Граждане старшего поколения
Подборка наиболее важных документов по запросу Граждане старшего поколения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Системные толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, статьи 39.34 и пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, а также приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года", предусматривают закрепление в федеральном законе всех вариантов юридического оформления размещения НТО (договор аренды земельного участка, договор размещения (эксплуатации) НТО).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Системные толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, статьи 39.34 и пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, а также приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года", предусматривают закрепление в федеральном законе всех вариантов юридического оформления размещения НТО (договор аренды земельного участка, договор размещения (эксплуатации) НТО).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы регулирования труда лиц старшего поколения в чрезвычайной ситуации
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Трудовое законодательство РФ призвано защищать права и интересы субъектов трудового права - работника и работодателя (и иных субъектов трудового права). Среди работников следует уделить особое внимание гражданам старшего поколения. Значимость и ценность данных субъектов не вызывает сомнения, потому что знание и опыт, которыми они обладают, невозможно заменить цифровизированными, современными новшествами XXI в. "Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений" <2>.
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Трудовое законодательство РФ призвано защищать права и интересы субъектов трудового права - работника и работодателя (и иных субъектов трудового права). Среди работников следует уделить особое внимание гражданам старшего поколения. Значимость и ценность данных субъектов не вызывает сомнения, потому что знание и опыт, которыми они обладают, невозможно заменить цифровизированными, современными новшествами XXI в. "Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений" <2>.
Информация: Предприимчивых пенсионеров научат основам ведения бизнеса
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2025)"Сегодня в мире насчитывается 600 млн человек старше 60 лет, а к 2050 году их число достигнет 2,1 млрд. В России 43,8 млн граждан старше 55 лет - это 30% населения страны. Важно отметить, что современное старшее поколение кардинально отличается от предыдущих: сегодняшние 60-летние значительно активнее, здоровее, более целеустремленные, чем их сверстники 20 - 30 лет назад. Мы сознательно уходим от устаревшей модели, где люди в этом возрасте просто "доживали", к принципиально новой парадигме - модели активного долголетия, включающей социальную, культурную и, что крайне важно, экономическую деятельность. В этих условиях "Серебряный старт" становится стратегическим проектом, решающим сразу несколько государственных задач: вовлечение опытных специалистов в экономическую деятельность, создание новых рабочих мест. Для граждан старшего поколения это возможность превратить профессиональный опыт в успешный бизнес при полноценной государственной поддержке", - прокомментировала заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2025)"Сегодня в мире насчитывается 600 млн человек старше 60 лет, а к 2050 году их число достигнет 2,1 млрд. В России 43,8 млн граждан старше 55 лет - это 30% населения страны. Важно отметить, что современное старшее поколение кардинально отличается от предыдущих: сегодняшние 60-летние значительно активнее, здоровее, более целеустремленные, чем их сверстники 20 - 30 лет назад. Мы сознательно уходим от устаревшей модели, где люди в этом возрасте просто "доживали", к принципиально новой парадигме - модели активного долголетия, включающей социальную, культурную и, что крайне важно, экономическую деятельность. В этих условиях "Серебряный старт" становится стратегическим проектом, решающим сразу несколько государственных задач: вовлечение опытных специалистов в экономическую деятельность, создание новых рабочих мест. Для граждан старшего поколения это возможность превратить профессиональный опыт в успешный бизнес при полноценной государственной поддержке", - прокомментировала заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 22.11.2024 N 632
"Об утверждении методики расчета показателя "Доля граждан старшего поколения, вовлеченных в региональные программы "Активное долголетие" федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Семья"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении методики расчета показателя "Доля граждан старшего поколения, вовлеченных в региональные программы "Активное долголетие" федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Семья"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Проактивный порядок предоставления услуг и суперсервисы "социального казначейства". В июне 2021 г. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил проактивный (без подачи заявлений) механизм выплаты пенсий, который подразумевает беззаявительный характер предоставления государственных услуг ПФР. Проактивное начисление пенсий вошло в утвержденный Правительством РФ план по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения, рассчитанной до 2025 г. <2> Основное внимание уделено вопросам повышения качества жизни и финансового благополучия пенсионеров, содействию их занятости, а также повышению качества и доступности медицинской помощи. По словам Председателя Правительства РФ, применение проактивного механизма назначения и выплаты пенсий, а также социальных доплат к ним, при котором бы "люди старшего возраста не беспокоились и не тратили время на хождение по инстанциям, заполнение бумаг, подачу заявлений", относится к первоочередным задачам реформирования ПФР <3>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Проактивный порядок предоставления услуг и суперсервисы "социального казначейства". В июне 2021 г. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил проактивный (без подачи заявлений) механизм выплаты пенсий, который подразумевает беззаявительный характер предоставления государственных услуг ПФР. Проактивное начисление пенсий вошло в утвержденный Правительством РФ план по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения, рассчитанной до 2025 г. <2> Основное внимание уделено вопросам повышения качества жизни и финансового благополучия пенсионеров, содействию их занятости, а также повышению качества и доступности медицинской помощи. По словам Председателя Правительства РФ, применение проактивного механизма назначения и выплаты пенсий, а также социальных доплат к ним, при котором бы "люди старшего возраста не беспокоились и не тратили время на хождение по инстанциям, заполнение бумаг, подачу заявлений", относится к первоочередным задачам реформирования ПФР <3>.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Уязвимость субъектов гражданских правоотношений прослеживается на примере защиты прав потребителей с акцентом на социально уязвимые группы населения (люди с ограниченными возможностями, граждане старшего поколения и дети). В разделе III Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года <19> отмечается, что вопросы защиты потребительских прав социально уязвимых групп населения и их социальной интеграции зачастую взаимоувязаны.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Уязвимость субъектов гражданских правоотношений прослеживается на примере защиты прав потребителей с акцентом на социально уязвимые группы населения (люди с ограниченными возможностями, граждане старшего поколения и дети). В разделе III Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года <19> отмечается, что вопросы защиты потребительских прав социально уязвимых групп населения и их социальной интеграции зачастую взаимоувязаны.
Статья: Уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности пожилых лиц
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Названные обстоятельства учитываются в документах стратегического планирования. Поддержке пожилых граждан согласно Стратегии национальной безопасности РФ <6> уделяется особое внимание государства, в связи с чем формируются условия и принимаются меры, направленные на сбережение народа России, повышение их качества жизни и благосостояния, обеспечивается защита граждан старшего поколения и всех форм собственности от противоправных посягательств. Ключевое положение в данном контексте занимает уголовное право как "краеугольная отрасль для обеспечения благополучия общества" <7>. При этом в ст. 2 УК РФ защита прав и свобод человека и гражданина названа приоритетной задачей <8>. Между тем в УК РФ указание на пожилой возраст лица формально приводится четырежды: при установлении запретов назначения принудительных работ для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости (ст. 53.1 УК РФ), пожизненного лишения свободы и смертной казни для мужчин, достигших возраста 65 лет к моменту вынесения приговора (ст. 57 и 59 УК РФ), а также в конструкции нормы, запрещающей оставление лица, которое лишено возможности принять меры к самосохранению, в опасном для жизни или здоровья состоянии (ст. 125 УК РФ). Специальные средства уголовно-правовой охраны пожилых лиц раскрываются через их отнесение к категориям "беспомощное" либо "беззащитное", которые закреплены в перечне обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ).
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Названные обстоятельства учитываются в документах стратегического планирования. Поддержке пожилых граждан согласно Стратегии национальной безопасности РФ <6> уделяется особое внимание государства, в связи с чем формируются условия и принимаются меры, направленные на сбережение народа России, повышение их качества жизни и благосостояния, обеспечивается защита граждан старшего поколения и всех форм собственности от противоправных посягательств. Ключевое положение в данном контексте занимает уголовное право как "краеугольная отрасль для обеспечения благополучия общества" <7>. При этом в ст. 2 УК РФ защита прав и свобод человека и гражданина названа приоритетной задачей <8>. Между тем в УК РФ указание на пожилой возраст лица формально приводится четырежды: при установлении запретов назначения принудительных работ для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости (ст. 53.1 УК РФ), пожизненного лишения свободы и смертной казни для мужчин, достигших возраста 65 лет к моменту вынесения приговора (ст. 57 и 59 УК РФ), а также в конструкции нормы, запрещающей оставление лица, которое лишено возможности принять меры к самосохранению, в опасном для жизни или здоровья состоянии (ст. 125 УК РФ). Специальные средства уголовно-правовой охраны пожилых лиц раскрываются через их отнесение к категориям "беспомощное" либо "беззащитное", которые закреплены в перечне обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ).
