Градостроительный регламент для земель промышленности
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительный регламент для земель промышленности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Однако данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - легкая промышленность (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства продукции легкой промышленности). Правила землепользования и застройки муниципального образования и градостроительный регламент земельного участка также не предусматривают возможность использования данного участка для размещения и хранения на нем отходов производства и потребления.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - легкая промышленность (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства продукции легкой промышленности). Правила землепользования и застройки муниципального образования и градостроительный регламент земельного участка также не предусматривают возможность использования данного участка для размещения и хранения на нем отходов производства и потребления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков в условиях отмены деления земель на категории
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Возражения против отмены категорий земель заключались, в частности, в том, что с отменой категории земель промышленности и иного специального назначения разрешенное использование земель в целях развития производства, транспорта, связи, а также для иных целей, скорее всего, будет устанавливаться градостроительными регламентами (которые утверждаются органами местного самоуправления), что существенно понизит уровень правового регулирования земельных отношений, которое в настоящее время осуществляется преимущественно федеральными законами. Речь идет в первую очередь об ограничивающих права землепользователей и землевладельцев правовых режимах земель, которые должны устанавливаться на уровне федерального закона <15>. Отмена принципа деления земель на категории приведет к дезорганизации системы правового регулирования земельных отношений и будет противоречить главным задачам экологической политики Российской Федерации по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды <16>.
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Возражения против отмены категорий земель заключались, в частности, в том, что с отменой категории земель промышленности и иного специального назначения разрешенное использование земель в целях развития производства, транспорта, связи, а также для иных целей, скорее всего, будет устанавливаться градостроительными регламентами (которые утверждаются органами местного самоуправления), что существенно понизит уровень правового регулирования земельных отношений, которое в настоящее время осуществляется преимущественно федеральными законами. Речь идет в первую очередь об ограничивающих права землепользователей и землевладельцев правовых режимах земель, которые должны устанавливаться на уровне федерального закона <15>. Отмена принципа деления земель на категории приведет к дезорганизации системы правового регулирования земельных отношений и будет противоречить главным задачам экологической политики Российской Федерации по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды <16>.
Статья: О действии публично-правовых ограничений права собственности в области охраны объектов культурного наследия при реализации девелоперских проектов
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В Постановлении КС РФ от 28 марта 2017 г. N 10-П делается вывод о том, что ПЗЗ устанавливают нормативы осуществления строительной деятельности в той или иной территориальной зоне, в том числе через установление градостроительных регламентов - нормативных ограничений градостроительной деятельности, вводимых в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки <11>. При этом ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым относятся и охранные зоны, представляют собой один из элементов градостроительных регламентов (ч. 9 ст. 1 ГрК РФ).
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В Постановлении КС РФ от 28 марта 2017 г. N 10-П делается вывод о том, что ПЗЗ устанавливают нормативы осуществления строительной деятельности в той или иной территориальной зоне, в том числе через установление градостроительных регламентов - нормативных ограничений градостроительной деятельности, вводимых в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки <11>. При этом ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым относятся и охранные зоны, представляют собой один из элементов градостроительных регламентов (ч. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Однако данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - легкая промышленность (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства продукции легкой промышленности). Правила землепользования и застройки муниципального образования и градостроительный регламент земельного участка также не предусматривают возможность использования данного участка для размещения и хранения на нем отходов производства и потребления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Однако данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - легкая промышленность (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства продукции легкой промышленности). Правила землепользования и застройки муниципального образования и градостроительный регламент земельного участка также не предусматривают возможность использования данного участка для размещения и хранения на нем отходов производства и потребления.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 10-П
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"Градостроительное зонирование, согласно пункту 6 статьи 1 данного Кодекса, это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"Градостроительное зонирование, согласно пункту 6 статьи 1 данного Кодекса, это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья: К вопросу о признании права на земельный участок
