Государственный фонд недр
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный фонд недр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Исходя из положений ч. 7 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется недропользователем в соответствии с утвержденными техническими проектами, согласованными с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23.2 "Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами" Закона РФ "О недрах""Исходя из положений ч. 7 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется недропользователем в соответствии с утвержденными техническими проектами, согласованными с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Какие полезные свойства недр подлежат правовой охране?
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В этом аспекте, полагаем, правомерно говорить о существовании презумпции потенциальной полезности любой неиспользуемой части недр в пределах территории Российской Федерации именно в аспекте возможного наличия вышеуказанных трех полезностей недр. И при причинении вреда неиспользуемой части недр в первую очередь следует исходить из указанной презумпции и оценивать вред именно в аспекте наличия на части недр, подвергнутой негативному воздействию, указанных видов полезностей. В таком понимании объектом правовой охраны недр выступает полностью весь государственный фонд недр: как используемые участки недр, так и пока не используемые части недр. Хотя к неиспользуемым частям недр неприменим инструментарий эколого-правовой охраны, они не являются также объектом консервативной охраны, то есть, например, особо охраняемыми геологическими объектами. Но даже без этого в контексте предложенного понимания презумпции потенциальной полезности любой части недр независимо от ее использования, в настоящий момент в случае вредоносного воздействия на недра следует рассматривать наличие там вышеприведенных полезностей и вопрос о вреде недрам и его устранении.
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В этом аспекте, полагаем, правомерно говорить о существовании презумпции потенциальной полезности любой неиспользуемой части недр в пределах территории Российской Федерации именно в аспекте возможного наличия вышеуказанных трех полезностей недр. И при причинении вреда неиспользуемой части недр в первую очередь следует исходить из указанной презумпции и оценивать вред именно в аспекте наличия на части недр, подвергнутой негативному воздействию, указанных видов полезностей. В таком понимании объектом правовой охраны недр выступает полностью весь государственный фонд недр: как используемые участки недр, так и пока не используемые части недр. Хотя к неиспользуемым частям недр неприменим инструментарий эколого-правовой охраны, они не являются также объектом консервативной охраны, то есть, например, особо охраняемыми геологическими объектами. Но даже без этого в контексте предложенного понимания презумпции потенциальной полезности любой части недр независимо от ее использования, в настоящий момент в случае вредоносного воздействия на недра следует рассматривать наличие там вышеприведенных полезностей и вопрос о вреде недрам и его устранении.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 2. Государственный фонд недр
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 2. Государственный фонд недр
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 345.1. Порядок представления сведений органами управления государственным фондом недр, а также органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования
(ред. от 17.11.2025)Статья 345.1. Порядок представления сведений органами управления государственным фондом недр, а также органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования
Статья: Законодательные коллизии правового регулирования энергетических отношений в Удмуртской Республике
(Боткин И.О., Денисенко Т.Г.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)В Перечне участков недр федерального значения, который на основании ст. 2.1 Закона о недрах официально публикуется федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, отсутствуют участки недр углеводородного сырья, расположенные в пределах Удмуртской Республики.
(Боткин И.О., Денисенко Т.Г.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)В Перечне участков недр федерального значения, который на основании ст. 2.1 Закона о недрах официально публикуется федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, отсутствуют участки недр углеводородного сырья, расположенные в пределах Удмуртской Республики.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с указанной статьей разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с указанной статьей разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Статья: Особенности формирования прав на природные участки: терминологический аспект
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о недрах Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о недрах Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Статья: Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых: история, проблемы и перспективы конфликтного института законодательства
(Гончаров П.П.)
("Закон", 2024, N 5)3. Изменение властного субъекта, принимающего решение о согласовании застройки. Если наличие ПЗПИ или границ горного отвода под площадями перспективной застройки будет подтверждено, то размещение объекта капитального строительства на соответствующей площади потребует предварительного согласования с комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр (или его территориальным органом), либо с комиссией, создаваемой органом государственной власти субъекта РФ (при застройке участков в границах месторождений общераспространенных полезных ископаемых или участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода).
(Гончаров П.П.)
("Закон", 2024, N 5)3. Изменение властного субъекта, принимающего решение о согласовании застройки. Если наличие ПЗПИ или границ горного отвода под площадями перспективной застройки будет подтверждено, то размещение объекта капитального строительства на соответствующей площади потребует предварительного согласования с комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр (или его территориальным органом), либо с комиссией, создаваемой органом государственной власти субъекта РФ (при застройке участков в границах месторождений общераспространенных полезных ископаемых или участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода).
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)В данном случае уместно вспомнить созданный в 2011 г. именно для целей геологоразведки геологический холдинг АО "Росгеология". По результатам проверки, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, установлено, что управление государственным фондом недр осуществляется недостаточно эффективно, что подтверждает низкий уровень достижения показателей по воспроизводству дефицитных и стратегических полезных ископаемых [11]. В 2015 - 2019 гг. неисполненные обязательства по государственным контрактам "Росгеологии" составили 96% от всех неисполненных бюджетных назначений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Несмотря на рост бюджетного финансирования, ресурсы вкладываются в разведку месторождений в районах с наибольшей концентрацией и доступностью запасов, в результате чего по 197 из 228 разведанных твердых полезных ископаемых поиск и оценка запасов не проводятся.
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)В данном случае уместно вспомнить созданный в 2011 г. именно для целей геологоразведки геологический холдинг АО "Росгеология". По результатам проверки, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, установлено, что управление государственным фондом недр осуществляется недостаточно эффективно, что подтверждает низкий уровень достижения показателей по воспроизводству дефицитных и стратегических полезных ископаемых [11]. В 2015 - 2019 гг. неисполненные обязательства по государственным контрактам "Росгеологии" составили 96% от всех неисполненных бюджетных назначений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Несмотря на рост бюджетного финансирования, ресурсы вкладываются в разведку месторождений в районах с наибольшей концентрацией и доступностью запасов, в результате чего по 197 из 228 разведанных твердых полезных ископаемых поиск и оценка запасов не проводятся.