Градостроительный облик
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительный облик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в выдаче разрешения отказано из-за отсутствия каких-либо документов, - письмом (уведомлением) об отказе в выдаче разрешения на строительство из-за отсутствия не предусмотренных законом документов (например, разрешения на снос зеленых насаждений, свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в выдаче разрешения отказано из-за отсутствия каких-либо документов, - письмом (уведомлением) об отказе в выдаче разрешения на строительство из-за отсутствия не предусмотренных законом документов (например, разрешения на снос зеленых насаждений, свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Можно ли согласовать возведение пристройки к многоквартирному дому?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства (при необходимости)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства (при необходимости)
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 40.1. Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 40.1. Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства
Ситуация: Как получить градостроительный план земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для застройки земельного участка необходимо получить градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка, требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии) (ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для застройки земельного участка необходимо получить градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка, требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии) (ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено ст. 40.1 ГрК РФ (п. 5.1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено ст. 40.1 ГрК РФ (п. 5.1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В других делах суды приходят к выводу о необходимости учитывать при проектировании ранее разработанную ДПТ, а в случае несоответствия проектируемого объекта такой документации (например, если в соответствии с ДПТ на земельном участке планируется размещение одного объекта, а при проектировании предусматривается другой или если архитектурные решения проектируемых объектов не соответствуют ДПТ в части превышения предельных параметров) признают обоснованным отказ в выдаче разрешения на строительство <1> или в согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося ОКС <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В других делах суды приходят к выводу о необходимости учитывать при проектировании ранее разработанную ДПТ, а в случае несоответствия проектируемого объекта такой документации (например, если в соответствии с ДПТ на земельном участке планируется размещение одного объекта, а при проектировании предусматривается другой или если архитектурные решения проектируемых объектов не соответствуют ДПТ в части превышения предельных параметров) признают обоснованным отказ в выдаче разрешения на строительство <1> или в согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося ОКС <2>.
Готовое решение: Что такое градостроительный план земельного участка и как его получить
(КонсультантПлюс, 2025)требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капстроительства (при его наличии на участке).
(КонсультантПлюс, 2025)требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капстроительства (при его наличии на участке).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- изменение архитектурно-градостроительного облика многоквартирного дома посредством изменения характеристик террасы (ее переоборудования в помещение путем возведения кровли и пр.) является реконструкцией и требует указания в проекте реконструкции <7>;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- изменение архитектурно-градостроительного облика многоквартирного дома посредством изменения характеристик террасы (ее переоборудования в помещение путем возведения кровли и пр.) является реконструкцией и требует указания в проекте реконструкции <7>;
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)<20> В свое время решением Свердловского областного суда, поддержанным Вторым апелляционным судом общей юрисдикции, норма Правил землепользования и застройки Екатеринбурга, устанавливавшая безусловную императивную необходимость согласовать архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства, была признана недействующей: "...поскольку территория муниципального образования не отнесена к территории исторического поселения федерального или регионального значения, то и такое понятие, как "архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства", не может рассматриваться как один из критериев предельного параметра разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включение которого допустимо в состав градостроительного регламента" (решение Свердловского областного суда от 26.12.2019 по делу N 3а-487/2019). Аналогичное решение было принято и в отношении Правил землепользования и застройки г. Воронежа (Апелляционное определение СКАД ВС РФ от 16.05.2018 N 14-АПГ18-8).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)<20> В свое время решением Свердловского областного суда, поддержанным Вторым апелляционным судом общей юрисдикции, норма Правил землепользования и застройки Екатеринбурга, устанавливавшая безусловную императивную необходимость согласовать архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства, была признана недействующей: "...