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Общие правила легализации самовольной постройки изложены в ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Как следует из данной статьи, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное, во-первых, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке (т.е. самовольно захваченном); во-вторых, на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем такого объекта недвижимости (например, нельзя в жилой территориальной зоне города построить промышленный объект); в-третьих, возведенное или созданное без получения на это необходимых в силу закона согласований и разрешений (например, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает необходимость получения разрешения на строительство, т.е. документа, который подтверждает соответствие проектной документации на объект недвижимости требованиям градостроительного регламента, проекта планировки и межевания территории и означает возможность его размещения на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и имеющимися ограничениями. Такое разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, однако оно не требуется при строительстве гаражей, строений и сооружений вспомогательного использования и в ряде других случаев (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Общие правила легализации самовольной постройки изложены в ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Как следует из данной статьи, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное, во-первых, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке (т.е. самовольно захваченном); во-вторых, на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем такого объекта недвижимости (например, нельзя в жилой территориальной зоне города построить промышленный объект); в-третьих, возведенное или созданное без получения на это необходимых в силу закона согласований и разрешений (например, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает необходимость получения разрешения на строительство, т.е. документа, который подтверждает соответствие проектной документации на объект недвижимости требованиям градостроительного регламента, проекта планировки и межевания территории и означает возможность его размещения на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и имеющимися ограничениями. Такое разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, однако оно не требуется при строительстве гаражей, строений и сооружений вспомогательного использования и в ряде других случаев (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)2.12. Распространенным примером СП по 2-му признаку СП является строительство многоквартирных домов в зонах, где разрешена исключительно индивидуальная застройка <6>. Сюда же относится, например, создание промышленных объектов в зонах жилой застройки либо, наоборот, жилых домов в производственных зонах. Однако не любое нарушение градостроительного регламента следует относить к данному признаку СП. В соответствии со ст. 30 ГрК в градостроительном регламенте помимо видов разрешенного использования содержатся также: а) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков; б) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и в) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Нарушение предельных размеров при предоставлении земельного участка под строительство, скорее, можно отнести к 1-му признаку СП. Акт о предоставлении земельного участка в этом случае должен признаваться недействительным, если размеры земельного участка не могут быть пересмотрены и приведены в соответствие с нормативными. Нарушение предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции характеризует 4-й признак СП - нарушение градостроительных правил, а нарушение ограничений в использовании объектов вообще не может служить основанием признания постройки самовольной <7>.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)2.12. Распространенным примером СП по 2-му признаку СП является строительство многоквартирных домов в зонах, где разрешена исключительно индивидуальная застройка <6>. Сюда же относится, например, создание промышленных объектов в зонах жилой застройки либо, наоборот, жилых домов в производственных зонах. Однако не любое нарушение градостроительного регламента следует относить к данному признаку СП. В соответствии со ст. 30 ГрК в градостроительном регламенте помимо видов разрешенного использования содержатся также: а) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков; б) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и в) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Нарушение предельных размеров при предоставлении земельного участка под строительство, скорее, можно отнести к 1-му признаку СП. Акт о предоставлении земельного участка в этом случае должен признаваться недействительным, если размеры земельного участка не могут быть пересмотрены и приведены в соответствие с нормативными. Нарушение предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции характеризует 4-й признак СП - нарушение градостроительных правил, а нарушение ограничений в использовании объектов вообще не может служить основанием признания постройки самовольной <7>.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (п. 7 ст. 85 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (п. 7 ст. 85 ЗК РФ).
Статья: К вопросу о договорном возложении инфраструктурной нагрузки на девелоперов
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Как правило, инфраструктурные соглашения (инвестиционные договоры, соглашения об участии) устанавливают обязанность застройщика обеспечить или профинансировать строительство объектов сопутствующей инфраструктуры, с одной стороны, и обязательства публично-правового образования по обеспечению подготовки, согласования и утверждения необходимой градостроительной документации <6> - с другой. Так, предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте для реализации вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в целях реализации инвестиционного проекта могут быть изменены в зависимости от наличия заключенного между муниципальным образованием и застройщиком соглашения, из которого вытекают обязательства по строительству объектов инфраструктуры <7>.
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Как правило, инфраструктурные соглашения (инвестиционные договоры, соглашения об участии) устанавливают обязанность застройщика обеспечить или профинансировать строительство объектов сопутствующей инфраструктуры, с одной стороны, и обязательства публично-правового образования по обеспечению подготовки, согласования и утверждения необходимой градостроительной документации <6> - с другой. Так, предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте для реализации вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в целях реализации инвестиционного проекта могут быть изменены в зависимости от наличия заключенного между муниципальным образованием и застройщиком соглашения, из которого вытекают обязательства по строительству объектов инфраструктуры <7>.
