Государственный мониторинг окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный мониторинг окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)- информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)- информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
Статья: Правовая природа государственного экологического мониторинга
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<5> Так, мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представлял собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) был определен как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (см. Закон об охране окружающей среды (ред. от 19 июля 2011 г.)).
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<5> Так, мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представлял собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) был определен как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (см. Закон об охране окружающей среды (ред. от 19 июля 2011 г.)).
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Отсутствуют институты "правомерного вреда экосистемам", "неосторожности потерпевшего". Действующие методики возмещения вреда различаются в подходах к зачету средств, потраченных на возмещение вреда. Существуют коллизии в способах возмещения вреда, а оценка роли государства как собственника природного ресурса, разрешающего его использовать, совершенно не проработана. В последние годы законодательство в сфере экологии меняется весьма активно и в позитивном русле. Но многие системообразующие вопросы, к сожалению, не решены. Например, цель государственного мониторинга состояния окружающей среды не достигнута. Ни природопользователь, ни население, ни государство не знают, в каком реальном состоянии находятся земля, вода, воздух, биосфера. И когда встает вопрос о возмещении вреда, то природопользователя принуждают возмещать вред антропогенно измененной природной системе. А для того чтобы доказать обратное, приходится проводить свое экологическое расследование, искать архивные материалы, заказывать и проводить экспертные исследования, натурные обследования экосистем. Разве приведенные примеры олицетворяют "безрисковость" как неотъемлемый элемент устойчивого развития? Конечно нет! Это создает весьма значимые риски для бизнеса, чья точка зрения на добросовестность и правомерность не совпадает с установками государственного контроля. Несмотря на озвученные проблемы, интеграция ESG-концепции в правовую систему государства будет продолжаться. Альтернативы ESG для бизнеса не существует. Эта концепция позволяет решать не только экологические, финансовые и социальные задачи, но и вырабатывать бизнесу свое видение направлений развития общества. Уверен, что только конструктивный диалог государства и бизнес-сообщества, применяющего критерии ESG, обеспечит реализацию устойчивого развития человеческой цивилизации как части экосистемы планеты Земля.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Отсутствуют институты "правомерного вреда экосистемам", "неосторожности потерпевшего". Действующие методики возмещения вреда различаются в подходах к зачету средств, потраченных на возмещение вреда. Существуют коллизии в способах возмещения вреда, а оценка роли государства как собственника природного ресурса, разрешающего его использовать, совершенно не проработана. В последние годы законодательство в сфере экологии меняется весьма активно и в позитивном русле. Но многие системообразующие вопросы, к сожалению, не решены. Например, цель государственного мониторинга состояния окружающей среды не достигнута. Ни природопользователь, ни население, ни государство не знают, в каком реальном состоянии находятся земля, вода, воздух, биосфера. И когда встает вопрос о возмещении вреда, то природопользователя принуждают возмещать вред антропогенно измененной природной системе. А для того чтобы доказать обратное, приходится проводить свое экологическое расследование, искать архивные материалы, заказывать и проводить экспертные исследования, натурные обследования экосистем. Разве приведенные примеры олицетворяют "безрисковость" как неотъемлемый элемент устойчивого развития? Конечно нет! Это создает весьма значимые риски для бизнеса, чья точка зрения на добросовестность и правомерность не совпадает с установками государственного контроля. Несмотря на озвученные проблемы, интеграция ESG-концепции в правовую систему государства будет продолжаться. Альтернативы ESG для бизнеса не существует. Эта концепция позволяет решать не только экологические, финансовые и социальные задачи, но и вырабатывать бизнесу свое видение направлений развития общества. Уверен, что только конструктивный диалог государства и бизнес-сообщества, применяющего критерии ESG, обеспечит реализацию устойчивого развития человеческой цивилизации как части экосистемы планеты Земля.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" и в соответствии со ст. 30 ВК РФ водный мониторинг является частью государственного мониторинга окружающей среды (см. комментарий к ст. 30 ВК РФ).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" и в соответствии со ст. 30 ВК РФ водный мониторинг является частью государственного мониторинга окружающей среды (см. комментарий к ст. 30 ВК РФ).
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<17> См.: Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" // СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4383.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<17> См.: Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" // СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4383.
Статья: Актуальные задачи охраны земельных и других природных ресурсов в новых субъектах Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Основополагающий законодательный акт отраслевого законодательства - Земельный кодекс Российской Федерации <10> (далее - ЗК РФ) - определил охрану земель в качестве одного из важнейших направлений правового регулирования земельных отношений (гл. II ЗК РФ и др.). Важнейшее значение в обеспечении охраны земельных ресурсов имеет государственный земельный мониторинг, который, будучи составной частью государственного мониторинга окружающей среды, представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, призван обеспечить информирование государственных органов о состоянии земель и др. (ст. 67 ЗК РФ).
