Государственные заимствования
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные заимствования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Загранкомандировка
(КонсультантПлюс, 2025)- 6,3 боливара за 1 доллар США - используется, в основном, при формировании государственного бюджета страны, расчетах по внешним заимствованиям и осуществлении особо важных государственных экспортно-импортных операций;
(КонсультантПлюс, 2025)- 6,3 боливара за 1 доллар США - используется, в основном, при формировании государственного бюджета страны, расчетах по внешним заимствованиям и осуществлении особо важных государственных экспортно-импортных операций;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование противодействия неправомерным заимствованиям в процедурах государственной научной аттестации
(Теймуров Э.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4
(Теймуров Э.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4
Вопрос: О государственном (муниципальном) финансовом контроле, формировании объема дефицита федерального бюджета, государственных внутренних заимствованиях и применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 23.05.2024 N 05-06-11/47396)Вопрос: О государственном (муниципальном) финансовом контроле, формировании объема дефицита федерального бюджета, государственных внутренних заимствованиях и применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 23.05.2024 N 05-06-11/47396)Вопрос: О государственном (муниципальном) финансовом контроле, формировании объема дефицита федерального бюджета, государственных внутренних заимствованиях и применении ККТ кредитными организациями.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования
(ред. от 31.07.2025)Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен запрет, во-первых, на передачу кредиторам государственного или муниципального имущества в зачет государственных внутренних заимствований России, государственных заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований и, во-вторых, на обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество. При этом указано, что комментируемым Законом могут быть предусмотрены исключения из данных запретов.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен запрет, во-первых, на передачу кредиторам государственного или муниципального имущества в зачет государственных внутренних заимствований России, государственных заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований и, во-вторых, на обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество. При этом указано, что комментируемым Законом могут быть предусмотрены исключения из данных запретов.
Статья: Финансовая политика государства: стратегические приоритеты и дальнейшее укрепление ее развития
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)На дефицитный характер бюджета в 2024 г. указало Министерство финансов РФ: дефицит за январь - ноябрь составил 389 млрд руб. Следует учесть, что при подготовке трехлетнего проекта государственного бюджета в период с 2024 по 2026 г. на данный характер бюджета также указывалось <3>. Баланс бюджета в данном периоде будет достигаться за счет средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ) в размере 1,3 трлн руб. и государственных заимствований России.
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)На дефицитный характер бюджета в 2024 г. указало Министерство финансов РФ: дефицит за январь - ноябрь составил 389 млрд руб. Следует учесть, что при подготовке трехлетнего проекта государственного бюджета в период с 2024 по 2026 г. на данный характер бюджета также указывалось <3>. Баланс бюджета в данном периоде будет достигаться за счет средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ) в размере 1,3 трлн руб. и государственных заимствований России.
Статья: Оценка нефинансовых активов в учреждениях высшего образования: теоретический и практический аспекты
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)15. Дружиловская Э.С. Совершенствование правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организациями государственного и негосударственного секторов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. N 11. С. 6 - 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-pravil-ucheta-v-stoimosti-aktivov-zatrat-po-zaimstvovaniyam-organizatsiyami-gosudarstvennogo-i-negosudarstvennogo.
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)15. Дружиловская Э.С. Совершенствование правил учета в стоимости активов затрат по заимствованиям организациями государственного и негосударственного секторов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. N 11. С. 6 - 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-pravil-ucheta-v-stoimosti-aktivov-zatrat-po-zaimstvovaniyam-organizatsiyami-gosudarstvennogo-i-negosudarstvennogo.
Статья: Ценные бумаги: налоговый учет переоценки валютных облигаций и купонного дохода по замещающим еврооблигациям РФ
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 5)Поскольку Указом N 677 предусмотрено, что условия размещения замещающих еврооблигаций аналогичны условиям замещаемых еврооблигаций, в том числе номинальная стоимость замещающих еврооблигаций выражена в иностранной валюте, на основании п. 5 ст. 103 БК РФ замещающие облигации относятся к государственным внешним заимствованиям.
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 5)Поскольку Указом N 677 предусмотрено, что условия размещения замещающих еврооблигаций аналогичны условиям замещаемых еврооблигаций, в том числе номинальная стоимость замещающих еврооблигаций выражена в иностранной валюте, на основании п. 5 ст. 103 БК РФ замещающие облигации относятся к государственным внешним заимствованиям.
Статья: Критический анализ подходов к бухгалтерскому учету государственной помощи
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 9, 10)<1> С одной стороны, методические особенности уже рассмотрены в работах [2 - 10]; с другой стороны, доходный подход, который внедрен в ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", заимствован из зарубежной практики. Отсюда научный интерес представляет то, как возник доходный подход в зарубежной практике и какие силы его пролоббировали.
