Государственный экологический контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный экологический контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные правовые проблемы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)Неопределенность понятия общественного экологического
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)Неопределенность понятия общественного экологического
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 65. Государственный экологический контроль (надзор)
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 65. Государственный экологический контроль (надзор)
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
Статья: Экологическая безопасность России как стратегический национальный приоритет: современное состояние, угрозы и возможности государственного контроля и надзора
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)Проблемы защиты окружающей среды от вредного антропогенного воздействия, приводящего к массовой гибели животных, отравлению почв, вод и воздуха, особенно участившиеся в начале 2020-х годов, настолько масштабны и резонансны, что требуют принятия мер непосредственного реагирования и скорейшего пресечения. Систематический характер выбросов, аварий и экологических катастроф показывает слабость государственного экологического контроля и надзора. В 2020 г. в России произошло несколько экологических катастроф, загрязнений воздуха, почв и вод хозяйствующими субъектами, в частности, с негативными последствиями планетарного масштаба. В их числе взрывы на нефтеперерабатывающем предприятии в г. Ухте Республики Коми, выбросы топлива в Красноярском крае: разгерметизация топливного бака на ТЭЦ в Норильске, повлекшая выброс 21 163 т топлива, пожар площадью 600 кв. м, проникновение нефтепродуктов в почву, отравление озер, ручьев, рек, Карского моря, утечка 95 т дизельного топлива в с. Рыбное Мотыгинского района (нефтепродукты образовали пятно площадью 8 000 кв. м, часть топлива разлилась в р. Ангаре), разлив нефтепродуктов в п. Хатанга на одноименной реке, в результате нанесен вред почве в Таймырском Долгано-Ненецком районе, разлив 500 л дизельного топлива в р. Ангаре в Кежемском районе, в Приморском крае: взрыв и последующий разлив 2 500 т нефтепродуктов в г. Находке, загрязнение нефтепродуктами акватории порта Находка площадью более 37 700 кв. м, выброс нефтепродуктов в водоемы Артемовского городского округа и мор рыбы на реках Артемовка и Кневичанка, слив мазута в реку в Фокино. Произошли разлив нефти у п. Харьягинский в Ненецком автономном округе, выбросы токсичных веществ в водохранилище Аршань-Зельмень в Калмыкии, взрыв на нефтяном танкере в Азовском море и др. Остался невыясненным источник заражения ядовитыми веществами акватории Авачинского залива на Камчатке, что повлекло массовую гибель обитателей Тихого океана, были найдены токсичные вещества от распада ракетного топлива.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)Проблемы защиты окружающей среды от вредного антропогенного воздействия, приводящего к массовой гибели животных, отравлению почв, вод и воздуха, особенно участившиеся в начале 2020-х годов, настолько масштабны и резонансны, что требуют принятия мер непосредственного реагирования и скорейшего пресечения. Систематический характер выбросов, аварий и экологических катастроф показывает слабость государственного экологического контроля и надзора. В 2020 г. в России произошло несколько экологических катастроф, загрязнений воздуха, почв и вод хозяйствующими субъектами, в частности, с негативными последствиями планетарного масштаба. В их числе взрывы на нефтеперерабатывающем предприятии в г. Ухте Республики Коми, выбросы топлива в Красноярском крае: разгерметизация топливного бака на ТЭЦ в Норильске, повлекшая выброс 21 163 т топлива, пожар площадью 600 кв. м, проникновение нефтепродуктов в почву, отравление озер, ручьев, рек, Карского моря, утечка 95 т дизельного топлива в с. Рыбное Мотыгинского района (нефтепродукты образовали пятно площадью 8 000 кв. м, часть топлива разлилась в р. Ангаре), разлив нефтепродуктов в п. Хатанга на одноименной реке, в результате нанесен вред почве в Таймырском Долгано-Ненецком районе, разлив 500 л дизельного топлива в р. Ангаре в Кежемском районе, в Приморском крае: взрыв и последующий разлив 2 500 т нефтепродуктов в г. Находке, загрязнение нефтепродуктами акватории порта Находка площадью более 37 700 кв. м, выброс нефтепродуктов в водоемы Артемовского городского округа и мор рыбы на реках Артемовка и Кневичанка, слив мазута в реку в Фокино. Произошли разлив нефти у п. Харьягинский в Ненецком автономном округе, выбросы токсичных веществ в водохранилище Аршань-Зельмень в Калмыкии, взрыв на нефтяном танкере в Азовском море и др. Остался невыясненным источник заражения ядовитыми веществами акватории Авачинского залива на Камчатке, что повлекло массовую гибель обитателей Тихого океана, были найдены токсичные вещества от распада ракетного топлива.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере природоохранных отношений относятся: проведение регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности, связанной с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ, проводящих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта РФ).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере природоохранных отношений относятся: проведение регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности, связанной с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ, проводящих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта РФ).
