Градостроительный регламент Новосибирск
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительный регламент Новосибирск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 38 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Признавая данное постановление законным и обоснованным, суды, проанализировав положения статей 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденные решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 года N 1288, Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденный постановлением мэрии горда Новосибирска от 30 января 2019 года N 320, верно исходили из того, что при вынесении названного постановления требования действующего градостроительного законодательств и градостроительные регламенты в городе Новосибирске нарушены не были, процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства более чем на 10 процентов соблюдена."
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2023 N 304-ЭС22-18932 по делу N А45-16663/2021
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства - гостиничное обслуживание - в связи с его несоответствием проекту планировки территории.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора аренды земельного участка изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка (в том числе и в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) не допускается.В силу положений градостроительного законодательства и Административного регламента организатор общественных обсуждений не может ограничить право граждан, проживающих на территории города Новосибирска, на участие в общественных обсуждениях по изменению вида разрешенного использования земельного участка, их участие не противоречит указанным положениям законодательства и не может повлечь недействительность ненормативного акта, принятого с учетом результатов данных публичных слушаний.
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства - гостиничное обслуживание - в связи с его несоответствием проекту планировки территории.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора аренды земельного участка изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка (в том числе и в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) не допускается.В силу положений градостроительного законодательства и Административного регламента организатор общественных обсуждений не может ограничить право граждан, проживающих на территории города Новосибирска, на участие в общественных обсуждениях по изменению вида разрешенного использования земельного участка, их участие не противоречит указанным положениям законодательства и не может повлечь недействительность ненормативного акта, принятого с учетом результатов данных публичных слушаний.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Параметрирование строительства: модернизация регулирования и проблемы устранения избыточных ограничений
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)В этом дополнительно убеждает разнообразная нормотворческая практика крупных муниципальных образований, в которых анализируемый или эквивалентный ему параметр ("коэффициент плотности застройки", "коэффициент интенсивности жилой застройки" и пр.) либо включается в градостроительные регламенты отдельных территориальных зон (Екатеринбург <9>, Челябинск <10>, Красноярск <11>, Новосибирск <12> и др.), либо в принципе отсутствует (Санкт-Петербург <13>, Волгоград <14>, Омск <15>, Нижний Новгород <16> и др.), либо потенциально предусмотрен, но реально не устанавливается (Пермь <17>, Самара <18>, Уфа <19>, Казань <20> и др.).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)В этом дополнительно убеждает разнообразная нормотворческая практика крупных муниципальных образований, в которых анализируемый или эквивалентный ему параметр ("коэффициент плотности застройки", "коэффициент интенсивности жилой застройки" и пр.) либо включается в градостроительные регламенты отдельных территориальных зон (Екатеринбург <9>, Челябинск <10>, Красноярск <11>, Новосибирск <12> и др.), либо в принципе отсутствует (Санкт-Петербург <13>, Волгоград <14>, Омск <15>, Нижний Новгород <16> и др.), либо потенциально предусмотрен, но реально не устанавливается (Пермь <17>, Самара <18>, Уфа <19>, Казань <20> и др.).
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Вместе с тем возникает вопрос: как быть тем собственникам, которые приобрели земельный участок с одним видом разрешенного использования, например под ИЖС, а впоследствии была инициирована процедура внесения изменений в генплан и указанный земельный участок оказался в рекреационной зоне? Последующее изменение ПЗЗ повлечет установление градостроительных регламентов, соответствующих указанной зоне и не допускающих строительство ИЖС.
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Вместе с тем возникает вопрос: как быть тем собственникам, которые приобрели земельный участок с одним видом разрешенного использования, например под ИЖС, а впоследствии была инициирована процедура внесения изменений в генплан и указанный земельный участок оказался в рекреационной зоне? Последующее изменение ПЗЗ повлечет установление градостроительных регламентов, соответствующих указанной зоне и не допускающих строительство ИЖС.
Нормативные акты
Решение Новосибирского УФАС России от 18.01.2024 N 054/01/18.1-81/2024
Обстоятельства: По мнению Заявителя, извещение о проведение Аукциона не содержит все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные правилами землепользования и застройки, что нарушает гражданские права Заявителя. Кроме того, извещение не содержит информацию о размере вознаграждения оператора ЭТП. Также заявка, являющаяся приложением к извещению противоречит положениям действующего законодательства, а именно заявка обязана содержать согласие участника торгов на обработку Организатором торгов и ЭТП его персональных данных.
Решение: Признать жалобу необоснованной.В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Искитима, утвержденными решением Совета депутатов города Искитима Новосибирской области от 23.12.2009 N 410 испрашиваемый земельный участок распложен в территориальной зоне: Коммунально-складская зона (К). Градостроительным регламентом данной территориальной зоны установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков max 50,0 Га и min 0,2 Га. и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, учитывая положительное заключение комиссии по градостроительству, землепользованию и застройке от 11.07.2022 N 131, на основании рассмотренного заявления заявителя, принято администрацией г. Искитима решение об образовании земельного участка с площадью 4000 кв. м, с видом разрешенного использования: Склады (6.9).