поскольку территория муниципального образования не отнесена к территории исторического поселения федерального или регионального значения, то и такое понятие, как "архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства", не может рассматриваться как один из критериев предельного параметра разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включение которого допустимо в состав градостроительного регламента" (решение Свердловского областного суда от 26.12.2019 по делу N 3а-487/2019). Аналогичное решение было принято и в отношении Правил землепользования и застройки г. Воронежа (Апелляционное определение СКАД ВС РФ от 16.05.2018 N 14-АПГ18-8).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взыскать с арендодателя платежи по договору аренды при невозможности использования имущества по причинам, не связанным с действиями арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 393, 606, 611, 612, 614, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что доказательств, подтверждающих исполнение арендодателем обязанности по передаче арендатору земельного участка, соответствующего условиям договора аренды и позволяющего его использовать исходя из вида деятельности, разрешенного использования и целевого назначения земельного участка - обслуживания жилой постройки, ответчиком не представлено, что на арендатора не может быть возложена встречная обязанность по внесению арендных платежей, размер убытков, понесенных на предварительные работы к строительству, подтверждается имеющимися в материалах дела проектом организации строительства, типовым договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, договором подряда, договором на оказание услуг, договорами на выполнение топографической съемки земельного участка, договорами подряда на выполнение проектных работ, договором подряда на выполнение комплекса работ, договором на выполнение работ по разработке "Материалов архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства", договором на выполнение проектных работ, договором на выполнение изыскательских работ, счетом-договором, платежными поручениями на сумму 1 688 381,15 руб., установив, что доказательств, подтверждающих необоснованность указанной суммы, в материалы дела ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, что размер убытков, составляющий сумму задатка для участия в аукционе, подтверждается платежным поручением от 10.05.2018 N 5 на сумму 157 789,16 руб., размер убытков в виде арендной платы за периоды с начала действия договора по 2 квартал 2019 года, 1 - 2 кварталы 2022 года подтверждается платежными поручениями от 04.07.2018 N 10 на сумму 40 000 руб., от 12.09.2018 N 23 на сумму 750 000 руб., от 11.12.2018 N 39 на сумму 733 792,25 руб., от 11.03.2019 N 10 на сумму 767 326,62 руб., от 13.06.2019 N 12 на сумму 767 326,62 руб., от 17.03.2022 N 9 на сумму 852 372,8 руб., от 22.06.2022 N 21 на сумму 852 372,8 руб., пришел к выводу об удовлетворении частично исковых требований..."
Можно ли взыскать с арендодателя платежи по договору аренды при невозможности использования имущества по причинам, не связанным с действиями арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 393, 606, 611, 612, 614, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что доказательств, подтверждающих исполнение арендодателем обязанности по передаче арендатору земельного участка, соответствующего условиям договора аренды и позволяющего его использовать исходя из вида деятельности, разрешенного использования и целевого назначения земельного участка - обслуживания жилой постройки, ответчиком не представлено, что на арендатора не может быть возложена встречная обязанность по внесению арендных платежей, размер убытков, понесенных на предварительные работы к строительству, подтверждается имеющимися в материалах дела проектом организации строительства, типовым договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, договором подряда, договором на оказание услуг, договорами на выполнение топографической съемки земельного участка, договорами подряда на выполнение проектных работ, договором подряда на выполнение комплекса работ, договором на выполнение работ по разработке "Материалов архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства", договором на выполнение проектных работ, договором на выполнение изыскательских работ, счетом-договором, платежными поручениями на сумму 1 688 381,15 руб., установив, что доказательств, подтверждающих необоснованность указанной суммы, в материалы дела ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, что размер убытков, составляющий сумму задатка для участия в аукционе, подтверждается платежным поручением от 10.05.2018 N 5 на сумму 157 789,16 руб., размер убытков в виде арендной платы за периоды с начала действия договора по 2 квартал 2019 года, 1 - 2 кварталы 2022 года подтверждается платежными поручениями от 04.07.2018 N 10 на сумму 40 000 руб., от 12.09.2018 N 23 на сумму 750 000 руб., от 11.12.2018 N 39 на сумму 733 792,25 руб., от 11.03.2019 N 10 на сумму 767 326,62 руб., от 13.06.2019 N 12 на сумму 767 326,62 руб., от 17.03.2022 N 9 на сумму 852 372,8 руб., от 22.06.2022 N 21 на сумму 852 372,8 руб., пришел к выводу об удовлетворении частично исковых требований..."