Статья: К вопросу об экологизации и деэкологизации законодательства и других сфер общественной жизни
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)2009 г. Принятие закона по защите прав юридических лиц существенно ограничило всякий контроль, в том числе экологический и санитарно-эпидемиологический <34>. Таким образом, под маркой защиты предпринимателей и лозунгом прекратить "кошмарить" бизнес ослаблен контроль по срокам и периодичности проверок за предприятиями-загрязнителями, включая потенциально опасные. При этом в сферу компетенции этого закона (ст. 1) не попали многие другие виды контроля и надзора: налогово-бюджетный, валютно-таможенный, банковский, страховой и др., которые продолжают осуществляться без каких-либо ограничений. Так, указанный Закон привел к парадоксальной ситуации: сбор всех видов государственных доходов, безусловно, являющийся нужной функцией государства, важнее обеспечения экологической безопасности страны и конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду. Таким образом, указанный Закон существенно минимизировал полномочия государственного экологического контроля, хотя именно он является эффективным рычагом улучшения состояния окружающей среды.
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)2009 г. Принятие закона по защите прав юридических лиц существенно ограничило всякий контроль, в том числе экологический и санитарно-эпидемиологический <34>. Таким образом, под маркой защиты предпринимателей и лозунгом прекратить "кошмарить" бизнес ослаблен контроль по срокам и периодичности проверок за предприятиями-загрязнителями, включая потенциально опасные. При этом в сферу компетенции этого закона (ст. 1) не попали многие другие виды контроля и надзора: налогово-бюджетный, валютно-таможенный, банковский, страховой и др., которые продолжают осуществляться без каких-либо ограничений. Так, указанный Закон привел к парадоксальной ситуации: сбор всех видов государственных доходов, безусловно, являющийся нужной функцией государства, важнее обеспечения экологической безопасности страны и конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду. Таким образом, указанный Закон существенно минимизировал полномочия государственного экологического контроля, хотя именно он является эффективным рычагом улучшения состояния окружающей среды.
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 24.2-3 Закона об отходах реестр утилизаторов создается в целях обеспечения самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и ведется с использованием единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 24.2-3 Закона об отходах реестр утилизаторов создается в целях обеспечения самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и ведется с использованием единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится о случаях, когда в соответствии со ст. 54 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней) при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор. В таких случаях застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются указанные в ч. 5 комментируемой статьи документы.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится о случаях, когда в соответствии со ст. 54 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней) при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор. В таких случаях застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются указанные в ч. 5 комментируемой статьи документы.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)- федеральный государственный экологический контроль (надзор);
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)- федеральный государственный экологический контроль (надзор);
Статья: Борьба с преступным загрязнением атмосферы: от ее имитации к реальным действиям
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Следует отметить, что порядок проведения проверок соблюдения законодательства об охране окружающей среды довольно сложный. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <31> (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" <32> вводят ряд серьезных ограничений, в том числе и по соблюдению процедуры согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры. Решение о проведении внепланового контрольного мероприятия принимается прокурором или его заместителем не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления документов от контрольного органа. Статья 91 Федерального закона N 248-ФЗ гласит, что результаты контрольных мероприятий не имеют юридической силы, если будут проведены без получения согласования от органов прокуратуры.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Следует отметить, что порядок проведения проверок соблюдения законодательства об охране окружающей среды довольно сложный. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <31> (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" <32> вводят ряд серьезных ограничений, в том числе и по соблюдению процедуры согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры. Решение о проведении внепланового контрольного мероприятия принимается прокурором или его заместителем не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления документов от контрольного органа. Статья 91 Федерального закона N 248-ФЗ гласит, что результаты контрольных мероприятий не имеют юридической силы, если будут проведены без получения согласования от органов прокуратуры.
Готовое решение: Что такое реконструкция объектов капитального строительства и какие этапы может включать ее проведение
(КонсультантПлюс, 2025)- направить извещение о начале проведения работ в органы государственного строительного надзора не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции, если проводилась экспертиза проектной документации (кроме установленных случаев). Если при реконструкции предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), извещение нужно направить в орган федерального государственного экологического надзора. В установленных Правительством РФ случаях документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прилагаемые к извещению, нужно представить в форме информационной модели (п. 3 ч. 6 ст. 5.2, ч. 5, 5.3 ст. 52, п. 2 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)- направить извещение о начале проведения работ в органы государственного строительного надзора не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции, если проводилась экспертиза проектной документации (кроме установленных случаев). Если при реконструкции предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), извещение нужно направить в орган федерального государственного экологического надзора. В установленных Правительством РФ случаях документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прилагаемые к извещению, нужно представить в форме информационной модели (п. 3 ч. 6 ст. 5.2, ч. 5, 5.3 ст. 52, п. 2 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ);
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Пристальное внимание уделяется надзору за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, продолжена работа по организации системы его мониторинга. Мерами прокурорского реагирования органы государственной власти понуждались к активизации государственного экологического контроля (надзора).
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Пристальное внимание уделяется надзору за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, продолжена работа по организации системы его мониторинга. Мерами прокурорского реагирования органы государственной власти понуждались к активизации государственного экологического контроля (надзора).