Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Руководствуясь положениями Водного кодекса Российской Федерации (статьи 6, 65), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (статьи 2, 27), Приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий", выше поименованными нормативными актами субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2014 N 308-ЭС14-1974, суды при разрешении настоящего спора правомерно указали, что земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Закрытый перечень ограничений для водоохранной зоны отражен в ч. 16 ст. 65 ВК РФ, а для прибрежной защитной полосы - в ч. 17 ст. 65 ВК РФ. Соблюдение ограничений обязательно для всех хозяйствующих субъектов, независимо от категории земель и вида разрешенного использования, на которые режим распространяется. При этом, прибрежная защитная полоса не является особо охраняемой природной территорией, как утверждает Истец и не включена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Статья: Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Получение достаточно полного представления об основных характеристиках ООГО возможно по результатам его непосредственного посещения в порядке, предусмотренном законодательством об ООПТ, а также камерального анализа различных сведений, включая экологическую информацию, геологическую информацию о недрах, данные государственного кадастра ООПТ. Порядок обеспечения доступа, ознакомления и использования соответствующей информации предусмотрен информационным законодательством, экологическим законодательством и законодательством о недрах.
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Получение достаточно полного представления об основных характеристиках ООГО возможно по результатам его непосредственного посещения в порядке, предусмотренном законодательством об ООПТ, а также камерального анализа различных сведений, включая экологическую информацию, геологическую информацию о недрах, данные государственного кадастра ООПТ. Порядок обеспечения доступа, ознакомления и использования соответствующей информации предусмотрен информационным законодательством, экологическим законодательством и законодательством о недрах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами;
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами;
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий <1>. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 33-ФЗ (в ред. Закона N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий <1>. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 33-ФЗ (в ред. Закона N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Самостоятельность правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов подтверждается и наличием собственного учетного инструмента - государственного реестра курортного фонда РФ, который объединяет совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов). Реестр включает сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, находящихся в их границах природных лечебных ресурсах и санаторно-курортных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи <27>. В государственном кадастре ООПТ содержатся совершенно другие сведения: категория, значения, профиль, данные о действующих и реорганизованных ООПТ, цели создания, ценность, ведомственная подчиненность, наличие международного статуса, местоположение, общая площадь, границы, площадь охранной зоны, природные особенности, экспликация земель, негативное воздействие на ООПТ, ответственные за обеспечение охраны и функционирование ООПТ юридические лица и другие сведения <28>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Самостоятельность правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов подтверждается и наличием собственного учетного инструмента - государственного реестра курортного фонда РФ, который объединяет совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов). Реестр включает сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, находящихся в их границах природных лечебных ресурсах и санаторно-курортных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи <27>. В государственном кадастре ООПТ содержатся совершенно другие сведения: категория, значения, профиль, данные о действующих и реорганизованных ООПТ, цели создания, ценность, ведомственная подчиненность, наличие международного статуса, местоположение, общая площадь, границы, площадь охранной зоны, природные особенности, экспликация земель, негативное воздействие на ООПТ, ответственные за обеспечение охраны и функционирование ООПТ юридические лица и другие сведения <28>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.
Статья: Недостатки действующего порядка предоставления недр в пользование для образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Споры, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования отнесения участков недр к ООГО, неоднократно становились предметом судебных разбирательств. В одном из дел суд признал необоснованными доводы заявителя о допустимости создания ООПТ геологического профиля только после предоставления права пользования участком недр для образования ООГО, сославшись на положения упомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации <15>. В другом деле суд, рассматривая вопрос о необходимости получения лицензии на пользование недрами для образования ООГО лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории пещеры, отметил, что в отсутствие признания такой пещеры ООПТ и сведений о таком геологическом объекте в государственном кадастре ООПТ нельзя однозначно утверждать, что указанная хозяйственная деятельность представляет собой безлицензионное пользование недрами <16>. Из данного судебного решения косвенно следует, что для предоставления участка недр в пользование для образования ООГО такой участок недр сначала должен быть признан ООПТ.
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Споры, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования отнесения участков недр к ООГО, неоднократно становились предметом судебных разбирательств. В одном из дел суд признал необоснованными доводы заявителя о допустимости создания ООПТ геологического профиля только после предоставления права пользования участком недр для образования ООГО, сославшись на положения упомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации <15>. В другом деле суд, рассматривая вопрос о необходимости получения лицензии на пользование недрами для образования ООГО лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории пещеры, отметил, что в отсутствие признания такой пещеры ООПТ и сведений о таком геологическом объекте в государственном кадастре ООПТ нельзя однозначно утверждать, что указанная хозяйственная деятельность представляет собой безлицензионное пользование недрами <16>. Из данного судебного решения косвенно следует, что для предоставления участка недр в пользование для образования ООГО такой участок недр сначала должен быть признан ООПТ.