Градостроительные регламенты не устанавливаются
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительные регламенты не устанавливаются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"Из анализа положений статей 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный регламент не присваивает землям статус земель сельскохозяйственных угодий. Пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для уже существующих земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"Из анализа положений ст. 34, 35, 36 ГрК РФ следует, что градостроительный регламент не присваивает землям статус земель сельскохозяйственных угодий. Нормы п. 6 ст. 36 ГрК РФ устанавливают, что градостроительные регламенты не устанавливаются для уже существующих земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В. Определение вида разрешенного использования
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В. Определение вида разрешенного использования
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если для земель градостроительный регламент не устанавливается (его действие не распространяется), изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категории в другую (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ, Обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ 04.06.2014).
(КонсультантПлюс, 2025)Если для земель градостроительный регламент не устанавливается (его действие не распространяется), изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категории в другую (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ, Обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ 04.06.2014).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
(ред. от 31.07.2025)6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Однако часть земельных участков по-прежнему остается вне регулирования градостроительного регламента - на одни участки действие градостроительного регламента не распространяется (например, на участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых), на другие градостроительные регламенты вообще не устанавливаются (например, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Однако часть земельных участков по-прежнему остается вне регулирования градостроительного регламента - на одни участки действие градостроительного регламента не распространяется (например, на участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых), на другие градостроительные регламенты вообще не устанавливаются (например, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).
Статья: Значение документации по планировке территории при выдаче разрешения на строительство и легализации самовольных построек
(Башарин А.В., Стрембелев С.В.)
("Закон", 2021, N 10)1) установленным градостроительным регламентом <11> (за исключением случаев, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для земельного участка градостроительный регламент не устанавливается) <12>;
(Башарин А.В., Стрембелев С.В.)
("Закон", 2021, N 10)1) установленным градостроительным регламентом <11> (за исключением случаев, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для земельного участка градостроительный регламент не устанавливается) <12>;
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)24.5. Если рассматривать как императивное положение о том, что требования о сносе подвергшихся реконструкции объектов, использование которых в силу абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК и ч. 8 ст. 36 ГрК допускалось без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, подлежат удовлетворению, если не будет установлена возможность приведения постройки в соответствие с градостроительным регламентом <2>, действующим на день обращения в суд, то для данных объектов вариант "б" исключается вообще. В таком случае нужно объяснить, почему реконструкция в отношении объектов, незаконно созданных в период действия градостроительного регламента этот "льготный" вариант допускает, а в отношении объектов, законно созданных ранее, применение данного подхода невозможно.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)24.5. Если рассматривать как императивное положение о том, что требования о сносе подвергшихся реконструкции объектов, использование которых в силу абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК и ч. 8 ст. 36 ГрК допускалось без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, подлежат удовлетворению, если не будет установлена возможность приведения постройки в соответствие с градостроительным регламентом <2>, действующим на день обращения в суд, то для данных объектов вариант "б" исключается вообще. В таком случае нужно объяснить, почему реконструкция в отношении объектов, незаконно созданных в период действия градостроительного регламента этот "льготный" вариант допускает, а в отношении объектов, законно созданных ранее, применение данного подхода невозможно.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
Статья: О значении особоохраняемых природных территорий в достижении целей зеленой экономики: правовой аспект
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)8) в достижении целей зеленой экономики большой вклад вносит градостроительное законодательство. ООПТ могут находиться внутри населенного пункта, либо небольшие деревни могут располагаться внутри границ ООПТ. В силу ч. 6 ст. 36 ГрК РФ для ООПТ градостроительные регламенты не устанавливаются, однако это правило не действует, когда они располагаются на землях населенных пунктов. В этом случае ООПТ попадают в территориальную зону особоохраняемых территорий, но в большинстве случаев для них в Правилах землепользования и застройки устанавливается только один (основной) вид разрешенного использования - деятельность по особой охране и изучению природы. Соответственно, предельные размеры земельных участков и объектов капитального строительства не подлежат установлению.
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)8) в достижении целей зеленой экономики большой вклад вносит градостроительное законодательство. ООПТ могут находиться внутри населенного пункта, либо небольшие деревни могут располагаться внутри границ ООПТ. В силу ч. 6 ст. 36 ГрК РФ для ООПТ градостроительные регламенты не устанавливаются, однако это правило не действует, когда они располагаются на землях населенных пунктов. В этом случае ООПТ попадают в территориальную зону особоохраняемых территорий, но в большинстве случаев для них в Правилах землепользования и застройки устанавливается только один (основной) вид разрешенного использования - деятельность по особой охране и изучению природы. Соответственно, предельные размеры земельных участков и объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капитального строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения". То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения".
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капитального строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения". То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения".
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В то же время следует отметить, что расширительное толкование понятия "целевое использование" позволяет заключить, что суть принципа состоит в том, что в процессе оборота и последующего использования земельных участков рассматриваемой категории должно сохраняться и целевое назначение, и разрешенное использование. Таким образом, для решения всех практических вопросов значение имеют обе категории в их взаимосвязи. Однако в данном случае возникает проблема, вызванная тем, что, с одной стороны, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ)). Для сферы оборота это означает отсутствие для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительного зонирования и установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Но, с другой стороны, согласно ч. 10 ст. 35 ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В то же время следует отметить, что расширительное толкование понятия "целевое использование" позволяет заключить, что суть принципа состоит в том, что в процессе оборота и последующего использования земельных участков рассматриваемой категории должно сохраняться и целевое назначение, и разрешенное использование. Таким образом, для решения всех практических вопросов значение имеют обе категории в их взаимосвязи. Однако в данном случае возникает проблема, вызванная тем, что, с одной стороны, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ)). Для сферы оборота это означает отсутствие для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительного зонирования и установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Но, с другой стороны, согласно ч. 10 ст. 35 ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.