Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный контроль за предпринимательской деятельностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии" КоАП РФ"Основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной вышеназванной нормой, послужили выводы должностного лица административного органа о том, что в нарушение требований части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, общество за сентябрь 2019 года начислило и выставило плату за жилые помещения и коммунальные услуги собственникам (пользователям) жилых помещений МКД, управление которым с 11 апреля 2018 года передано иной управляющей организации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых правовых проблемах государственного контроля предпринимательской деятельности
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)"Вестник арбитражной практики", 2023, N 4
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)"Вестник арбитражной практики", 2023, N 4
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 196. Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(ред. от 04.11.2025)Статья 196. Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"Статья 22. Применение на территории Донецкой Народной Республики законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, положений законодательства Российской Федерации об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности и законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"Статья 22. Применение на территории Донецкой Народной Республики законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, положений законодательства Российской Федерации об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности и законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Статья: Практические аспекты реализации законодательных гарантий защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)В представленной работе рассматриваются вопросы практической реализации нормативных положений о гарантиях защиты прав предпринимателей, предусмотренных законодательными актами в сфере государственного регулирования контроля предпринимательской деятельности. Автором дается характеристика современного подхода реформирования российского законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий, как инновационного ввиду его направленности на уточнение нормативных требований к субъектам предпринимательской деятельности, учета их коллективной позиции, реализации принципов государственного контроля предпринимательской деятельности, в том числе через процедуры обжалования и оспаривания.
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)В представленной работе рассматриваются вопросы практической реализации нормативных положений о гарантиях защиты прав предпринимателей, предусмотренных законодательными актами в сфере государственного регулирования контроля предпринимательской деятельности. Автором дается характеристика современного подхода реформирования российского законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий, как инновационного ввиду его направленности на уточнение нормативных требований к субъектам предпринимательской деятельности, учета их коллективной позиции, реализации принципов государственного контроля предпринимательской деятельности, в том числе через процедуры обжалования и оспаривания.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 196. Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 196. Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
Статья: Опыт государств - участников СНГ в применении уголовно-процессуальных норм по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности
(Шагунова В.М.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 6)Сформирован нестандартный подход и применительно к видам доказательств. Согласно ч. 2 ст. 93 УПК РМ в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве допускаются фактические данные, установленные с помощью таких средств, как протоколы по результатам параллельных финансовых расследований и протоколы, в которые внесено мнение органа государственного контроля предпринимательской деятельности (п. 9) либо протокол контроля, составленные в рамках государственного контроля предпринимательской деятельности, другой акт контроля / административный акт распорядительного характера, составленный контролирующим органом в результате контроля, осуществленного в соответствии с действующим специальным законодательством (п. 10).
(Шагунова В.М.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 6)Сформирован нестандартный подход и применительно к видам доказательств. Согласно ч. 2 ст. 93 УПК РМ в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве допускаются фактические данные, установленные с помощью таких средств, как протоколы по результатам параллельных финансовых расследований и протоколы, в которые внесено мнение органа государственного контроля предпринимательской деятельности (п. 9) либо протокол контроля, составленные в рамках государственного контроля предпринимательской деятельности, другой акт контроля / административный акт распорядительного характера, составленный контролирующим органом в результате контроля, осуществленного в соответствии с действующим специальным законодательством (п. 10).
Статья: Контроль за соблюдением трудового законодательства в предпринимательской деятельности как функция государственного управления
(Бармина О.Н., Татаринов А.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)В статье авторы рассматривают проблемы государственного контроля в предпринимательской деятельности как функции государственного управления, отмечая отдельные недостатки, нарастающие с каждым годом в этом направлении. Вопросы взаимодействия бизнеса и государства всегда были достаточно сложными, их развитие усилилось лишь в последнее время, представляется, такой вектор поведения должен быть продолжен со стороны всех органов и учреждений. Бизнес должен уметь проверять себя сам, внедрять современные механизмы управления и комплаенса, учреждения - проводить ведомственный контроль, в том числе за соблюдением трудового законодательства, сфера которого нуждается в особом внимании ввиду фрагментарного регулирования в целом и неединообразных подходов в частности.
(Бармина О.Н., Татаринов А.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)В статье авторы рассматривают проблемы государственного контроля в предпринимательской деятельности как функции государственного управления, отмечая отдельные недостатки, нарастающие с каждым годом в этом направлении. Вопросы взаимодействия бизнеса и государства всегда были достаточно сложными, их развитие усилилось лишь в последнее время, представляется, такой вектор поведения должен быть продолжен со стороны всех органов и учреждений. Бизнес должен уметь проверять себя сам, внедрять современные механизмы управления и комплаенса, учреждения - проводить ведомственный контроль, в том числе за соблюдением трудового законодательства, сфера которого нуждается в особом внимании ввиду фрагментарного регулирования в целом и неединообразных подходов в частности.
Статья: К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Основными источниками, раскрывающими теоретические основы государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности, явились работы Васильевой О.Н., Вощинского М.В., Зарикова Т.В., Егупова Д.А. и др. Общие положения государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности рассматривали Косякова Н.И., Харитонова Ю.С. и др. На основе работ Чернопятова А.М. "Государственное регулирование предпринимательской деятельности" [11], Ершовой И.В. "Государственное регулирование предпринимательской деятельности" [4] подробно рассмотрен порядок проведения государственного контроля за деятельностью предпринимателей. Проблематику государственного контроля и государственного регулирования обсуждали, разрабатывали пути решения правовых проблем в данной сфере такие ученые, как Андреева Л.В., Астраханкин А.А., Губин Е.П., Ершова И.В. и др.
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Основными источниками, раскрывающими теоретические основы государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности, явились работы Васильевой О.Н., Вощинского М.В., Зарикова Т.В., Егупова Д.А. и др. Общие положения государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности рассматривали Косякова Н.И., Харитонова Ю.С. и др. На основе работ Чернопятова А.М. "Государственное регулирование предпринимательской деятельности" [11], Ершовой И.В. "Государственное регулирование предпринимательской деятельности" [4] подробно рассмотрен порядок проведения государственного контроля за деятельностью предпринимателей. Проблематику государственного контроля и государственного регулирования обсуждали, разрабатывали пути решения правовых проблем в данной сфере такие ученые, как Андреева Л.В., Астраханкин А.А., Губин Е.П., Ершова И.В. и др.
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Ключевые слова: контроль цен, государственное регулирование, предпринимательская деятельность, минимальные цены, максимальные цены.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Ключевые слова: контроль цен, государственное регулирование, предпринимательская деятельность, минимальные цены, максимальные цены.