Государственный лесной надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный лесной надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный земельный и лесной контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...Подпунктом "З"... договора... к числу обязанностей арендодателя - Министерства отнесено осуществление в установленном порядке федерального государственного лесного надзора или муниципального лесного контроля (лесной охраны).
(КонсультантПлюс, 2025)...Подпунктом "З"... договора... к числу обязанностей арендодателя - Министерства отнесено осуществление в установленном порядке федерального государственного лесного надзора или муниципального лесного контроля (лесной охраны).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 83 "Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации" ЛК РФ"Исходя из положений пп. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях лесного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)В качестве основы такого разграничения предлагается использовать такой принцип земельного права, как деление земель Российской Федерации по целевому назначению, учитывая компетенцию органов публичной власти, а также модели государственного экологического контроля (надзора) и федерального государственного лесного надзора.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)В качестве основы такого разграничения предлагается использовать такой принцип земельного права, как деление земель Российской Федерации по целевому назначению, учитывая компетенцию органов публичной власти, а также модели государственного экологического контроля (надзора) и федерального государственного лесного надзора.
Статья: Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в сфере оборота древесины
(Васильева Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)С 24 мая 2021 г. на территории Архангельской и Иркутской областей в рамках пилотного проекта Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет федеральный государственный лесной надзор (за исключением патрулирования лесов) на землях лесного фонда, а с 1 июля 2021 г. до 31 декабря 2021 г. включительно - федеральный государственный надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
(Васильева Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)С 24 мая 2021 г. на территории Архангельской и Иркутской областей в рамках пилотного проекта Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет федеральный государственный лесной надзор (за исключением патрулирования лесов) на землях лесного фонда, а с 1 июля 2021 г. до 31 декабря 2021 г. включительно - федеральный государственный надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 96. Федеральный государственный лесной контроль (надзор)
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 96. Федеральный государственный лесной контроль (надзор)
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
Статья: Актуальные правовые проблемы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)Согласно п. 2 указанного Порядка общественные инспекторы по охране окружающей среды оказывают содействие Федеральному агентству лесного хозяйства, его территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). При этом непосредственно в ЛК РФ возможность осуществления общественного контроля не предусмотрена.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)Согласно п. 2 указанного Порядка общественные инспекторы по охране окружающей среды оказывают содействие Федеральному агентству лесного хозяйства, его территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). При этом непосредственно в ЛК РФ возможность осуществления общественного контроля не предусмотрена.
Статья: Понятие и виды административных органов в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (Федеральное агентство лесного хозяйства);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (Федеральное агентство лесного хозяйства);
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Он связан с приостановлением аттестации и аккредитации экспертов на период введения мораторных мер. Так, в 2022 г. было продлено действие выданных физическим и юридическим лицам разрешительных документов на проведение следующих видов экспертиз: экспертизы биомедицинских клеточных продуктов, государственной историко-культурной экспертизы, аккредитационных экспертиз (например, в сфере образовательной деятельности), экспертиз в сфере осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и т.д.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Он связан с приостановлением аттестации и аккредитации экспертов на период введения мораторных мер. Так, в 2022 г. было продлено действие выданных физическим и юридическим лицам разрешительных документов на проведение следующих видов экспертиз: экспертизы биомедицинских клеточных продуктов, государственной историко-культурной экспертизы, аккредитационных экспертиз (например, в сфере образовательной деятельности), экспертиз в сфере осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и т.д.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Реализация лесоклиматического проекта осуществляется на основании соглашения, которое заключается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), с заинтересованными лицами. Он может быть реализован в том числе на лесных (земельных) участках, предоставленных для осуществления видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, и расположенных на территории, в пределах которой планируется реализация лесоклиматического проекта, при условии, что имеется письменное согласие правообладателей этих участков.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Реализация лесоклиматического проекта осуществляется на основании соглашения, которое заключается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), с заинтересованными лицами. Он может быть реализован в том числе на лесных (земельных) участках, предоставленных для осуществления видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, и расположенных на территории, в пределах которой планируется реализация лесоклиматического проекта, при условии, что имеется письменное согласие правообладателей этих участков.