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В целях проверки доводов комитета о несоразмерности площади спорных земельных участков суд первой инстанции назначил судебную экспертизу. Согласно заключению экспертов вся площадь испрашиваемых обществом в собственность земельных участков необходима для использования и функционирования принадлежащего обществу объекта недвижимости с учетом действующих градостроительных, строительных норм и технических регламентов, а также расчетных показателей нормативов промышленного проектирования, Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В целях проверки доводов комитета о несоразмерности площади спорных земельных участков суд первой инстанции назначил судебную экспертизу. Согласно заключению экспертов вся площадь испрашиваемых обществом в собственность земельных участков необходима для использования и функционирования принадлежащего обществу объекта недвижимости с учетом действующих градостроительных, строительных норм и технических регламентов, а также расчетных показателей нормативов промышленного проектирования, Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Подобная разноголосица в судебной практике не могла не привлечь внимание высших судебных инстанций, каждая из которых в октябре 2020 г. высказалась по поставленной проблеме. В обоих делах, которые стали предметом рассмотрения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, правообладатель земельного участка наряду с тем видом использования, который был указан в ЕГРН ("пищевая промышленность" в деле ВС РФ и "для завершения строительства индивидуального жилого дома" в деле КС РФ), осуществлял также и иной вид деятельности, допускаемый в качестве вспомогательного ВРИ в соответствии с градостроительным регламентом (торговую деятельность в деле ВС РФ и размещение построек для содержания скота и птицы в деле КС РФ). Однако правообладатель не внес в ЕГРН сведения об осуществлении данного вспомогательного ВРИ, в связи с чем был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Основное отличие между делами, которого мы еще коснемся, состояло в том, что в деле, разрешенном ВС РФ, к административной ответственности был привлечен арендатор земельного участка, а в деле КС РФ - собственник земельного участка.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Подобная разноголосица в судебной практике не могла не привлечь внимание высших судебных инстанций, каждая из которых в октябре 2020 г. высказалась по поставленной проблеме. В обоих делах, которые стали предметом рассмотрения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, правообладатель земельного участка наряду с тем видом использования, который был указан в ЕГРН ("пищевая промышленность" в деле ВС РФ и "для завершения строительства индивидуального жилого дома" в деле КС РФ), осуществлял также и иной вид деятельности, допускаемый в качестве вспомогательного ВРИ в соответствии с градостроительным регламентом (торговую деятельность в деле ВС РФ и размещение построек для содержания скота и птицы в деле КС РФ). Однако правообладатель не внес в ЕГРН сведения об осуществлении данного вспомогательного ВРИ, в связи с чем был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Основное отличие между делами, которого мы еще коснемся, состояло в том, что в деле, разрешенном ВС РФ, к административной ответственности был привлечен арендатор земельного участка, а в деле КС РФ - собственник земельного участка.
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)целлюлозно-бумажная промышленность.
(КонсультантПлюс, 2025)целлюлозно-бумажная промышленность.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Применимость градостроительных регламентов
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Применимость градостроительных регламентов
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ земли населенных пунктов территориально делятся на зоны (жилые, промышленные, рекреационные, сельскохозяйственного использования). Внутри границ земель населенных пунктов могут формироваться промышленные зоны. В зависимости от класса опасности (I, II, III, IV) вокруг промышленных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны. Таким образом, в границах населенного пункта могут размещаться промышленные объекты с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ земли населенных пунктов территориально делятся на зоны (жилые, промышленные, рекреационные, сельскохозяйственного использования). Внутри границ земель населенных пунктов могут формироваться промышленные зоны. В зависимости от класса опасности (I, II, III, IV) вокруг промышленных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны. Таким образом, в границах населенного пункта могут размещаться промышленные объекты с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.
Статья: Публично-правовые пределы использования земельного участка
(Болтанова Е.С.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Установление разрешенного использования земельных участков, как и иных объектов недвижимости, непосредственно связано с градостроительным зонированием. Появление института зонирования вообще и градостроительного в частности обусловлено урбанизацией городов, необходимостью защиты прав и законных интересов частных лиц и нивелированием возможного между ними конфликта, принятия обоснованных правовых решений. Первоначально зонирование было необходимо для разделения земельных участков, на которых велась несовместимая деятельность. В частности, считалось необходимым разделить жилую и промышленную зоны.
(Болтанова Е.С.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Установление разрешенного использования земельных участков, как и иных объектов недвижимости, непосредственно связано с градостроительным зонированием. Появление института зонирования вообще и градостроительного в частности обусловлено урбанизацией городов, необходимостью защиты прав и законных интересов частных лиц и нивелированием возможного между ними конфликта, принятия обоснованных правовых решений. Первоначально зонирование было необходимо для разделения земельных участков, на которых велась несовместимая деятельность. В частности, считалось необходимым разделить жилую и промышленную зоны.