Госзакупки ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Госзакупки ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Автор надеется, что приведенный пример убедил читателей-заказчиков в необходимости требовать представления ОТТС в составе заявки. Ведь если есть возможность отсеять сомнительный товар уже на стадии рассмотрения заявок, то зачем идти на ненужный риск - заключать контракт на поставку такого товара и откладывать выяснение его соответствия/несоответствия требованиям законодательства РФ до момента приемки? Представляется, что такие действия идут вразрез с принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона N 44-ФЗ).
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Автор надеется, что приведенный пример убедил читателей-заказчиков в необходимости требовать представления ОТТС в составе заявки. Ведь если есть возможность отсеять сомнительный товар уже на стадии рассмотрения заявок, то зачем идти на ненужный риск - заключать контракт на поставку такого товара и откладывать выяснение его соответствия/несоответствия требованиям законодательства РФ до момента приемки? Представляется, что такие действия идут вразрез с принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Одним из ключевых принципов законодательства, регулирующего государственные закупки, является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ключевым инструментом реализации этого принципа является общественный контроль. Однако при всех перспективах данного института существуют определенные проблемы, препятствующие эффективному осуществлению общественного контроля. Автор статьи формулирует предложения по решению некоторых из указанных проблем.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Одним из ключевых принципов законодательства, регулирующего государственные закупки, является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ключевым инструментом реализации этого принципа является общественный контроль. Однако при всех перспективах данного института существуют определенные проблемы, препятствующие эффективному осуществлению общественного контроля. Автор статьи формулирует предложения по решению некоторых из указанных проблем.
Статья: Уголовно-правовая оценка бездействия как формы злоупотребления полномочиями в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Ключко Р.Н., Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)В УК РФ также можно констатировать наличие как минимум еще трех групп составов злоупотреблений полномочиями, учиняемых путем бездействия, которое тем не менее не находит отражения в диспозициях соответствующих уголовно-правовых норм. Во-первых, к таковым следует отнести нормы, объединенные в ст. 200.4 УК РФ и предусматривающие деяния, совершенные в сфере функционирования контрактной системы уполномоченными лицами, "автономными" от специального статуса должностного лица (обозначенного в примеч. 1 к ст. 285 и примеч. 1 к ст. 201 УК РФ). Во-вторых, бездействие не исключается как форма совершения злоупотребления путем ненадлежащего (недолжного) выполнения государственного оборонного заказа, ответственность за которое закреплена в ст. 201.1 УК РФ. В-третьих, в качестве отдельной можно выделить группу составов злоупотреблений должностных лиц в сфере целевого использования бюджетных ассигнований и государственных заказов (ст. 285.3 - 285.6 УК РФ) <34>.
(Ключко Р.Н., Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)В УК РФ также можно констатировать наличие как минимум еще трех групп составов злоупотреблений полномочиями, учиняемых путем бездействия, которое тем не менее не находит отражения в диспозициях соответствующих уголовно-правовых норм. Во-первых, к таковым следует отнести нормы, объединенные в ст. 200.4 УК РФ и предусматривающие деяния, совершенные в сфере функционирования контрактной системы уполномоченными лицами, "автономными" от специального статуса должностного лица (обозначенного в примеч. 1 к ст. 285 и примеч. 1 к ст. 201 УК РФ). Во-вторых, бездействие не исключается как форма совершения злоупотребления путем ненадлежащего (недолжного) выполнения государственного оборонного заказа, ответственность за которое закреплена в ст. 201.1 УК РФ. В-третьих, в качестве отдельной можно выделить группу составов злоупотреблений должностных лиц в сфере целевого использования бюджетных ассигнований и государственных заказов (ст. 285.3 - 285.6 УК РФ) <34>.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)8. Учитывая усиливающуюся тенденцию к усилению ответственности за нарушения в сфере государственных закупок, выраженную в дополнении текста уголовного закона самостоятельными составами преступлений в указанной сфере, появлении новых для уголовного законодательства Российской Федерации специальных субъектов уголовной ответственности, выскажем также предположение о том, что, возможно, назрела необходимость в проектировании концептуальной модели новой главы Уголовного кодекса, которая объединила бы преступления, объектом которых являются в том числе посягательства на конкуренцию и эффективность расходования бюджетных средств, а также полноту выполнения государством социальных, экономических и иных обязательств <1>. Кроме того, целесообразным в таком случае могло бы стать и закрепление в статье 2 Уголовного кодекса задачи по охране соответствующих ценностей, прямое указание на которые позволило бы четко определить круг охраняемых законом интересов.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)8. Учитывая усиливающуюся тенденцию к усилению ответственности за нарушения в сфере государственных закупок, выраженную в дополнении текста уголовного закона самостоятельными составами преступлений в указанной сфере, появлении новых для уголовного законодательства Российской Федерации специальных субъектов уголовной ответственности, выскажем также предположение о том, что, возможно, назрела необходимость в проектировании концептуальной модели новой главы Уголовного кодекса, которая объединила бы преступления, объектом которых являются в том числе посягательства на конкуренцию и эффективность расходования бюджетных средств, а также полноту выполнения государством социальных, экономических и иных обязательств <1>. Кроме того, целесообразным в таком случае могло бы стать и закрепление в статье 2 Уголовного кодекса задачи по охране соответствующих ценностей, прямое указание на которые позволило бы четко определить круг охраняемых законом интересов.
Готовое решение: Как выбрать единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении остальных неэлектронных закупок у единственного поставщика Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика предъявлять к потенциальному контрагенту дополнительные требования (пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Однако отметим: процедура выбора контрагента при таких закупках у единственного поставщика Законом N 44-ФЗ не урегулирована. Поэтому полагаем, что заказчик вправе выбрать для заключения контракта контрагента, соответствующего любым дополнительным требованиям, отвечающим потребностям заказчика. Это также будет способствовать реализации принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении остальных неэлектронных закупок у единственного поставщика Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика предъявлять к потенциальному контрагенту дополнительные требования (пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Однако отметим: процедура выбора контрагента при таких закупках у единственного поставщика Законом N 44-ФЗ не урегулирована. Поэтому полагаем, что заказчик вправе выбрать для заключения контракта контрагента, соответствующего любым дополнительным требованиям, отвечающим потребностям заказчика. Это также будет способствовать реализации принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).