Границы охотничьих угодий
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы охотничьих угодий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с пользованием природными ресурсами: Заинтересованное лицо хочет признать недействительным охотхозяйственное соглашение полностью или в части
(КонсультантПлюс, 2025)факт нарушения прав и законных интересов Заинтересованного лица или неопределенного круга лиц (выписками из ЕГРН, заключением кадастрового инженера о наложении границ охотничьих угодий и земельного участка, принадлежащего Заинтересованному лицу, картами охотничьих угодий, кадастровым паспортом, актом обследования, лицензией Заинтересованного лица на право пользования животным миром и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)факт нарушения прав и законных интересов Заинтересованного лица или неопределенного круга лиц (выписками из ЕГРН, заключением кадастрового инженера о наложении границ охотничьих угодий и земельного участка, принадлежащего Заинтересованному лицу, картами охотничьих угодий, кадастровым паспортом, актом обследования, лицензией Заинтересованного лица на право пользования животным миром и т.п.)
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с пользованием природными ресурсами: Уполномоченный орган хочет расторгнуть охотхозяйственное соглашение в связи с существенным нарушением Охотпользователем его условий
(КонсультантПлюс, 2025)Между Уполномоченным органом и Охотпользователем (организацией или ИП) заключено охотхозяйственное соглашение. По мнению Уполномоченного органа, Охотпользователь существенно нарушил условия охотхозяйственного соглашения (например, не разработал план по сохранению охотничьих ресурсов; ненадлежащим образом проводил мероприятия, обеспечивающие воспроизводство охотничьих ресурсов; не осуществлял производственный охотничий контроль в границах охотничьих угодий; не предоставлял информацию, необходимую для ведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов, и т.п.). Расторгнуть соглашение Охотпользователь отказывается.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Уполномоченным органом и Охотпользователем (организацией или ИП) заключено охотхозяйственное соглашение. По мнению Уполномоченного органа, Охотпользователь существенно нарушил условия охотхозяйственного соглашения (например, не разработал план по сохранению охотничьих ресурсов; ненадлежащим образом проводил мероприятия, обеспечивающие воспроизводство охотничьих ресурсов; не осуществлял производственный охотничий контроль в границах охотничьих угодий; не предоставлял информацию, необходимую для ведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов, и т.п.). Расторгнуть соглашение Охотпользователь отказывается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности формирования прав на природные участки: терминологический аспект
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Подпункт 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" <15> (далее - Закон об охоте) под "охотничьим хозяйством" понимает сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Пункт 1 ст. 7 в границы охотничьих угодий включает земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Подпункт 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" <15> (далее - Закон об охоте) под "охотничьим хозяйством" понимает сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Пункт 1 ст. 7 в границы охотничьих угодий включает земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В качестве положительного обстоятельства, характеризующего состояние законодательства по отношению к комментируемой статье, следует отметить наличие одного незначительного ограничения и одного запрета охоты с использованием водных объектов. Они установлены в п. 14 и 62.1 Правил охоты <1>. Также водоемы и водотоки указаны в качестве ориентиров границ охотничьих угодий при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ (п. 4 и 7 Приказа Минприроды России от 6 августа 2010 г. N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий") <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В качестве положительного обстоятельства, характеризующего состояние законодательства по отношению к комментируемой статье, следует отметить наличие одного незначительного ограничения и одного запрета охоты с использованием водных объектов. Они установлены в п. 14 и 62.1 Правил охоты <1>. Также водоемы и водотоки указаны в качестве ориентиров границ охотничьих угодий при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ (п. 4 и 7 Приказа Минприроды России от 6 августа 2010 г. N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий") <2>.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 06.08.2010 N 306
(ред. от 05.07.2022)
"Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18373)Зарегистрировано в Минюсте России 7 сентября 2010 г. N 18373
(ред. от 05.07.2022)
"Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18373)Зарегистрировано в Минюсте России 7 сентября 2010 г. N 18373
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Признана недействующей форма 2.1 (ОУ) приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра, установленным Приказом Минприроды России от 28 июля 2021 г. N 519, в той части, в которой данная форма не предусматривает содержания в ней документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Признана недействующей форма 2.1 (ОУ) приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра, установленным Приказом Минприроды России от 28 июля 2021 г. N 519, в той части, в которой данная форма не предусматривает содержания в ней документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В республиках Дагестан, Татарстан, Чувашия, Волгоградской, Нижегородской, Саратовской, Вологодской областях во исполнение требований природоохранных прокуроров организована работа по внесению сведений о границах охотничьих угодий в Единый государственный реестр недвижимости. Нижегородским, Северо-Каспийским и Тверским межрайонными природоохранными прокурорами приняты меры реагирования в целях обустройства линии электропередач птицезащитными устройствами, в Вологодской области - по оборудованию знаками "Дикие животные" мест перехода автодороги дикими животными.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В республиках Дагестан, Татарстан, Чувашия, Волгоградской, Нижегородской, Саратовской, Вологодской областях во исполнение требований природоохранных прокуроров организована работа по внесению сведений о границах охотничьих угодий в Единый государственный реестр недвижимости. Нижегородским, Северо-Каспийским и Тверским межрайонными природоохранными прокурорами приняты меры реагирования в целях обустройства линии электропередач птицезащитными устройствами, в Вологодской области - по оборудованию знаками "Дикие животные" мест перехода автодороги дикими животными.
Статья: Охотхозяйственное соглашение как гражданско-правовой договор
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения об установлении или изменении границ охотничьих угодий согласно п. 12 ч. 1 комментируемой статьи подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Как следует из ст. 1 п. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения об установлении или изменении границ охотничьих угодий согласно п. 12 ч. 1 комментируемой статьи подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Как следует из ст. 1 п. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ. Названный Порядок в соответствии с его п. 1 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16 ноября 2018 г. N 634 <90>) определяет правила присвоения: кадастровых номеров земельным участкам, зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, помещениям, единым недвижимым комплексам, а в случаях, установленных комментируемым Законом, и иным объектам, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также предприятиям как имущественным комплексам; номеров регистрации записей о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, об ограничении права или обременении объекта недвижимости; идентификационных реестровых номеров Государственной границе РФ, границам между субъектами РФ, границам муниципальных образований, границам населенных пунктов, береговым линиям (границам водных объектов), границам зон с особыми условиями использования территорий, границам публичных сервитутов, границам территориальных зон, границам территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, границам особо охраняемых природных территорий, границам особых экономических зон, границам охотничьих угодий, границам территорий опережающего социально-экономического развития, границам зон территориального развития в России, границам игорных зон, границам лесничеств, границам лесопарков.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ. Названный Порядок в соответствии с его п. 1 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16 ноября 2018 г. N 634 <90>) определяет правила присвоения: кадастровых номеров земельным участкам, зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, помещениям, единым недвижимым комплексам, а в случаях, установленных комментируемым Законом, и иным объектам, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также предприятиям как имущественным комплексам; номеров регистрации записей о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, об ограничении права или обременении объекта недвижимости; идентификационных реестровых номеров Государственной границе РФ, границам между субъектами РФ, границам муниципальных образований, границам населенных пунктов, береговым линиям (границам водных объектов), границам зон с особыми условиями использования территорий, границам публичных сервитутов, границам территориальных зон, границам территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, границам особо охраняемых природных территорий, границам особых экономических зон, границам охотничьих угодий, границам территорий опережающего социально-экономического развития, границам зон территориального развития в России, границам игорных зон, границам лесничеств, границам лесопарков.