Государственный доклад о состоянии окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный доклад о состоянии окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О концепции формирования комплексного информационного ресурса в целях повышения эффективности деятельности по охране озера Байкал
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Вышеуказанное Постановление не выделяет в числе сведений, необходимых для размещения на интернет-сайтах, и принимаемые меры по охране объектов всемирного наследия. Эту функцию отчасти может выполнять п. 3 приложения к Постановлению, относящий к содержанию подлежащей размещению информации сведения о международной деятельности в области охраны окружающей среды и о выполнении Россией обязательств по международным договорам. Формой размещения информации является ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды, что также предопределяет представление весьма ограниченного набора сведений с достаточно длительным (1 год) периодом обновления.
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Вышеуказанное Постановление не выделяет в числе сведений, необходимых для размещения на интернет-сайтах, и принимаемые меры по охране объектов всемирного наследия. Эту функцию отчасти может выполнять п. 3 приложения к Постановлению, относящий к содержанию подлежащей размещению информации сведения о международной деятельности в области охраны окружающей среды и о выполнении Россией обязательств по международным договорам. Формой размещения информации является ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды, что также предопределяет представление весьма ограниченного набора сведений с достаточно длительным (1 год) периодом обновления.
Статья: Национальная экологическая сеть как правовая категория: опыт зарубежных стран и его приемлемость для России
(Анисимов А.П., Воронина Н.П.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В рамках Бернской конвенции в 1996 г. была учреждена Изумрудная сеть (для стран не ЕС) - экологическая сеть территорий, имеющих особое значение для охраны природы. Данные земельные участки должны отвечать хотя бы одному (или более) перечисленным в конвенции условиям: они должны вносить значительный вклад в сохранение находящихся под угрозой эндемичных видов (или любых иных видов, указанных в приложениях к Конвенции); поддерживать множество видов на территории с высоким видовым разнообразием или сохранять ценные популяции одного или нескольких видов; включать ценные земельные участки, на которых располагаются места обитания находящихся под угрозой видов и т.д. <5>. Между тем возникает вопрос о том, участвует ли Россия в международном сотрудничестве по развитию ООПТ и созданию экосетей? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" <6> не упоминает экосети. В свою очередь, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" <7> в ст. 4, говоря о целях ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, упоминает определение перспектив развития сети данных территорий; в ст. 10 упоминается "международная сеть биосферных резерватов". Однако в целом в законодательстве Российской Федерации нет правовой категории "экологическая сеть". С другой стороны, обращение к ежегодным государственным докладам о состоянии окружающей среды позволяет сделать вывод о том, что Россия участвует в международном сотрудничестве по развитию экосетей.
(Анисимов А.П., Воронина Н.П.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В рамках Бернской конвенции в 1996 г. была учреждена Изумрудная сеть (для стран не ЕС) - экологическая сеть территорий, имеющих особое значение для охраны природы. Данные земельные участки должны отвечать хотя бы одному (или более) перечисленным в конвенции условиям: они должны вносить значительный вклад в сохранение находящихся под угрозой эндемичных видов (или любых иных видов, указанных в приложениях к Конвенции); поддерживать множество видов на территории с высоким видовым разнообразием или сохранять ценные популяции одного или нескольких видов; включать ценные земельные участки, на которых располагаются места обитания находящихся под угрозой видов и т.д. <5>. Между тем возникает вопрос о том, участвует ли Россия в международном сотрудничестве по развитию ООПТ и созданию экосетей? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" <6> не упоминает экосети. В свою очередь, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" <7> в ст. 4, говоря о целях ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, упоминает определение перспектив развития сети данных территорий; в ст. 10 упоминается "международная сеть биосферных резерватов". Однако в целом в законодательстве Российской Федерации нет правовой категории "экологическая сеть". С другой стороны, обращение к ежегодным государственным докладам о состоянии окружающей среды позволяет сделать вывод о том, что Россия участвует в международном сотрудничестве по развитию экосетей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"16. На основе информации, размещенной в информационной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"16. На основе информации, размещенной в информационной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья: О значении особоохраняемых природных территорий в достижении целей зеленой экономики: правовой аспект
