Градостроительный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 53 "Строительный контроль" Градостроительного кодекса РФСТАТЬЯ 53 "СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ"
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФПоскольку спорные здания возведены без подготовки разрешительной документации, то есть без контроля уполномоченных градостроительным законодательством органов, право собственности на них зарегистрировано как на жилые здания, при переводе таких объектов в нежилые здания требуется исследование вопроса о соответствии данных объектов строительным и градостроительным нормам, предъявляемым к нежилым объектам, с учетом их использования неограниченным кругом лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Стандарт судебного контроля актов территориального
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Стандарт судебного контроля актов территориального
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
(ред. от 31.07.2025)Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"3. Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.
(ред. от 25.12.2023)
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"3. Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.
Статья: Правовые проблемы публичного управления и регулирования предпринимательской деятельности в строительстве
(Макаров О.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Обращает на себя внимание компетенция уполномоченного государственного органа по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения строительных ресурсов), архитектуры, градостроительства, установленная Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 (ред. 13.10.2022) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" <7>. В некоторых случаях указанное Постановление и Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставляют данному Министерству почти прокурорские полномочия, в других случаях - вообще молчат. Пункт 5.4.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 ноября 2013 г. (в ред. от 13.10.2022) предоставляет Министерству право осуществлять государственный контроль за соблюдением органами государственной власти РФ градостроительного законодательства (за исключением территориального планирования), включая такие подвиды контроля, как контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ градостроительному законодательству РФ, контроль за соблюдением сроков приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным градостроительным законодательством и контроль за соблюдением градостроительных процедур.
(Макаров О.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Обращает на себя внимание компетенция уполномоченного государственного органа по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения строительных ресурсов), архитектуры, градостроительства, установленная Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 (ред. 13.10.2022) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" <7>. В некоторых случаях указанное Постановление и Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставляют данному Министерству почти прокурорские полномочия, в других случаях - вообще молчат. Пункт 5.4.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 ноября 2013 г. (в ред. от 13.10.2022) предоставляет Министерству право осуществлять государственный контроль за соблюдением органами государственной власти РФ градостроительного законодательства (за исключением территориального планирования), включая такие подвиды контроля, как контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ градостроительному законодательству РФ, контроль за соблюдением сроков приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным градостроительным законодательством и контроль за соблюдением градостроительных процедур.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ. В частности, они могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ. В частности, они могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Автором настоящей статьи предлагается организовать работу в несколько этапов. На первом этапе - выполнить работу по внесению изменений в действующие ПЗЗ городских округов, городских и сельских поселений и межселенных территорий в части обеспечения полного покрытия территорий муниципальных образований территориальными зонами на основе утвержденных документов территориального планирования и с использованием всех имеющихся материалов землеустройства и лесоустройства. На втором этапе установить ответственность в части определения полномочий в сфере разработки и контроля градостроительных регламентов территориальных зон. Например, за регламент использования жилых зон будет отвечать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за регламент использования зон историко-культурного наследия и исторических центров - Министерство культуры Российской Федерации, за регламент зон здравоохранения - Министерство здравоохранения Российской Федерации, за регламент учебно-образовательных зон - Министерство образования и науки Российской Федерации.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Автором настоящей статьи предлагается организовать работу в несколько этапов. На первом этапе - выполнить работу по внесению изменений в действующие ПЗЗ городских округов, городских и сельских поселений и межселенных территорий в части обеспечения полного покрытия территорий муниципальных образований территориальными зонами на основе утвержденных документов территориального планирования и с использованием всех имеющихся материалов землеустройства и лесоустройства. На втором этапе установить ответственность в части определения полномочий в сфере разработки и контроля градостроительных регламентов территориальных зон. Например, за регламент использования жилых зон будет отвечать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за регламент использования зон историко-культурного наследия и исторических центров - Министерство культуры Российской Федерации, за регламент зон здравоохранения - Министерство здравоохранения Российской Федерации, за регламент учебно-образовательных зон - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Статья: Технадзор в строительстве. Анализ споров
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации "строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)...".
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации "строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)...".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Применяются ли последствия немотивированного отказа заказчика от договора подряда, если суд установил отсутствие основания для расторжения договора из-за неисполнения обязательств подрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик отказался от договора в октябре 2011 года, то есть по истечении одного года после принятия результата работ по первой стадии проекта в 2009 и 2010 году на общую сумму 2 832 680 рублей. Суд апелляционной инстанции не установил вины проектировщика в нарушении сроков выполнения проектных работ. Поскольку обязанность по прохождению и оплате государственной экспертизы по условиям договора лежит на заказчике, подрядчик правомерно до получения соответствующего заключения не приступил к следующему этапу. Кроме того, апелляционный суд обоснованно учел, что заказчик утратил интерес к работам и отказался от договора, поскольку в ходе выполнения проектных работ вступили в законную силу Правила застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи (решение Городского собрания г. Сочи от 29.12.2009 N 202) о запрете строительства и реконструкции помещений в зоне особого градостроительного контроля (ОГК) объектов свыше 17 метров до конька крыши.
Применяются ли последствия немотивированного отказа заказчика от договора подряда, если суд установил отсутствие основания для расторжения договора из-за неисполнения обязательств подрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик отказался от договора в октябре 2011 года, то есть по истечении одного года после принятия результата работ по первой стадии проекта в 2009 и 2010 году на общую сумму 2 832 680 рублей. Суд апелляционной инстанции не установил вины проектировщика в нарушении сроков выполнения проектных работ. Поскольку обязанность по прохождению и оплате государственной экспертизы по условиям договора лежит на заказчике, подрядчик правомерно до получения соответствующего заключения не приступил к следующему этапу. Кроме того, апелляционный суд обоснованно учел, что заказчик утратил интерес к работам и отказался от договора, поскольку в ходе выполнения проектных работ вступили в законную силу Правила застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи (решение Городского собрания г. Сочи от 29.12.2009 N 202) о запрете строительства и реконструкции помещений в зоне особого градостроительного контроля (ОГК) объектов свыше 17 метров до конька крыши.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Таким образом, предпринимательские отношения в градостроительной сфере могут подлежать внешнему контролю за справедливостью договорных условий. В этой связи сторонам договора строительного подряда следует иметь в виду риск признания договорных условий несправедливыми или применения принципа contra preferentem.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Таким образом, предпринимательские отношения в градостроительной сфере могут подлежать внешнему контролю за справедливостью договорных условий. В этой связи сторонам договора строительного подряда следует иметь в виду риск признания договорных условий несправедливыми или применения принципа contra preferentem.