Градостроительное зонирование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительное зонирование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.1.4. Постройка, которая возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования земли либо с нарушением правил градостроительного зонирования, будет считаться созданной на участке, не отведенном для этих целей (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39 "Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Доводы заявителя о недоказанности использования объекта недвижимости в качестве гостевого дома и соответствии подобного использования дома градостроительному зонированию являются взаимно противоречащими, при этом, исходя из положений части 4 и части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации без дополнительных разрешений и согласования выбираются самостоятельно только основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса, то есть требует согласования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В 2022 г. в градостроительное законодательство были внесены изменения, предоставляющие муниципальным образованиям возможность формирования нового единого документа, который одновременно охватывает территориальное планирование и градостроительное зонирование для городских округов и поселений <5>. Данный документ признается как генплан для указанных территорий и включает в себя также карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты и устанавливает процедуру их изменений с обязательным приложением сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон. Таким образом, генплан, карта зонирования территорий, а также градостроительный регламент теперь представляют собой единый документ. Однако, к сожалению, вместо упрощенной процедуры разработки такого документа правоприменители получили механически сложенный документ "двойного назначения" - генплан плюс градостроительное зонирование, при этом внесение данного документа во ФГИС ТП и информационные системы субъектов РФ не предусмотрено.
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В 2022 г. в градостроительное законодательство были внесены изменения, предоставляющие муниципальным образованиям возможность формирования нового единого документа, который одновременно охватывает территориальное планирование и градостроительное зонирование для городских округов и поселений <5>. Данный документ признается как генплан для указанных территорий и включает в себя также карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты и устанавливает процедуру их изменений с обязательным приложением сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон. Таким образом, генплан, карта зонирования территорий, а также градостроительный регламент теперь представляют собой единый документ. Однако, к сожалению, вместо упрощенной процедуры разработки такого документа правоприменители получили механически сложенный документ "двойного назначения" - генплан плюс градостроительное зонирование, при этом внесение данного документа во ФГИС ТП и информационные системы субъектов РФ не предусмотрено.
Статья: Возможные способы развития норм соседского права в российском законодательстве
(Шавалеев М.В.)
("Закон", 2024, N 10)Нормы соседского права принимались в разные моменты истории: до промышленной революции, в ее разгар и позднее, когда было введено градостроительное зонирование. Эти нормы всегда ориентировались на решение важнейшего вопроса: каким образом определить границу дозволенного воздействия, не посягая на право собственности и не препятствуя нормальной хозяйственной деятельности, с одной стороны, и обеспечивая защиту прав соседей собственника от излишнего воздействия, происходящего от его недвижимости, - с другой?
(Шавалеев М.В.)
("Закон", 2024, N 10)Нормы соседского права принимались в разные моменты истории: до промышленной революции, в ее разгар и позднее, когда было введено градостроительное зонирование. Эти нормы всегда ориентировались на решение важнейшего вопроса: каким образом определить границу дозволенного воздействия, не посягая на право собственности и не препятствуя нормальной хозяйственной деятельности, с одной стороны, и обеспечивая защиту прав соседей собственника от излишнего воздействия, происходящего от его недвижимости, - с другой?