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Представляется, что в процитированной Стратегии национальной безопасности (далее - Стратегия) определены механизмы такой консолидации, и значительную роль в этой работе могут сыграть граждане старшего поколения, в большинстве своем имеющие твердые патриотические убеждения, выросшие и много лет трудившиеся в атмосфере патриотизма и взаимовыручки, хранящие в своем сознании ценности российской цивилизации. "К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России" <13>.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Представляется, что в процитированной Стратегии национальной безопасности (далее - Стратегия) определены механизмы такой консолидации, и значительную роль в этой работе могут сыграть граждане старшего поколения, в большинстве своем имеющие твердые патриотические убеждения, выросшие и много лет трудившиеся в атмосфере патриотизма и взаимовыручки, хранящие в своем сознании ценности российской цивилизации. "К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России" <13>.
Статья: "Серебряный" возраст на рынке труда
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В появившейся в Европе в начале XXI в. концепции "серебряной" экономики <7>, как сравнительно молодом понятии, не всегда одинаково включаются в его содержание те или иные составные элементы, что не позволяет привести данное понятие к единому "знаменателю". Вместе с тем в настоящее время понятие "серебряной" экономики (или экономики долголетия) в качестве наиболее "простого" ее определения рассматривается в литературе как "совокупность видов экономической активности, связанных с потребностями и интересами граждан старшего поколения". Под "серебряной" экономикой обычно понимается "рынок услуг для людей старшего возраста с учетом их потребностей и возрастных ограничений; вклад людей пенсионного возраста в экономическую и социальную жизнь: все больше пенсионеров сохраняют возможность и желание (а иногда вынуждены) продолжать зарабатывать и быть социально активными" <8>.
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В появившейся в Европе в начале XXI в. концепции "серебряной" экономики <7>, как сравнительно молодом понятии, не всегда одинаково включаются в его содержание те или иные составные элементы, что не позволяет привести данное понятие к единому "знаменателю". Вместе с тем в настоящее время понятие "серебряной" экономики (или экономики долголетия) в качестве наиболее "простого" ее определения рассматривается в литературе как "совокупность видов экономической активности, связанных с потребностями и интересами граждан старшего поколения". Под "серебряной" экономикой обычно понимается "рынок услуг для людей старшего возраста с учетом их потребностей и возрастных ограничений; вклад людей пенсионного возраста в экономическую и социальную жизнь: все больше пенсионеров сохраняют возможность и желание (а иногда вынуждены) продолжать зарабатывать и быть социально активными" <8>.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Увеличение продолжительности жизни с момента рождения является приоритетной целью государственной социальной политики и красной линией проходит через многие документы стратегического характера, среди которых: Указы Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <1> и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <2>; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>; Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года <4>; Государственная программа "Развитие здравоохранения" <5>; Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года <6>, Федеральный проект "Старшее поколение" <7>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Увеличение продолжительности жизни с момента рождения является приоритетной целью государственной социальной политики и красной линией проходит через многие документы стратегического характера, среди которых: Указы Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <1> и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <2>; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>; Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года <4>; Государственная программа "Развитие здравоохранения" <5>; Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года <6>, Федеральный проект "Старшее поколение" <7>.
Статья: Организация социально-правового консультирования пожилых граждан в системе социальной защиты населения
(Бурилкина С.А., Супрун Н.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)<10> Григорьева С.А. Формирование условий для социальной активности граждан старшего поколения // Социальные и гуманитарные знания. 2018. Т. 4. N 3. С. 164 - 172.
(Бурилкина С.А., Супрун Н.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)<10> Григорьева С.А. Формирование условий для социальной активности граждан старшего поколения // Социальные и гуманитарные знания. 2018. Т. 4. N 3. С. 164 - 172.
