Государственный контракт не заключен
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный контракт не заключен (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд: Поставщик (победитель торгов) хочет взыскать убытки, причиненные уклонением Заказчика от заключения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщик является победителем торгов, с которым Заказчик обязан заключить контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд. Контракт, по мнению Поставщика, не заключен из-за действий (бездействия) Заказчика. Поставщик считает, что неправомерным уклонением Заказчика от подписания контракта Поставщику причинены убытки.
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщик является победителем торгов, с которым Заказчик обязан заключить контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд. Контракт, по мнению Поставщика, не заключен из-за действий (бездействия) Заказчика. Поставщик считает, что неправомерным уклонением Заказчика от подписания контракта Поставщику причинены убытки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, общество в рамках заключенных государственных и муниципальных контрактов выполняло функции генерального подрядчика по строительству. Для исполнения контрактов общество заключило договоры подряда с контрагентами, которые реальные работы не выполняли. При этом общество регулярно производило поиск и привлечение сотрудников рабочих специальностей, не заключая с ними трудовые договоры.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, общество в рамках заключенных государственных и муниципальных контрактов выполняло функции генерального подрядчика по строительству. Для исполнения контрактов общество заключило договоры подряда с контрагентами, которые реальные работы не выполняли. При этом общество регулярно производило поиск и привлечение сотрудников рабочих специальностей, не заключая с ними трудовые договоры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)12. Стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)12. Стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165
<Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными>Во время возникновения спорных правоотношений действовал Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако общество выполняло работы без размещения государственного заказа, государственный контракт между сторонами не заключался.
<Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными>Во время возникновения спорных правоотношений действовал Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако общество выполняло работы без размещения государственного заказа, государственный контракт между сторонами не заключался.
"Момент заключения договора в российском гражданском праве: монография"
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)Во избежание бездумного механического применения указанных положений, ВАС РФ тогда разъяснил, что нельзя таким способом исцелить сделку, совершенную в обход закона. Дело было в период действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2>. Общество с ограниченной ответственностью выполнило для государственного учреждения работы по очистке инженерных систем отопления и водоотведения. После этого общество потребовало оплату работ в соответствии с нормами гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении. Суд установил, что государственный заказ не размещался, государственный контракт между сторонами не заключался. Исцелить договор не позволят нормы ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Но если таким образом переходить к кондикции, то все равно незаконные имущественные выгоды научились бы извлекать недобросовестные исполнители, умышленно обходящие законодательство о государственных контрактах на закупку для государственных нужд. Основанием к отказу в иске в данном случае послужит п. 4 ст. 1 ГК РФ <3>, на основании которого никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)Во избежание бездумного механического применения указанных положений, ВАС РФ тогда разъяснил, что нельзя таким способом исцелить сделку, совершенную в обход закона. Дело было в период действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2>. Общество с ограниченной ответственностью выполнило для государственного учреждения работы по очистке инженерных систем отопления и водоотведения. После этого общество потребовало оплату работ в соответствии с нормами гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении. Суд установил, что государственный заказ не размещался, государственный контракт между сторонами не заключался. Исцелить договор не позволят нормы ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Но если таким образом переходить к кондикции, то все равно незаконные имущественные выгоды научились бы извлекать недобросовестные исполнители, умышленно обходящие законодательство о государственных контрактах на закупку для государственных нужд. Основанием к отказу в иске в данном случае послужит п. 4 ст. 1 ГК РФ <3>, на основании которого никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Готовое решение: В каких случаях можно заключить договор безвозмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездное оказание услуг заказчику, работающему по Закону N 44-ФЗ, не допускается. Заключать государственный (муниципальный) контракт с ценой, равной нулю, нельзя (Письма Минфина России от 12.02.2020 N 24-03-07/9524, Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4023, от 06.12.2016 N Д28и-3340, от 08.04.2016 N ОГ-Д28-4324).
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездное оказание услуг заказчику, работающему по Закону N 44-ФЗ, не допускается. Заключать государственный (муниципальный) контракт с ценой, равной нулю, нельзя (Письма Минфина России от 12.02.2020 N 24-03-07/9524, Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4023, от 06.12.2016 N Д28и-3340, от 08.04.2016 N ОГ-Д28-4324).
Статья: О некоторых вопросах производства компенсационных выплат военнослужащим и членам их семей в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) или гибели (смерти) в связи с выполнением задач специальной военной операции
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Отказывая со ссылкой на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании со страховщика страховой выплаты в связи с установлением наследодателю I группы инвалидности, суд апелляционной инстанции не учел, что I группа инвалидности ему была установлена 29 марта 2017 г. (до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы), он незамедлительно обратился в кадровое подразделение УМВД России по г. Тамбову и выразил желание получить страховое возмещение, однако ему было разъяснено, что у него отсутствует возможность подать заявление о страховой выплате, поскольку не заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Тем самым в нарушение положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ кадровое подразделение УМВД России по г. Тамбову не исполнило возложенную на него законом обязанность оказать гражданину как застрахованному лицу содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы.
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Отказывая со ссылкой на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании со страховщика страховой выплаты в связи с установлением наследодателю I группы инвалидности, суд апелляционной инстанции не учел, что I группа инвалидности ему была установлена 29 марта 2017 г. (до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы), он незамедлительно обратился в кадровое подразделение УМВД России по г. Тамбову и выразил желание получить страховое возмещение, однако ему было разъяснено, что у него отсутствует возможность подать заявление о страховой выплате, поскольку не заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Тем самым в нарушение положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ кадровое подразделение УМВД России по г. Тамбову не исполнило возложенную на него законом обязанность оказать гражданину как застрахованному лицу содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы.
Статья: Закупки для нужд публичного сектора и система обязательственного права: терминология и выбор применимых норм
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)Квалификация заказчика позволяет определить разновидность договора. Коль скоро заказчик не является государственным заказчиком, он не мог заключить государственный контракт.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)Квалификация заказчика позволяет определить разновидность договора. Коль скоро заказчик не является государственным заказчиком, он не мог заключить государственный контракт.
Готовое решение: Можно ли закупить нотариальные услуги по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На практике в субъектах РФ присутствуют только нотариусы, занимающиеся частной практикой. Их деятельность является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства. Соответственно, нотариальные действия и оказываемые нотариусами услуги правового и технического характера, необходимые для их совершения, не находятся в гражданском обороте. Таким образом, при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий нет оснований заключать с ним гражданско-правовой договор. В связи с этим для оплаты услуг, указанных в ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате, не требуется заключение государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 16.03.2020 N 24-02-08/19870).
(КонсультантПлюс, 2025)На практике в субъектах РФ присутствуют только нотариусы, занимающиеся частной практикой. Их деятельность является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства. Соответственно, нотариальные действия и оказываемые нотариусами услуги правового и технического характера, необходимые для их совершения, не находятся в гражданском обороте. Таким образом, при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий нет оснований заключать с ним гражданско-правовой договор. В связи с этим для оплаты услуг, указанных в ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате, не требуется заключение государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 16.03.2020 N 24-02-08/19870).
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Взыскание стоимости поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (суммы неосновательного обогащения) при отсутствии государственного (муниципального) контракта3. Можно ли взыскать сумму неосновательного обогащения, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен?
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с гаранта вознаграждение за выдачу независимой гарантии, если контракт по Закону N 44-ФЗ не был заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если контракт не заключен по вине участника закупки или заказчика.
Можно ли взыскать с гаранта вознаграждение за выдачу независимой гарантии, если контракт по Закону N 44-ФЗ не был заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если контракт не заключен по вине участника закупки или заказчика.