Границы центральной экологической зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы центральной экологической зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды... расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, [суды - ред.]... пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами... (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды... расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, [суды - ред.]... пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами... (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Одними из способов увеличить поток туристов являются: улучшение качества обслуживания, расширение числа услуг, создание комфортных и благоприятных условий пребывания, наличие развитой инфраструктуры и в целом упорядочение туризма на Байкале. Средством достигнуть этих целей Иркутская область и Республика Бурятия рассматривают такой инструмент, как туристско-рекреационные особые экономические зоны (далее - ОЭЗ). В настоящее время в границах центральной экологической зоны существуют две туристско-рекреационные ОЭЗ: "Байкальская гавань" (Республика Бурятия) <9> и "Ворота Байкала" (Иркутская область) <10>.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Одними из способов увеличить поток туристов являются: улучшение качества обслуживания, расширение числа услуг, создание комфортных и благоприятных условий пребывания, наличие развитой инфраструктуры и в целом упорядочение туризма на Байкале. Средством достигнуть этих целей Иркутская область и Республика Бурятия рассматривают такой инструмент, как туристско-рекреационные особые экономические зоны (далее - ОЭЗ). В настоящее время в границах центральной экологической зоны существуют две туристско-рекреационные ОЭЗ: "Байкальская гавань" (Республика Бурятия) <9> и "Ворота Байкала" (Иркутская область) <10>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"26) испрашиваемый земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"26) испрашиваемый земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Вопрос об определении границ объекта всемирного наследия "Озеро Байкал" возник еще в начале 1990-х гг. при подготовке материалов номинации. Определенные сложности с решением вопроса о границах объекта вызывает качество картографического материала, в связи с чем миссия, посетившая Байкал в 2023 г., рекомендовала осуществить так называемое ретроспективное уточнение границ объекта. Следует отметить, что границы объекта всемирного наследия являются установленными и соответствуют границам центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением территорий пяти населенных пунктов (Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск, Байкальск), что подтверждено решением Комитета 31 COM 7B.31 <44>. Зона атмосферного влияния и буферная зона <45> Байкальской природной территории не входят в состав ОВПН "Озеро Байкал", однако подпадают под понятие "более широкое окружение" (англ. a wider setting), используемое в Руководстве.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Вопрос об определении границ объекта всемирного наследия "Озеро Байкал" возник еще в начале 1990-х гг. при подготовке материалов номинации. Определенные сложности с решением вопроса о границах объекта вызывает качество картографического материала, в связи с чем миссия, посетившая Байкал в 2023 г., рекомендовала осуществить так называемое ретроспективное уточнение границ объекта. Следует отметить, что границы объекта всемирного наследия являются установленными и соответствуют границам центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением территорий пяти населенных пунктов (Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск, Байкальск), что подтверждено решением Комитета 31 COM 7B.31 <44>. Зона атмосферного влияния и буферная зона <45> Байкальской природной территории не входят в состав ОВПН "Озеро Байкал", однако подпадают под понятие "более широкое окружение" (англ. a wider setting), используемое в Руководстве.
Статья: Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Наконец, третий вариант, представляющийся оптимальным, состоит в наделении международно-правовым статусом буферной зоны пяти поселений, входящих в состав центральной экологической зоны Байкальской природной территории, но не вошедших в состав ОВПН "Озеро Байкал" (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин и Северобайкальск). Решение Комитета не включать эти пять поселений в состав объекта в 1996 г. было обусловлено необходимостью поиска компромисса между интересами охраны природы и экономического развития этих территорий. Придание территориям этих городов статуса буферной зоны ОВПН позволит гармонизировать международно-правовые режимы охраны Байкала и содействовать объединению управления объектом в рамках компетенции единой администрации предлагаемой к созданию ООПТ в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Наконец, третий вариант, представляющийся оптимальным, состоит в наделении международно-правовым статусом буферной зоны пяти поселений, входящих в состав центральной экологической зоны Байкальской природной территории, но не вошедших в состав ОВПН "Озеро Байкал" (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин и Северобайкальск). Решение Комитета не включать эти пять поселений в состав объекта в 1996 г. было обусловлено необходимостью поиска компромисса между интересами охраны природы и экономического развития этих территорий. Придание территориям этих городов статуса буферной зоны ОВПН позволит гармонизировать международно-правовые режимы охраны Байкала и содействовать объединению управления объектом в рамках компетенции единой администрации предлагаемой к созданию ООПТ в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).