляется в письменной форме уведомление не менее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия срочного трудового договора. Кадровая служба ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет работодателю отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году".
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)В городском поселении "Куминский" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в перечень должностей, подпадающих под ротацию, включены "должности муниципальной службы старшей группы, учреждаемые для выполнения функций "специалист", "обеспечивающий специалист". Ротация в данном городском поселении осуществляется в "пределах одной группы должностей муниципальной службы. Перевод служащего на иную должность в порядке ротации осуществляется в день прекращения срочного трудового договора. Ему направляется в письменной форме уведомление не менее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия срочного трудового договора. Кадровая служба ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет работодателю отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году".
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
Закон г. Москвы от 22.10.2008 N 50
(ред. от 16.04.2025)
"О муниципальной службе в городе Москве"
(вместе с "Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве", "Реестром должностей муниципальной службы в городе Москве", "Положением о порядке заключения между органом местного самоуправления и гражданином договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы")2. Должности муниципальной службы подразделяются на группы:
(ред. от 16.04.2025)
"О муниципальной службе в городе Москве"
(вместе с "Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве", "Реестром должностей муниципальной службы в городе Москве", "Положением о порядке заключения между органом местного самоуправления и гражданином договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы")2. Должности муниципальной службы подразделяются на группы:
Статья: Некоторые вопросы совершенствования законодательства субъектов РФ по вопросам муниципальной службы
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В рамках сравнительного анализа двух направлений формирования законодательных основ муниципальной службы на уровне субъектов РФ можно выделить различные подходы к определению взаимосвязи государственной и муниципальной службы <9> в рамках реализации п. 2 ст. 8 Закона N 25-ФЗ, согласно которому соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ. В части 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" определяется соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы исходя из соответствия групп должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы (например, высшие должности муниципальной службы соответствуют высшим должностям государственной гражданской службы). В Законе Омской области от 6 апреля 2009 г. N 1148-ОЗ "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Омской области" <10> закрепляется соотношение исходя из конкретной должности, замещаемой в конкретном органе. За основу взят перечень должностей муниципальной службы, установленный соответствующим реестром должностей муниципальной службы в Омской области и реестром должностей государственной гражданской службы Омской области, утвержденный Указом губернатора Омской области от 2 марта 2004 г. N 49 <11>.
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В рамках сравнительного анализа двух направлений формирования законодательных основ муниципальной службы на уровне субъектов РФ можно выделить различные подходы к определению взаимосвязи государственной и муниципальной службы <9> в рамках реализации п. 2 ст. 8 Закона N 25-ФЗ, согласно которому соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ. В части 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" определяется соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы исходя из соответствия групп должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы (например, высшие должности муниципальной службы соответствуют высшим должностям государственной гражданской службы). В Законе Омской области от 6 апреля 2009 г. N 1148-ОЗ "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Омской области" <10> закрепляется соотношение исходя из конкретной должности, замещаемой в конкретном органе. За основу взят перечень должностей муниципальной службы, установленный соответствующим реестром должностей муниципальной службы в Омской области и реестром должностей государственной гражданской службы Омской области, утвержденный Указом губернатора Омской области от 2 марта 2004 г. N 49 <11>.
Статья: Служба в органах публичной власти: вопросы правового регулирования
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)На муниципальной службе указанные требования устанавливаются правовыми актами муниципальных образований на основе типовых требований, установленных законами субъектов РФ. Анализ некоторых из них показывает, что, например, в Пермском крае и Свердловской области квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы аналогичны требованиям, предусмотренным для замещения должностей гражданской службы в органах государственной власти указанных регионов. В Москве для замещения должностей муниципальной службы всех групп, кроме младшей, необходимо высшее профессиональное образование, в том числе и уровня бакалавриата. В Челябинской области для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной группы предусмотрено наличие высшего образования независимо от уровня, для замещения должностей ведущей и старшей группы - среднего профессионального образования при наличии не менее пяти лет стажа работы по специальности либо высшего образования. Таким образом, в Пермском крае и Свердловской области муниципальные служащие могут беспрепятственно переходить на аналогичные должности гражданской службы в органах государственной власти региона, а в других субъектах отсутствие соответствующего образования препятствует этому. Поэтому в целях "формирования единого кадрового потенциала" <12> органов публичной власти целесообразно определить базовый уровень знаний, который в равной степени позволял бы замещать должности государственной гражданской и муниципальной службы.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)На муниципальной службе указанные требования устанавливаются правовыми актами муниципальных образований на основе типовых требований, установленных законами субъектов РФ. Анализ некоторых из них показывает, что, например, в Пермском крае и Свердловской области квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы аналогичны требованиям, предусмотренным для замещения должностей гражданской службы в органах государственной власти указанных регионов. В Москве для замещения должностей муниципальной службы всех групп, кроме младшей, необходимо высшее профессиональное образование, в том числе и уровня бакалавриата. В Челябинской области для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной группы предусмотрено наличие высшего образования независимо от уровня, для замещения должностей ведущей и старшей группы - среднего профессионального образования при наличии не менее пяти лет стажа работы по специальности либо высшего образования. Таким образом, в Пермском крае и Свердловской области муниципальные служащие могут беспрепятственно переходить на аналогичные должности гражданской службы в органах государственной власти региона, а в других субъектах отсутствие соответствующего образования препятствует этому. Поэтому в целях "формирования единого кадрового потенциала" <12> органов публичной власти целесообразно определить базовый уровень знаний, который в равной степени позволял бы замещать должности государственной гражданской и муниципальной службы.
Статья: Кадровый резерв муниципальной службы: актуальные проблемы формирования и возможные пути их разрешения
(Кутько В.В., Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Соответственно, в первую очередь следует затронуть вопрос, касающийся обеспеченности муниципальных образований квалифицированными кадрами. Е.Н. Фурман и Н.П. Молчанова обращают внимание на то, что отрицательной тенденцией в этом ключе является преобладание формального подхода в работе с кадровым резервом, в соответствии с которым "степень овладения претендентами на занятие должностей муниципальных служащих соответствующими компетенциями, как правило, не рассматривается" <4>. В противовес данному подходу авторами ставится компетенционный подход, т.е. социальная технология, предполагающая создание модели компетенций для каждой группы должностей исходя из их функциональных обязанностей. Разделяя позицию авторов, отметим, что такой подход видится нам оправданным с точки зрения создания кадрового резерва, представляющего не просто некую общую массу прошедших отбор кандидатов, а налаженный механизм, способствующий обеспечению органов местного самоуправления квалифицированными кадрами по каждой группе должностей муниципальной службы.
(Кутько В.В., Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Соответственно, в первую очередь следует затронуть вопрос, касающийся обеспеченности муниципальных образований квалифицированными кадрами. Е.Н. Фурман и Н.П. Молчанова обращают внимание на то, что отрицательной тенденцией в этом ключе является преобладание формального подхода в работе с кадровым резервом, в соответствии с которым "степень овладения претендентами на занятие должностей муниципальных служащих соответствующими компетенциями, как правило, не рассматривается" <4>. В противовес данному подходу авторами ставится компетенционный подход, т.е. социальная технология, предполагающая создание модели компетенций для каждой группы должностей исходя из их функциональных обязанностей. Разделяя позицию авторов, отметим, что такой подход видится нам оправданным с точки зрения создания кадрового резерва, представляющего не просто некую общую массу прошедших отбор кандидатов, а налаженный механизм, способствующий обеспечению органов местного самоуправления квалифицированными кадрами по каждой группе должностей муниципальной службы.