Государственный мониторинг атмосферного воздуха
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный мониторинг атмосферного воздуха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)- осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха;
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)- осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)167) организации и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, участия в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)167) организации и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, участия в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"государственного мониторинга атмосферного воздуха;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"государственного мониторинга атмосферного воздуха;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)167) организации и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, участия в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)167) организации и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, участия в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
Статья: Экологический мониторинг: проблемы правового регулирования и пути решения
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Исследование состояния правового регулирования организации и осуществления мониторинга окружающей среды позволяет обозначить ряд следующих проблемных вопросов: 1) отсутствие законодательной нормы-дефиниции понятия "экологический мониторинг" приводит к формированию в региональной правотворческой практике разных подходов к определению содержания экологического мониторинга в целом и локального экологического мониторинга в частности; 2) отсутствие в федеральном экологическом законодательстве определения порядка и пределов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного экологического мониторинга существенно ограничивает их возможности по реализации указанных полномочий; 3) отсутствие единого подхода к проведению государственного экологического мониторинга в рамках подсистем Единой системы государственного экологического мониторинга (далее - ЕСГЭМ) приводит к снижению качества получаемой в процессе осуществления мониторинга экологической информации; 4) проблемы правового регулирования осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха затрудняют полноценное функционирование этого мониторинга как самостоятельной подсистемы ЕСГЭМ; 5) неэффективность системы мониторинга окружающей среды Арктики препятствует решению задачи по обеспечению охраны уникальных экосистем данного региона; 6) отсутствие комплексной информационной системы экологического мониторинга, обеспечивающей получение сведений на федеральном, территориальном и локальном уровнях, приводит к невозможности всестороннего и своевременного информирования заинтересованных потребителей о состоянии окружающей среды, ее изменении.
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Исследование состояния правового регулирования организации и осуществления мониторинга окружающей среды позволяет обозначить ряд следующих проблемных вопросов: 1) отсутствие законодательной нормы-дефиниции понятия "экологический мониторинг" приводит к формированию в региональной правотворческой практике разных подходов к определению содержания экологического мониторинга в целом и локального экологического мониторинга в частности; 2) отсутствие в федеральном экологическом законодательстве определения порядка и пределов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного экологического мониторинга существенно ограничивает их возможности по реализации указанных полномочий; 3) отсутствие единого подхода к проведению государственного экологического мониторинга в рамках подсистем Единой системы государственного экологического мониторинга (далее - ЕСГЭМ) приводит к снижению качества получаемой в процессе осуществления мониторинга экологической информации; 4) проблемы правового регулирования осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха затрудняют полноценное функционирование этого мониторинга как самостоятельной подсистемы ЕСГЭМ; 5) неэффективность системы мониторинга окружающей среды Арктики препятствует решению задачи по обеспечению охраны уникальных экосистем данного региона; 6) отсутствие комплексной информационной системы экологического мониторинга, обеспечивающей получение сведений на федеральном, территориальном и локальном уровнях, приводит к невозможности всестороннего и своевременного информирования заинтересованных потребителей о состоянии окружающей среды, ее изменении.
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Для этого важно организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере охраны атмосферного воздуха. В качестве источника информации прокурорам необходимо активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, данные федеральных государственных информационных систем мониторинга качества атмосферного воздуха.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Для этого важно организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере охраны атмосферного воздуха. В качестве источника информации прокурорам необходимо активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, данные федеральных государственных информационных систем мониторинга качества атмосферного воздуха.
Статья: Квотирование выбросов как способ снижения негативного воздействия на атмосферный воздух: проблемы реализации экспериментального правового режима
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Можно привести и еще один пример. В частности, до завершения отведенного на апробацию экспериментального режима сроки были упразднены полномочия органов государственной власти по установлению порядка создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента, определению требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха <13>, и др.
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Можно привести и еще один пример. В частности, до завершения отведенного на апробацию экспериментального режима сроки были упразднены полномочия органов государственной власти по установлению порядка создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента, определению требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха <13>, и др.