Обстоятельства: По мнению Заявителя, извещение о проведение Аукциона не содержит все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные правилами землепользования и застройки, что нарушает гражданские права Заявителя. Кроме того, извещение не содержит информацию о размере вознаграждения оператора ЭТП. Также заявка, являющаяся приложением к извещению противоречит положениям действующего законодательства, а именно заявка обязана содержать согласие участника торгов на обработку Организатором торгов и ЭТП его персональных данных.
Решение: Признать жалобу необоснованной.В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Искитима, утвержденными решением Совета депутатов города Искитима Новосибирской области от 23.12.2009 N 410 испрашиваемый земельный участок распложен в территориальной зоне: Коммунально-складская зона (К). Градостроительным регламентом данной территориальной зоны установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков max 50,0 Га и min 0,2 Га. и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, учитывая положительное заключение комиссии по градостроительству, землепользованию и застройке от 11.07.2022 N 131, на основании рассмотренного заявления заявителя, принято администрацией г. Искитима решение об образовании земельного участка с площадью 4000 кв. м, с видом разрешенного использования: Склады (6.9).
Статья: Подходы к формированию классификатора видов разрешенного использования в российских мегаполисах
(Кителева А.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2016, N 9)Так, в большинстве случаев принципом разграничения видов разрешенного использования является не функциональное назначение жилых домов, предлагаемое классификатором, а этажность зданий в пределах территориальной зоны. Подобный подход реализован в градостроительных регламентах Воронежа, Екатеринбурга, Самары и других крупных городов. Причем в своих перечнях города ориентируется не только на существующую, но и на перспективную застройку. Например, в правилах землепользования и застройки города Новосибирска указан такой вид разрешенного использования, как "26 - 50 этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения и автостоянками", хотя подобных жилых домов в городе единицы. Предлагаемая классификатором категория "многоэтажная жилая застройка" без ограничения ее верхнего предела фактически не даст муниципалитетам возможность регулировать этажность в пределах одной территориальной зоны и сохранить ориентацию на центр города с мало- и среднеэтажной застройкой и многоэтажную периферию, как это делается, например, в Ростове-на-Дону.
(Кителева А.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2016, N 9)Так, в большинстве случаев принципом разграничения видов разрешенного использования является не функциональное назначение жилых домов, предлагаемое классификатором, а этажность зданий в пределах территориальной зоны. Подобный подход реализован в градостроительных регламентах Воронежа, Екатеринбурга, Самары и других крупных городов. Причем в своих перечнях города ориентируется не только на существующую, но и на перспективную застройку. Например, в правилах землепользования и застройки города Новосибирска указан такой вид разрешенного использования, как "26 - 50 этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения и автостоянками", хотя подобных жилых домов в городе единицы. Предлагаемая классификатором категория "многоэтажная жилая застройка" без ограничения ее верхнего предела фактически не даст муниципалитетам возможность регулировать этажность в пределах одной территориальной зоны и сохранить ориентацию на центр города с мало- и среднеэтажной застройкой и многоэтажную периферию, как это делается, например, в Ростове-на-Дону.
Статья: К вопросу о НЭИ земельного участка
(Лебедев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2014, N 8)3. Из всех возможных вариантов использования земельного участка необходимо выбрать вариант, обеспечивающий максимальный доход на вложенный капитал и определяющий максимальную стоимость земельного участка. Однако применение второго критерия НЭИ (законодательная допустимость), например в городе Новосибирске, показало, что изменение разрешенного использования земельного участка - сложная юридическая процедура, связанная с публичными слушаниями. При этом иное использование земельного участка должно вписываться в существующий градостроительный регламент. Кроме того, для иного использования земельного участка необходимы повторное согласование и получение новых технических условий (нагрузки и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение требований Государственной противопожарной службы, санэпидемстанций и т.д.). Причем плата за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения может существенно измениться, что, в свою очередь, может свести на нет экономическую эффективность строительного проекта.
(Лебедев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2014, N 8)3. Из всех возможных вариантов использования земельного участка необходимо выбрать вариант, обеспечивающий максимальный доход на вложенный капитал и определяющий максимальную стоимость земельного участка. Однако применение второго критерия НЭИ (законодательная допустимость), например в городе Новосибирске, показало, что изменение разрешенного использования земельного участка - сложная юридическая процедура, связанная с публичными слушаниями. При этом иное использование земельного участка должно вписываться в существующий градостроительный регламент. Кроме того, для иного использования земельного участка необходимы повторное согласование и получение новых технических условий (нагрузки и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение требований Государственной противопожарной службы, санэпидемстанций и т.д.). Причем плата за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения может существенно измениться, что, в свою очередь, может свести на нет экономическую эффективность строительного проекта.
"Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;