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Основополагающий законодательный акт отраслевого законодательства - Земельный кодекс Российской Федерации <10> (далее - ЗК РФ) - определил охрану земель в качестве одного из важнейших направлений правового регулирования земельных отношений (гл. II ЗК РФ и др.). Важнейшее значение в обеспечении охраны земельных ресурсов имеет государственный земельный мониторинг, который, будучи составной частью государственного мониторинга окружающей среды, представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, призван обеспечить информирование государственных органов о состоянии земель и др. (ст. 67 ЗК РФ).
Статья: Особенности разграничения полномочий в сфере охраны окружающей среды между федеральными и региональными органами исполнительной власти на современном этапе
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) представляет собой комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды. Другими словами, государственный мониторинг окружающей среды - это систематический процесс наблюдения, анализа и оценки ее состояния на территории государства, проводимый с целью сбора и обработки данных об изменениях компонентов окружающей природной среды, а также о негативном воздействии человеческой деятельности на экологическую систему в целом. Он осуществляется на различных уровнях: от местного (сбор первичной экологической информации - данных об уровне загрязнения воздуха, воды и почвы, состоянии лесов и биологического разнообразия и иных, а также об их динамике во времени и в пространстве) до федерального (выработка стратегической экологической информации, которая должна способствовать принятию эффективных мер по охране природных ресурсов, разработке и реализации природоохранных программ и законодательства в области охраны окружающей среды).
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) представляет собой комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды. Другими словами, государственный мониторинг окружающей среды - это систематический процесс наблюдения, анализа и оценки ее состояния на территории государства, проводимый с целью сбора и обработки данных об изменениях компонентов окружающей природной среды, а также о негативном воздействии человеческой деятельности на экологическую систему в целом. Он осуществляется на различных уровнях: от местного (сбор первичной экологической информации - данных об уровне загрязнения воздуха, воды и почвы, состоянии лесов и биологического разнообразия и иных, а также об их динамике во времени и в пространстве) до федерального (выработка стратегической экологической информации, которая должна способствовать принятию эффективных мер по охране природных ресурсов, разработке и реализации природоохранных программ и законодательства в области охраны окружающей среды).
Статья: Экологический мониторинг: проблемы правового регулирования и пути решения
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<2> См. Закон Воронежской области от 30 марта 2009 г. N 18-ОЗ "О Государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) в Воронежской области".
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<2> См. Закон Воронежской области от 30 марта 2009 г. N 18-ОЗ "О Государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) в Воронежской области".
Статья: Цифровизация экологического мониторинга: правовые аспекты
(Сатаева Т.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В Республике Казахстан в рамках государственной программы "Цифровой Казахстан" с 2019 г. разрабатывается Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, которая позволит объединить все действующие национальные системы, подсистемы и виды мониторинга, прямо или косвенно охватывающие вопросы охраны окружающей среды, рационального природопользования, охраны жизни и (или) здоровья людей от воздействия природных и антропогенных факторов <10>.
(Сатаева Т.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В Республике Казахстан в рамках государственной программы "Цифровой Казахстан" с 2019 г. разрабатывается Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, которая позволит объединить все действующие национальные системы, подсистемы и виды мониторинга, прямо или косвенно охватывающие вопросы охраны окружающей среды, рационального природопользования, охраны жизни и (или) здоровья людей от воздействия природных и антропогенных факторов <10>.
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В дальнейшем законодательство об охране окружающей среды выделилось в качестве самостоятельной отрасли, при этом начиная с 1990-х гг. все чаще вместо "природоохранный" в нормативном регулировании стал применяться термин "экологический" (в чем, возможно, проявились направленность на гармонизацию с международно-правовыми положениями, характерное для постперестроечного периода активное изучение и отчасти заимствование опыта зарубежного законодательства). И сегодня в законодательстве термин "экологический" практически всегда используется в значении "природоохранный". Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ряде случаев указывает на двойное наименование устанавливаемых и определяемых им понятий: "контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)", "экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)" (ст. 1), "утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации)" (ст. 6).
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В дальнейшем законодательство об охране окружающей среды выделилось в качестве самостоятельной отрасли, при этом начиная с 1990-х гг. все чаще вместо "природоохранный" в нормативном регулировании стал применяться термин "экологический" (в чем, возможно, проявились направленность на гармонизацию с международно-правовыми положениями, характерное для постперестроечного периода активное изучение и отчасти заимствование опыта зарубежного законодательства). И сегодня в законодательстве термин "экологический" практически всегда используется в значении "природоохранный". Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ряде случаев указывает на двойное наименование устанавливаемых и определяемых им понятий: "контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)", "экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)" (ст. 1), "утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации)" (ст. 6).