Гп информационное общество
Подборка наиболее важных документов по запросу Гп информационное общество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется необходимым также обратиться еще к одному акту, а именно: Указу Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <1> (далее - Указ Президента РФ N 474), определившему цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития. Согласно подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ N 474 данная цель предполагает достижение "цифровой зрелости" государственного управления. Для достижения указанной цели был разработан федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в рамках государственной программы "Информационное общество". Реализация указанных актов, направленная на внедрение достижений цифровых технологий в развитие экономики и публичное управление, заставила ученых переосмыслить научные подходы к анализу публичного управления, что, соответственно, оказало влияние и на анализ публичного финансового контроля, который является его составной частью.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется необходимым также обратиться еще к одному акту, а именно: Указу Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <1> (далее - Указ Президента РФ N 474), определившему цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития. Согласно подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ N 474 данная цель предполагает достижение "цифровой зрелости" государственного управления. Для достижения указанной цели был разработан федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в рамках государственной программы "Информационное общество". Реализация указанных актов, направленная на внедрение достижений цифровых технологий в развитие экономики и публичное управление, заставила ученых переосмыслить научные подходы к анализу публичного управления, что, соответственно, оказало влияние и на анализ публичного финансового контроля, который является его составной частью.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Указы Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации"; Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7; Новая редакция государственной программы "Информационное общество", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 386-20; распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р "Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления"; Концепция развития технологий машиночитаемого права (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15 сентября 2021 г. N 31).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Указы Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации"; Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7; Новая редакция государственной программы "Информационное общество", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 386-20; распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р "Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления"; Концепция развития технологий машиночитаемого права (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15 сентября 2021 г. N 31).
Статья: Некоторые вопросы доверия к электронному документу
(Бобылева М.П.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Данное обстоятельство нашло отражение в изменениях, внесенных в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество". В разделе, содержащем описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, предусмотрено, что к 2030 году предстоит увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Достижение этой цели должно обеспечиваться в том числе созданием доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах <32>.
(Бобылева М.П.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Данное обстоятельство нашло отражение в изменениях, внесенных в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество". В разделе, содержащем описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, предусмотрено, что к 2030 году предстоит увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Достижение этой цели должно обеспечиваться в том числе созданием доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах <32>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Публичная власть всегда заинтересована в формировании своего положительного образа в глазах общества, и медиатизация сегодня обеспечивает воспроизводство правовых ценностей и установок, образующих правовые традиции, важные в том числе для поддержания в обществе легитимности власти. Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" получили свое развитие в Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы. В частности, отмечается, что "обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности... являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы".
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Публичная власть всегда заинтересована в формировании своего положительного образа в глазах общества, и медиатизация сегодня обеспечивает воспроизводство правовых ценностей и установок, образующих правовые традиции, важные в том числе для поддержания в обществе легитимности власти. Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" получили свое развитие в Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы. В частности, отмечается, что "обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности... являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы".
Статья: Проблемы внедрения государственной системы электронного документооборота
(Фионова Л.Р., Захарова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В Пензенской области, как и на всей территории РФ, реализуется государственная программа "Формирование информационного общества в Пензенской области", целью которой является повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, открытости органов государственной власти на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий <4>.
(Фионова Л.Р., Захарова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В Пензенской области, как и на всей территории РФ, реализуется государственная программа "Формирование информационного общества в Пензенской области", целью которой является повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, открытости органов государственной власти на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий <4>.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Проведенная работа в рамках реализации указанных документов обусловила возможность настоящего прорыва в начале 2010-х гг., когда более половины населения стало активными пользователями Интернета, а число пользователей мобильной связи практически сравнялось с численностью населения страны. Задачи по повышению цифровой зрелости как граждан страны, так и ключевых отраслей экономики решались давно зарекомендовавшим себя способом - посредством государственных программ. В 2014 году была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" <1>, которая наметила следующие приоритетные направления: увеличение уровня информированности и цифровой грамотности населения; развитие экономического потенциала страны с применением современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий; защиту прав граждан на доступ к информации; а также обеспечение свободы выбора методов получения знаний в процессе работы с информацией и другие аспекты.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Проведенная работа в рамках реализации указанных документов обусловила возможность настоящего прорыва в начале 2010-х гг., когда более половины населения стало активными пользователями Интернета, а число пользователей мобильной связи практически сравнялось с численностью населения страны. Задачи по повышению цифровой зрелости как граждан страны, так и ключевых отраслей экономики решались давно зарекомендовавшим себя способом - посредством государственных программ. В 2014 году была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" <1>, которая наметила следующие приоритетные направления: увеличение уровня информированности и цифровой грамотности населения; развитие экономического потенциала страны с применением современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий; защиту прав граждан на доступ к информации; а также обеспечение свободы выбора методов получения знаний в процессе работы с информацией и другие аспекты.
Статья: Права человека в цифровом государственном управлении
(Талапина Э.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Цифровое государственное управление - что это? Цифровое государственное управление становится теперь вполне правовым понятием. Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется в рамках Государственной программы "Информационное общество". Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена такая национальная цель, как "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
(Талапина Э.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Цифровое государственное управление - что это? Цифровое государственное управление становится теперь вполне правовым понятием. Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется в рамках Государственной программы "Информационное общество". Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена такая национальная цель, как "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
Статья: Акты государственной политики в механизме административно-правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)<18> В целях реализации Стратегии в соответствии с приоритетами, определяемыми указами Президента РФ и актами Правительства РФ, разработана государственная программа "Информационное общество", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 (СЗ РФ. 2014. N 18. Ст. 2159). Некоторые результаты реализации Стратегии и задачи программы достигнуты к концу 2024 г.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)<18> В целях реализации Стратегии в соответствии с приоритетами, определяемыми указами Президента РФ и актами Правительства РФ, разработана государственная программа "Информационное общество", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 (СЗ РФ. 2014. N 18. Ст. 2159). Некоторые результаты реализации Стратегии и задачи программы достигнуты к концу 2024 г.
Статья: Правовые модели включения криптовалюты в национальную платежную систему как способ противодействия экономическим санкциям
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)<3> Стратегия развития национальной платежной системы, Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р; Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СПС "Гарант"; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СПС "Гарант"; Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Государственная программа "Информационное общество"; Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"; Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра". URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6670/; Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Доклад Банка России для общественных консультаций "Цифровой рубль" // СПС "КонсультантПлюс"; Концепция цифрового рубля, подготовленная Банком России. Однако лишь три последних документа говорят о цифровизации платежей и урегулировании криптовалюты в качестве расчетного цифрового финансового актива.
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)<3> Стратегия развития национальной платежной системы, Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р; Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СПС "Гарант"; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СПС "Гарант"; Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Государственная программа "Информационное общество"; Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"; Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра". URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6670/; Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Доклад Банка России для общественных консультаций "Цифровой рубль" // СПС "КонсультантПлюс"; Концепция цифрового рубля, подготовленная Банком России. Однако лишь три последних документа говорят о цифровизации платежей и урегулировании криптовалюты в качестве расчетного цифрового финансового актива.