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
(ред. от 31.07.2025)6) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Так, само по себе градостроительное зонирование как способ заложить правовые основы для последующего установления вида разрешенного использования земельных участков направлено на реализацию комплексных, системных, долгосрочных задач устойчивого развития территории, подлежащей застройке, и является важным инструментом обеспечения публичных интересов. В этом смысле градостроительное зонирование как функция органов публичной власти должно составлять предмет градостроительного законодательства. Однако весь спектр общественных отношений, связанных с установлением вида разрешенного использования земельных участков, должен составлять предмет земельного законодательства. Такой подход обусловлен следующими соображениями.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Так, само по себе градостроительное зонирование как способ заложить правовые основы для последующего установления вида разрешенного использования земельных участков направлено на реализацию комплексных, системных, долгосрочных задач устойчивого развития территории, подлежащей застройке, и является важным инструментом обеспечения публичных интересов. В этом смысле градостроительное зонирование как функция органов публичной власти должно составлять предмет градостроительного законодательства. Однако весь спектр общественных отношений, связанных с установлением вида разрешенного использования земельных участков, должен составлять предмет земельного законодательства. Такой подход обусловлен следующими соображениями.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)г) установленные в решении о КРТ параметры застройки могут не совпадать с текущим зонированием и градостроительными регламентами, при этом именно в соответствии с решением о КРТ и утвержденным на его основании ППТ приводятся Генеральный план и ПЗЗ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)г) установленные в решении о КРТ параметры застройки могут не совпадать с текущим зонированием и градостроительными регламентами, при этом именно в соответствии с решением о КРТ и утвержденным на его основании ППТ приводятся Генеральный план и ПЗЗ.
Статья: Изменение подхода к делению земель на категории в условиях развития городских агломераций
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Таким образом, судебная и правоприменительная практика рассматривает нецелевое использование земельных участков прежде всего через призму видов разрешенного использования. Фактически юридическая ответственность за нецелевое использование земельного участка при наличии установленного градостроительного регламента <9> наступает за использование земельного участка в противоречии с требованиями градостроительного зонирования. При этом не принимается во внимание принцип деления земель на категории, что снижает его правовое значение.
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Таким образом, судебная и правоприменительная практика рассматривает нецелевое использование земельных участков прежде всего через призму видов разрешенного использования. Фактически юридическая ответственность за нецелевое использование земельного участка при наличии установленного градостроительного регламента <9> наступает за использование земельного участка в противоречии с требованиями градостроительного зонирования. При этом не принимается во внимание принцип деления земель на категории, что снижает его правовое значение.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Дополнительно стоит отметить, что данный институт инвестиционно-инфраструктурных контрактов имеет сходство с институтом контрактного зонирования в США, предполагающим заключение соглашения между частным и публичным субъектом, согласно которому первый обязуется перечислить в бюджет публично-правового образования денежные средства или обеспечить территорию инфраструктурой в натуре, а второй обязуется внести в документы градостроительного зонирования изменения, позволяющие реализовывать строительные проекты. При этом А.В. Башарин указывает, что и в США такой институт не свободен от критики ввиду его коррупциогенности, фаворитизма, подрыва доверия к честности действий публично-правовых образований. Также он не нашел поддержки и в судебной практике США, которой были выработаны подходы, что "зонирование имущества, проводимое муниципалитетом, не может быть предметом сделок", "если бы каждый земельный участок мог быть зонирован на основании контрактов с публично-правовым образованием, то вся система зонирования не имела бы смысла, а ее цели потерпели бы крах" <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Дополнительно стоит отметить, что данный институт инвестиционно-инфраструктурных контрактов имеет сходство с институтом контрактного зонирования в США, предполагающим заключение соглашения между частным и публичным субъектом, согласно которому первый обязуется перечислить в бюджет публично-правового образования денежные средства или обеспечить территорию инфраструктурой в натуре, а второй обязуется внести в документы градостроительного зонирования изменения, позволяющие реализовывать строительные проекты. При этом А.В. Башарин указывает, что и в США такой институт не свободен от критики ввиду его коррупциогенности, фаворитизма, подрыва доверия к честности действий публично-правовых образований. Также он не нашел поддержки и в судебной практике США, которой были выработаны подходы, что "зонирование имущества, проводимое муниципалитетом, не может быть предметом сделок", "если бы каждый земельный участок мог быть зонирован на основании контрактов с публично-правовым образованием, то вся система зонирования не имела бы смысла, а ее цели потерпели бы крах" <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5, 6. Само решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки согласно ч. 5 комментируемой статьи принимается главой местной администрации. Причем в этом решении устанавливаются этапы градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа), порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иные положения, касающиеся организации указанных работ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5, 6. Само решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки согласно ч. 5 комментируемой статьи принимается главой местной администрации. Причем в этом решении устанавливаются этапы градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа), порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иные положения, касающиеся организации указанных работ.
