Государственные закупки лекарственных препаратов
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные закупки лекарственных препаратов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140
(ред. от 30.04.2025)
"О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"
(вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения")VIII. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(ред. от 30.04.2025)
"О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"
(вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения")VIII. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)65.2. До 31 декабря 2025 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на тридцать процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы таких препаратов, изделий, материалов. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов или цена единицы таких препаратов, изделий, материалов при уменьшении предусмотренного контрактом количества таких препаратов, изделий, материалов должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)65.2. До 31 декабря 2025 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на тридцать процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы таких препаратов, изделий, материалов. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов или цена единицы таких препаратов, изделий, материалов при уменьшении предусмотренного контрактом количества таких препаратов, изделий, материалов должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов.
Готовое решение: Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ до 31 декабря 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2024)Сертификат СТ-1 подтверждает страну происхождения лекарств независимо от того, имеется ли в его графе N 5 запись "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд". Такой вывод можно сделать из Письма ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52337/24;
(КонсультантПлюс, 2024)Сертификат СТ-1 подтверждает страну происхождения лекарств независимо от того, имеется ли в его графе N 5 запись "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд". Такой вывод можно сделать из Письма ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52337/24;
Статья: Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами
(Чулакова О.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Итак, вопрос соотношения частных и публичных интересов (интересов компаний - производителей лекарственных препаратов и интересов населения) при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами путем заключения государственного (муниципального) контракта, может быть разрешен, во-первых, путем закрепления в законе требования к потенциальному поставщику о подтверждении отсутствия нарушений им прав третьих лиц с возможностью отклонения заявки участника, который такие нарушения допускает, а также определения в качестве предмета государственного (муниципального) контракта на закупку лекарственного препарата такого препарата без указания на его торговое наименование с возможностью последующей замены лекарственного препарата, являющегося взаимозаменяемым.
(Чулакова О.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Итак, вопрос соотношения частных и публичных интересов (интересов компаний - производителей лекарственных препаратов и интересов населения) при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами путем заключения государственного (муниципального) контракта, может быть разрешен, во-первых, путем закрепления в законе требования к потенциальному поставщику о подтверждении отсутствия нарушений им прав третьих лиц с возможностью отклонения заявки участника, который такие нарушения допускает, а также определения в качестве предмета государственного (муниципального) контракта на закупку лекарственного препарата такого препарата без указания на его торговое наименование с возможностью последующей замены лекарственного препарата, являющегося взаимозаменяемым.
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Экстемпоральными лекарственными препаратами называют изготовленные по заказу аптечными организациями или ИП лекарственные препараты для медицинского применения. Поскольку данные препараты не подлежат государственной регистрации, при их закупке следует учитывать ряд особенностей формирования объекта закупки, подготовки и проведения процедуры определения поставщика (п. 1 ч. 5 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств).
(КонсультантПлюс, 2025)Экстемпоральными лекарственными препаратами называют изготовленные по заказу аптечными организациями или ИП лекарственные препараты для медицинского применения. Поскольку данные препараты не подлежат государственной регистрации, при их закупке следует учитывать ряд особенностей формирования объекта закупки, подготовки и проведения процедуры определения поставщика (п. 1 ч. 5 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств).
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Для фармацевтических компаний важным механизмом реализации их продукции является поставка препаратов в государственные медицинские учреждения в рамках государственной закупки. В 2017 г. объем продаж фармацевтических препаратов в государственном сегменте российского фармацевтического рынка составил в денежном выражении 340 млрд руб., в натуральном - 0,88 млрд упаковок. При этом лидирующие позиции на рынке занимают зарубежные компании Sanofi, Novartis, Johnson & Johnson <1>.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Для фармацевтических компаний важным механизмом реализации их продукции является поставка препаратов в государственные медицинские учреждения в рамках государственной закупки. В 2017 г. объем продаж фармацевтических препаратов в государственном сегменте российского фармацевтического рынка составил в денежном выражении 340 млрд руб., в натуральном - 0,88 млрд упаковок. При этом лидирующие позиции на рынке занимают зарубежные компании Sanofi, Novartis, Johnson & Johnson <1>.