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 9, 10)<1> С одной стороны, методические особенности уже рассмотрены в работах [2 - 10]; с другой стороны, доходный подход, который внедрен в ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", заимствован из зарубежной практики. Отсюда научный интерес представляет то, как возник доходный подход в зарубежной практике и какие силы его пролоббировали.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)136. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)136. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В проектах КРТ с низкой рентабельностью инфраструктурную нагрузку должно принимать на себя публично-правовое образование. Вместе с тем у публичного субъекта может не быть ресурсного обеспечения для создания инфраструктуры "здесь и сейчас". Возможным решением является применение механизмов ГЧП, одним из преимуществ которых является предоставление публично-правовому образованию отсрочки (рассрочки) платежей, позволяя таким образом государственному сектору "вырваться за рамки краткосрочных ограничений на инвестирование в общественную инфраструктуру, которые накладывают недостаточные налоговые сборы и ограничения, связанные с государственными заимствованиями", а также "инвестировать (или ускорять процесс) в инфраструктуру, что иначе было бы невозможно (или отложено на потом)". В связи с этим выбор делается между ГЧП и полным отсутствием инвестиций <1>. Однако выше автором отмечалось, что публичный субъект вправе задействовать механизмы ГЧП уже сейчас как при самостоятельной реализации проекта КРТ, так и в случае возложения на него обязанностей по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ. В связи с этим приведенные обстоятельства (отсутствие у публичного субъекта ресурсного обеспечения и необходимость предоставления ему отсрочки платежей) сами по себе не могут служить оправданием возложения на частного инвестора обязанностей по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ в низкорентабельных проектах, даже с возможностью применения последним механизмов ГЧП.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В проектах КРТ с низкой рентабельностью инфраструктурную нагрузку должно принимать на себя публично-правовое образование. Вместе с тем у публичного субъекта может не быть ресурсного обеспечения для создания инфраструктуры "здесь и сейчас". Возможным решением является применение механизмов ГЧП, одним из преимуществ которых является предоставление публично-правовому образованию отсрочки (рассрочки) платежей, позволяя таким образом государственному сектору "вырваться за рамки краткосрочных ограничений на инвестирование в общественную инфраструктуру, которые накладывают недостаточные налоговые сборы и ограничения, связанные с государственными заимствованиями", а также "инвестировать (или ускорять процесс) в инфраструктуру, что иначе было бы невозможно (или отложено на потом)". В связи с этим выбор делается между ГЧП и полным отсутствием инвестиций <1>. Однако выше автором отмечалось, что публичный субъект вправе задействовать механизмы ГЧП уже сейчас как при самостоятельной реализации проекта КРТ, так и в случае возложения на него обязанностей по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ. В связи с этим приведенные обстоятельства (отсутствие у публичного субъекта ресурсного обеспечения и необходимость предоставления ему отсрочки платежей) сами по себе не могут служить оправданием возложения на частного инвестора обязанностей по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ в низкорентабельных проектах, даже с возможностью применения последним механизмов ГЧП.
Статья: Зеленая экономика и право
(Бабаян (Палозян) О.А., Жмурко И.М.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Делаются выводы, которые могут быть использованы в правотворческой деятельности, а также в процессе осуществления финансовой политики органами государственной власти в части необходимости расширения правового регулирования и практики использования государственных заимствований в форме выпуска облигаций, при этом следует принимать во внимание особенности погашения государственных долговых обязательств в исследуемой сфере.
(Бабаян (Палозян) О.А., Жмурко И.М.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Делаются выводы, которые могут быть использованы в правотворческой деятельности, а также в процессе осуществления финансовой политики органами государственной власти в части необходимости расширения правового регулирования и практики использования государственных заимствований в форме выпуска облигаций, при этом следует принимать во внимание особенности погашения государственных долговых обязательств в исследуемой сфере.
Статья: Правовое регулирование полномочий государственных органов США по управлению государственным долгом
(Прокоплюк Ю.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Рассмотрим первую категорию. Публичный долг (рыночный долг) США составляет более 27 трлн долл. <1> и представляет собой государственные заимствования, кредиторами по которому выступают держатели государственных ценных бумаг - иностранные правительства, Федеральная резервная система США, правительства штатов, местные органы власти, американские банки и инвесторы, фонды, страховые компании и иные лица.
(Прокоплюк Ю.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Рассмотрим первую категорию. Публичный долг (рыночный долг) США составляет более 27 трлн долл. <1> и представляет собой государственные заимствования, кредиторами по которому выступают держатели государственных ценных бумаг - иностранные правительства, Федеральная резервная система США, правительства штатов, местные органы власти, американские банки и инвесторы, фонды, страховые компании и иные лица.