Интервью: Градостроительный кодекс РФ как зеркало "полезной" раздвоенности мышления и законодательства
("Закон", 2025, N 3)- Возьмем наиболее показательный пример - санитарно-защитную зону (СЗЗ). Избежать деструкции - наложения СЗЗ на зону жилой застройки - можно только загодя, в рамках предварительного планирования по осмысленному сопряжению границ этих зон. Если ты не обязан следовать предписаниям правил землепользования и застройки, то можешь построить промышленный объект так, что распространяемая от него СЗЗ накроет зону жилой застройки. Без следования таким предписаниям ты не сможешь добиться того, чтобы СЗЗ не накладывались бы на жилые территории. Далее возникают основания для изъятия жилых помещений, хотя такие помещения возникли тут задолго до строительства нового промышленного объекта, - основания ложные, несправедливые, зато одобренные дуалистическим законодательством. В этом законодательстве явлена ошибочная логика, исправить которую можно только посредством градорегулирования в рамках, первоначально задаваемых территориальным планированием и градостроительным зонированием. А это те институты, которые не могут регулироваться Земельным кодексом РФ, которому ныне ошибочно предписано регулировать зоны с особыми условиями использования территорий. Примечательно, что ГрК РФ в исходной редакции 2004 года (двадцать лет назад) уже предложил принципиальное решение вопроса, указывая, что СЗЗ не должны выходить за пределы границ производственных территориальных зон, для чего надлежит (1) посредством документов градорегулирования планировать размещение соответствующих объектов так, чтобы распространяемые от них расчетные СЗЗ не выходили за границы производственных зон; (2) подготавливать индивидуальные проекты СЗЗ (при необходимости их разработки) также при соблюдении указанного требования. Такой подход блокирует то, что ныне нерационально, несправедливо разрешается ЗК РФ, - возможность, чтобы СЗЗ от вновь создаваемых производственных объектов задним числом накрывали жилые объекты, в том числе ранее созданные <10>.
("Закон", 2025, N 3)- Возьмем наиболее показательный пример - санитарно-защитную зону (СЗЗ). Избежать деструкции - наложения СЗЗ на зону жилой застройки - можно только загодя, в рамках предварительного планирования по осмысленному сопряжению границ этих зон. Если ты не обязан следовать предписаниям правил землепользования и застройки, то можешь построить промышленный объект так, что распространяемая от него СЗЗ накроет зону жилой застройки. Без следования таким предписаниям ты не сможешь добиться того, чтобы СЗЗ не накладывались бы на жилые территории. Далее возникают основания для изъятия жилых помещений, хотя такие помещения возникли тут задолго до строительства нового промышленного объекта, - основания ложные, несправедливые, зато одобренные дуалистическим законодательством. В этом законодательстве явлена ошибочная логика, исправить которую можно только посредством градорегулирования в рамках, первоначально задаваемых территориальным планированием и градостроительным зонированием. А это те институты, которые не могут регулироваться Земельным кодексом РФ, которому ныне ошибочно предписано регулировать зоны с особыми условиями использования территорий. Примечательно, что ГрК РФ в исходной редакции 2004 года (двадцать лет назад) уже предложил принципиальное решение вопроса, указывая, что СЗЗ не должны выходить за пределы границ производственных территориальных зон, для чего надлежит (1) посредством документов градорегулирования планировать размещение соответствующих объектов так, чтобы распространяемые от них расчетные СЗЗ не выходили за границы производственных зон; (2) подготавливать индивидуальные проекты СЗЗ (при необходимости их разработки) также при соблюдении указанного требования. Такой подход блокирует то, что ныне нерационально, несправедливо разрешается ЗК РФ, - возможность, чтобы СЗЗ от вновь создаваемых производственных объектов задним числом накрывали жилые объекты, в том числе ранее созданные <10>.