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)В силу Приказа прокурора Республики Коми от 18 января 2018 г. N 7 "О разграничении компетенции территориальных прокуроров, природоохранных межрайонных прокуроров, прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Воркутинского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли" на Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, помимо прочего, возложен надзор за исполнением федерального законодательства Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми), являющимся на территории республики уполномоченным органом исполнительной власти, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти, координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми <2>.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)В силу Приказа прокурора Республики Коми от 18 января 2018 г. N 7 "О разграничении компетенции территориальных прокуроров, природоохранных межрайонных прокуроров, прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Воркутинского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли" на Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, помимо прочего, возложен надзор за исполнением федерального законодательства Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми), являющимся на территории республики уполномоченным органом исполнительной власти, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти, координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми <2>.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Суд кассационной инстанции отметил, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления устраняется в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Суд кассационной инстанции отметил, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления устраняется в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Статья: Понятие устойчивого развития в соответствии с лесным законодательством
(Быковский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)- низкая эффективность осуществления государственного лесного надзора и муниципального лесного контроля, лесной сертификации и государственного мониторинга воспроизводства лесов, лесопатологического мониторинга;
(Быковский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)- низкая эффективность осуществления государственного лесного надзора и муниципального лесного контроля, лесной сертификации и государственного мониторинга воспроизводства лесов, лесопатологического мониторинга;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В литературе высказывается мнение о нецелесообразности муниципального лесного контроля <1>. С этим сложно согласиться, поскольку именно органы местного самоуправления, наиболее приближенные к населению и его интересам, могут осуществлять действенный и оперативный контроль за лесопользованием <2>. На наш взгляд, целесообразно на федеральном уровне определить полномочия муниципальных контролеров. В Лесном кодексе РФ закреплены полномочия должностных лиц органов государственного лесного надзора, государственных учреждений (ст. 96), полномочия же муниципальных контролеров не определены, и это тоже осложняет осуществление муниципального лесного контроля, как и невозможность составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях. В литературе справедливо отмечается, что "без наделения органов муниципального лесного контроля и их должностных лиц возможностями по привлечению нарушителей лесного и экологического законодательства к юридической ответственности названное полномочие местного самоуправления останется фактически необеспеченным какими-либо средствами потенциального воздействия на участников соответствующих общественных отношений" <3>. В это же время субъекты РФ не используют предоставленную им ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ возможность делегирования должностным лицам органов местного самоуправления права составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В литературе высказывается мнение о нецелесообразности муниципального лесного контроля <1>. С этим сложно согласиться, поскольку именно органы местного самоуправления, наиболее приближенные к населению и его интересам, могут осуществлять действенный и оперативный контроль за лесопользованием <2>. На наш взгляд, целесообразно на федеральном уровне определить полномочия муниципальных контролеров. В Лесном кодексе РФ закреплены полномочия должностных лиц органов государственного лесного надзора, государственных учреждений (ст. 96), полномочия же муниципальных контролеров не определены, и это тоже осложняет осуществление муниципального лесного контроля, как и невозможность составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях. В литературе справедливо отмечается, что "без наделения органов муниципального лесного контроля и их должностных лиц возможностями по привлечению нарушителей лесного и экологического законодательства к юридической ответственности названное полномочие местного самоуправления останется фактически необеспеченным какими-либо средствами потенциального воздействия на участников соответствующих общественных отношений" <3>. В это же время субъекты РФ не используют предоставленную им ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ возможность делегирования должностным лицам органов местного самоуправления права составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Специальные порядки контроля за законностью реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по контролю (надзору) устанавливаются законодательными актами, которыми осуществляется делегирование полномочий. Так, ЛК РФ допускает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) за счет субвенций из федерального бюджета и предусматривает контроль Рослесхоза: за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений; за достоверностью сведений о пожарной опасности и о лесных пожарах, о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, а также за проведением оценки эффективности осуществления переданных полномочий.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Специальные порядки контроля за законностью реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по контролю (надзору) устанавливаются законодательными актами, которыми осуществляется делегирование полномочий. Так, ЛК РФ допускает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) за счет субвенций из федерального бюджета и предусматривает контроль Рослесхоза: за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений; за достоверностью сведений о пожарной опасности и о лесных пожарах, о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, а также за проведением оценки эффективности осуществления переданных полномочий.