Статья: Перспективы формирования института мастер-планирования федеральных круглогодичных курортов
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Когда речь идет об архитектурно-градостроительных решениях в масштабном плане, важнейшей становится оценка не только с точки зрения соблюдения строительных норм и правил (СНиП, ГОСТ и т.д.), но и с позиции эстетики, целесообразности градостроительного облика, сохранения культурного наследия и гармоничной интеграции новых объектов. В этой связи уместной представляется экспертная оценка профессиональным сообществом (Союзом архитекторов) и научной организацией - Российской академией архитектуры и строительных наук.
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Когда речь идет об архитектурно-градостроительных решениях в масштабном плане, важнейшей становится оценка не только с точки зрения соблюдения строительных норм и правил (СНиП, ГОСТ и т.д.), но и с позиции эстетики, целесообразности градостроительного облика, сохранения культурного наследия и гармоничной интеграции новых объектов. В этой связи уместной представляется экспертная оценка профессиональным сообществом (Союзом архитекторов) и научной организацией - Российской академией архитектуры и строительных наук.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 40.1. Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 40.1. Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)За 20 лет, прошедших с принятия Градостроительного кодекса РФ 2004 года, существенно изменились несколько его важнейших основ. Так, если изначально определяющую роль в осуществлении градостроительной деятельности на территории муниципального образования играли представительные органы местного самоуправления, то сейчас практически общим правилом стали изъятие и передача полномочий в области градостроительства на региональный уровень или местным администрациям. Если в первоначальной редакции ГрК РФ был закреплен (и формально остается там поныне) принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия, который реализовывался через обязательные и достаточно продолжительные публичные слушания в отношении проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки, то теперь даже минимальное участие граждан в обсуждении градостроительных решений может быть полностью исключено решением субъекта Федерации. Наконец, традиционный механизм осуществления градостроительной деятельности, рассчитанный на территорию всего муниципального образования, повсеместно заменяется точечным, во многом основанным на произвольных управленческих решениях, комплексным развитием территории. В статье высказывается предположение, что одной из основных целей такого упрощения градостроительного регулирования является переложение на застройщика, точнее на конечного покупателя недвижимости, расходов на строительство коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Отмеченные изменения создают предпосылки для еще большего отчуждения граждан от участия в определении градостроительного облика населенных пунктов, еще больших диспропорций в плотности застройки на федеральном, региональном и местных уровнях и еще большего увеличения стоимости недвижимости.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)За 20 лет, прошедших с принятия Градостроительного кодекса РФ 2004 года, существенно изменились несколько его важнейших основ. Так, если изначально определяющую роль в осуществлении градостроительной деятельности на территории муниципального образования играли представительные органы местного самоуправления, то сейчас практически общим правилом стали изъятие и передача полномочий в области градостроительства на региональный уровень или местным администрациям. Если в первоначальной редакции ГрК РФ был закреплен (и формально остается там поныне) принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия, который реализовывался через обязательные и достаточно продолжительные публичные слушания в отношении проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки, то теперь даже минимальное участие граждан в обсуждении градостроительных решений может быть полностью исключено решением субъекта Федерации. Наконец, традиционный механизм осуществления градостроительной деятельности, рассчитанный на территорию всего муниципального образования, повсеместно заменяется точечным, во многом основанным на произвольных управленческих решениях, комплексным развитием территории. В статье высказывается предположение, что одной из основных целей такого упрощения градостроительного регулирования является переложение на застройщика, точнее на конечного покупателя недвижимости, расходов на строительство коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Отмеченные изменения создают предпосылки для еще большего отчуждения граждан от участия в определении градостроительного облика населенных пунктов, еще больших диспропорций в плотности застройки на федеральном, региональном и местных уровнях и еще большего увеличения стоимости недвижимости.