Государственный и муниципальный долг
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный и муниципальный долг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)193. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)193. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга в ценных бумагах (ОКУД 0510472)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга в ценных бумагах (ОКУД 0510472)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга
Статья: Правовой инструментарий достижения сбалансированности бюджета: новые акценты и тренды
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)- правовые нормы, регулирующие отношения в сфере государственного (муниципального) долга;
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)- правовые нормы, регулирующие отношения в сфере государственного (муниципального) долга;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)136. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)136. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
Статья: Четвертьвековая история Бюджетного кодекса Российской Федерации
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)К числу федеральных законов, значительным образом изменивших положения Кодекса, следует отнести: 1) Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации <19>; 2) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации" <20>; 3) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <21>; 4) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <22>; 5) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <23>; 6) Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <24>; 7) Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" <25>; 8) Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" <26>; 9) Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 521-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <27> и др.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)К числу федеральных законов, значительным образом изменивших положения Кодекса, следует отнести: 1) Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации <19>; 2) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации" <20>; 3) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <21>; 4) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <22>; 5) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <23>; 6) Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <24>; 7) Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" <25>; 8) Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" <26>; 9) Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 521-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <27> и др.
Статья: Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Поскольку в предоставлении государственной и муниципальной гарантий соответствующего публично-правового образования участвуют денежные средства, соответственно необходимо регулирование валютного процесса. Государственная гарантия предоставляется в национальной или иностранной валюте. Предоставление государственной или муниципальной гарантии включается в государственный (муниципальный) долг, как внешний, так и внутренний. Предоставление государственной гарантии России и ее исполнение отражаются в долговой книге Российской Федерации, в которую вносятся соответствующие пометки о государственной гарантии.
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Поскольку в предоставлении государственной и муниципальной гарантий соответствующего публично-правового образования участвуют денежные средства, соответственно необходимо регулирование валютного процесса. Государственная гарантия предоставляется в национальной или иностранной валюте. Предоставление государственной или муниципальной гарантии включается в государственный (муниципальный) долг, как внешний, так и внутренний. Предоставление государственной гарантии России и ее исполнение отражаются в долговой книге Российской Федерации, в которую вносятся соответствующие пометки о государственной гарантии.
Статья: Направления совершенствования системы финансового законодательства Российской Федерации
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Указанные виды финансового законодательства (кроме бюджетного, налогового и валютного) не имеют нормативно закрепленной структуры, что позволяет исследователям по-разному идентифицировать их содержание и "наполнение". Например, законодательство РФ не использует понятие "законодательство о публичном кредите (долге)". Соответствующие общественные отношения регулируются бюджетным законодательством, прежде всего Бюджетным кодексом Российской Федерации <19> (далее - БК РФ) (гл. 14, 14.1, 15). Отношения по осуществлению государственных (муниципальных) заимствований и регулированию государственного (муниципального) долга БК РФ (ст. 1) относит к бюджетным правоотношениям, что привело к возникновению научной дискуссии <20>.
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Указанные виды финансового законодательства (кроме бюджетного, налогового и валютного) не имеют нормативно закрепленной структуры, что позволяет исследователям по-разному идентифицировать их содержание и "наполнение". Например, законодательство РФ не использует понятие "законодательство о публичном кредите (долге)". Соответствующие общественные отношения регулируются бюджетным законодательством, прежде всего Бюджетным кодексом Российской Федерации <19> (далее - БК РФ) (гл. 14, 14.1, 15). Отношения по осуществлению государственных (муниципальных) заимствований и регулированию государственного (муниципального) долга БК РФ (ст. 1) относит к бюджетным правоотношениям, что привело к возникновению научной дискуссии <20>.
Статья: Бюджетно-правовой статус физических лиц как субъектов бюджетных правоотношений, возникающих в связи с исполнением государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Специфика, по мнению автора, обусловлена прежде всего тем, что в бюджетном законодательстве, а именно в п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), определен круг отношений, которые законодатель относит к бюджетным правоотношениям: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; и отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности <8>.
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Специфика, по мнению автора, обусловлена прежде всего тем, что в бюджетном законодательстве, а именно в п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), определен круг отношений, которые законодатель относит к бюджетным правоотношениям: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; и отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности <8>.
Статья: Договор целевого финансирования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обслуживание государственного (муниципального) долга;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обслуживание государственного (муниципального) долга;