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Таким образом, субъекты Федерации вправе устанавливать за счет своих средств дополнительные меры социальной поддержки данным категориям граждан, в том числе регулировать вопросы создания и функционирования приемной семьи для пожилых и инвалидов. Удачные законодательные практики отдельных субъектов изложены далее. Здесь же отметим проблему недостаточности федерального правового регулирования, а главным образом отсутствие концептуального понимания приемной семьи. Справедливо отмечается, что складывающиеся де-факто общественные отношения должны быть последовательно урегулированы, получив легальное определение, например, в Семейном кодексе или в отдельном федеральном законе [Васильчиков В.М., Чикарина Л.Я., 2013: 20]. Развитие формы приемной семьи на уровне федерального закона и дальнейшее внедрение в остальных субъектах соответствует основам Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, предусматривающей решение такой задачи, как внедрение и развитие стационарозамещающих технологий.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Таким образом, субъекты Федерации вправе устанавливать за счет своих средств дополнительные меры социальной поддержки данным категориям граждан, в том числе регулировать вопросы создания и функционирования приемной семьи для пожилых и инвалидов. Удачные законодательные практики отдельных субъектов изложены далее. Здесь же отметим проблему недостаточности федерального правового регулирования, а главным образом отсутствие концептуального понимания приемной семьи. Справедливо отмечается, что складывающиеся де-факто общественные отношения должны быть последовательно урегулированы, получив легальное определение, например, в Семейном кодексе или в отдельном федеральном законе [Васильчиков В.М., Чикарина Л.Я., 2013: 20]. Развитие формы приемной семьи на уровне федерального закона и дальнейшее внедрение в остальных субъектах соответствует основам Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, предусматривающей решение такой задачи, как внедрение и развитие стационарозамещающих технологий.
Статья: Современный виктимологический портрет физического лица, пострадавшего от преступления
(Кочин А.А., Харламов В.С.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Обратимся к геронтологическому ракурсу исследования. Среди граждан старшего поколения, потерпевших от преступлений, совершенных в России в 2020 г., доминировал массив пожилых женщин старше 55 лет. Их количество составило 168 617 человек (67,1% от общего числа пожилых граждан - жертв криминала). Число пожилых мужчин рассматриваемой категории (в возрасте свыше 60 лет) составило 82 614 (32,9% от общего числа пожилых граждан - жертв криминала). Граждане старшего поколения являлись потерпевшими преимущественно от ненасильственных преступлений. Например, только от краж и мошеннических действий в упомянутое время в России пострадали соответственно 124 571 и 73 254 лица пенсионного возраста, что соответствует 49,6 и 29,2% от общего числа потерпевших рассматриваемой категории. Справедливости ради следует отметить, что в отношении пожилых граждан совершались также общественно опасные посягательства. В частности, в России в 2020 г. среди лиц пенсионного возраста пострадали 1 337 человек от убийств, предусмотренных ст. 105 - 107 УК РФ; 992 человека - от побоев, предусмотренных ст. 116 и 116.1 УК РФ; и 242 человека - от половых преступлений, что соответствует 0,5%, 0,4 и 0,1% от общего числа потерпевших рассматриваемой категории.
(Кочин А.А., Харламов В.С.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Обратимся к геронтологическому ракурсу исследования. Среди граждан старшего поколения, потерпевших от преступлений, совершенных в России в 2020 г., доминировал массив пожилых женщин старше 55 лет. Их количество составило 168 617 человек (67,1% от общего числа пожилых граждан - жертв криминала). Число пожилых мужчин рассматриваемой категории (в возрасте свыше 60 лет) составило 82 614 (32,9% от общего числа пожилых граждан - жертв криминала). Граждане старшего поколения являлись потерпевшими преимущественно от ненасильственных преступлений. Например, только от краж и мошеннических действий в упомянутое время в России пострадали соответственно 124 571 и 73 254 лица пенсионного возраста, что соответствует 49,6 и 29,2% от общего числа потерпевших рассматриваемой категории. Справедливости ради следует отметить, что в отношении пожилых граждан совершались также общественно опасные посягательства. В частности, в России в 2020 г. среди лиц пенсионного возраста пострадали 1 337 человек от убийств, предусмотренных ст. 105 - 107 УК РФ; 992 человека - от побоев, предусмотренных ст. 116 и 116.1 УК РФ; и 242 человека - от половых преступлений, что соответствует 0,5%, 0,4 и 0,1% от общего числа потерпевших рассматриваемой категории.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)<16> COVID-19 и социальная политика в отношении граждан старшего поколения: обзор мер, принятых зарубежными странами с различным уровнем развития. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/13/1594085462/HSE_Covid_09_2020_3_1.pdf.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)<16> COVID-19 и социальная политика в отношении граждан старшего поколения: обзор мер, принятых зарубежными странами с различным уровнем развития. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/13/1594085462/HSE_Covid_09_2020_3_1.pdf.