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)Однако в таком переходе не могут не участвовать и все остальные эколого-правовые институты, в противном случае мы получим дисбаланс, и эта цель не будет достигнута. Исходя из такой логики, представляется, что свой вклад в общую стратегию перехода на стандарты зеленой экономики должен внести и институт особоохраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Это обстоятельство часто подчеркивается в государственных докладах о состоянии окружающей среды. В частности, отмечается, что "для "зеленой" экономики характерно переосмысление, точнее, расширение, роли системы особо охраняемых природных территорий. Кроме присущих им основных природоохранных функций по сохранению биоразнообразия и экосистем, ООПТ должны превратиться в неотъемлемый элемент устойчивого развития регионов, а заповедники следует рассматривать как ценнейшие генетические банки. Поэтому на федеральном уровне значительно расширяется и укрепляется система особо охраняемых природных территорий" <4>. Ряд исследователей подчеркивает, что "переход к зеленой экономике в нашей стране будет регулироваться национальным проектом "Экология", каждое направление которого готовилось совместно с регионами РФ, а перечень мероприятий и объектов экологического управления согласовывался с учетом потребностей каждой территории и реального экологического эффекта" <5>. Несомненно, развитие ООПТ как эколого-правового института имеет множество аспектов, в том числе никак не связанных с экономическими задачами (например, особенности ведения научной работы в заповедниках). В связи с этим попытаемся выделить те направления развития ООПТ, которые имеют отношение к теме статьи:
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)Однако в таком переходе не могут не участвовать и все остальные эколого-правовые институты, в противном случае мы получим дисбаланс, и эта цель не будет достигнута. Исходя из такой логики, представляется, что свой вклад в общую стратегию перехода на стандарты зеленой экономики должен внести и институт особоохраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Это обстоятельство часто подчеркивается в государственных докладах о состоянии окружающей среды. В частности, отмечается, что "для "зеленой" экономики характерно переосмысление, точнее, расширение, роли системы особо охраняемых природных территорий. Кроме присущих им основных природоохранных функций по сохранению биоразнообразия и экосистем, ООПТ должны превратиться в неотъемлемый элемент устойчивого развития регионов, а заповедники следует рассматривать как ценнейшие генетические банки. Поэтому на федеральном уровне значительно расширяется и укрепляется система особо охраняемых природных территорий" <4>. Ряд исследователей подчеркивает, что "переход к зеленой экономике в нашей стране будет регулироваться национальным проектом "Экология", каждое направление которого готовилось совместно с регионами РФ, а перечень мероприятий и объектов экологического управления согласовывался с учетом потребностей каждой территории и реального экологического эффекта" <5>. Несомненно, развитие ООПТ как эколого-правового института имеет множество аспектов, в том числе никак не связанных с экономическими задачами (например, особенности ведения научной работы в заповедниках). В связи с этим попытаемся выделить те направления развития ООПТ, которые имеют отношение к теме статьи:
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с данными, содержащимися в государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году", общая площадь охотничьих угодий составляет 1 503,2 млн га, что эквивалентно 88,0% площади Российской Федерации <1>. Огромные размеры территорий, занятых охотничьими угодьями, свидетельствуют об их ценности и стратегическом, экологическом, экономическом значении для государства.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с данными, содержащимися в государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году", общая площадь охотничьих угодий составляет 1 503,2 млн га, что эквивалентно 88,0% площади Российской Федерации <1>. Огромные размеры территорий, занятых охотничьими угодьями, свидетельствуют об их ценности и стратегическом, экологическом, экономическом значении для государства.
Статья: Координация в структуре органов государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)<21> См.: государственные доклады "О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации".
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)<21> См.: государственные доклады "О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году. М.: Минприроды России, 2023. 145 с.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году. М.: Минприроды России, 2023. 145 с.