Статья: Контракт со встречными инвестиционными обязательствами
(Ковалькова Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)<5> Алешечкина Ю.А. Анализ использования офсетных контрактов в системе госзакупок лекарственных препаратов в России // Молодая фармация - потенциал будущего: итоги конкурсной программы научных работ XIII Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов с международным участием (г. Санкт-Петербург, 1 марта - 11 апреля 2023 г.): сборник научных статей / ред. В.А. Роденкова. СПб., 2023. С. 388 - 392; Пестова О.Ю. Развитие государственно-частного партнерства в уголовно-исполнительной системе: офсетный контракт // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории "Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты". 2022. N 27. С. 106 - 110; Ганеев А.М. Офсетные контракты как инструмент государственного управления в современных условиях // Экономические науки. 2022. N 216. С. 391 - 393.
(Ковалькова Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)<5> Алешечкина Ю.А. Анализ использования офсетных контрактов в системе госзакупок лекарственных препаратов в России // Молодая фармация - потенциал будущего: итоги конкурсной программы научных работ XIII Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов с международным участием (г. Санкт-Петербург, 1 марта - 11 апреля 2023 г.): сборник научных статей / ред. В.А. Роденкова. СПб., 2023. С. 388 - 392; Пестова О.Ю. Развитие государственно-частного партнерства в уголовно-исполнительной системе: офсетный контракт // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории "Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты". 2022. N 27. С. 106 - 110; Ганеев А.М. Офсетные контракты как инструмент государственного управления в современных условиях // Экономические науки. 2022. N 216. С. 391 - 393.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информация в отношении отдельных этапов обращения лекарственных средств, а также реализации государственных гарантий в части лекарственного обеспечения содержится в различных государственных информационных системах. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - ЕИС) предполагает сбор и хранение информации о лекарственном обеспечении граждан <492>. Одной из задач ЕИС является передача сведений о выданных рецептах на лекарственные средства из информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций, а также осуществление мониторинга и контроля закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе путем взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок. С целью достижения поставленных задач ЕИС содержит отдельную подсистему, объединяющую различные реестры лекарственных препаратов <493>. В частности, подсистема объединяет государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения; государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП; реестр выданных разрешений на проведение клинических исследований. Информация в отношении исследователей, осуществляющих клинические исследования лекарственных препаратов, содержится в другой подсистеме - Федеральном регистре медицинских работников. Программно-технические требования, предъявляемые к обеспечению функционирования ЕИС, предполагают, что технические средства должны располагаться на территории Российской Федерации, а также иметь сертификаты соответствия требованиям по безопасности информации, выданные Федеральной службой безопасности РФ и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. При этом никаких дополнительных требований в части хранения информации, представленной в указанных реестрах, не предусмотрено.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информация в отношении отдельных этапов обращения лекарственных средств, а также реализации государственных гарантий в части лекарственного обеспечения содержится в различных государственных информационных системах. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - ЕИС) предполагает сбор и хранение информации о лекарственном обеспечении граждан <492>. Одной из задач ЕИС является передача сведений о выданных рецептах на лекарственные средства из информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций, а также осуществление мониторинга и контроля закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе путем взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок. С целью достижения поставленных задач ЕИС содержит отдельную подсистему, объединяющую различные реестры лекарственных препаратов <493>. В частности, подсистема объединяет государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения; государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП; реестр выданных разрешений на проведение клинических исследований. Информация в отношении исследователей, осуществляющих клинические исследования лекарственных препаратов, содержится в другой подсистеме - Федеральном регистре медицинских работников. Программно-технические требования, предъявляемые к обеспечению функционирования ЕИС, предполагают, что технические средства должны располагаться на территории Российской Федерации, а также иметь сертификаты соответствия требованиям по безопасности информации, выданные Федеральной службой безопасности РФ и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. При этом никаких дополнительных требований в части хранения информации, представленной в указанных реестрах, не предусмотрено.