Государственные услуги в сфере обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные услуги в сфере обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Финансовые органы муниципальных образований
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что финансовые органы муниципальных образований... обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что финансовые органы муниципальных образований... обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить госаккредитацию образовательной деятельности и внести изменения в реестр аккредитованных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)6. Каковы основания для отказа в госуслуге по госаккредитации образовательной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)6. Каковы основания для отказа в госуслуге по госаккредитации образовательной деятельности
Нормативные акты
Приказ Рособрнадзора от 22.09.2022 N 1012
(ред. от 22.09.2022)
"Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2022 N 71299)Зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 2022 г. N 71299
(ред. от 22.09.2022)
"Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2022 N 71299)Зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 2022 г. N 71299
Приказ Рособрнадзора от 07.07.2023 N 1348
"Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74839)Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2023 г. N 74839
"Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74839)Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2023 г. N 74839
Статья: Современное понимание искусственного интеллекта: правовой аспект
(Карцхия А.А., Ивлиев Г.П.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Кроме того, разработка программного обеспечения нового поколения включает в себя инструменты и технологии, которые позволяют создавать современные конвейеры развертывания кода и автоматизировать генерацию, тестирование, рефакторинг и перевод кода. Это может повысить качество приложений и процессов разработки. В 2022 - 2023 годах наблюдался самый значительный рост инноваций в области прикладного искусственного интеллекта и машинного обучения, чему способствовал растущий интерес к генеративному искусственному интеллекту. Это, в свою очередь, послужило катализатором резкого роста инвестиций и инноваций, направленных на продвижение более мощных и эффективных вычислительных систем. Возросшие возможности ИИ повысили интерес, стимулировали инвестиции и инновации в технологиях ИИ, что открывает новую эру квантовых технологий, робототехники и автоматизации, расширяет перспективы биоинженерии и космических технологий (включая спутниковые системы, ракеты-носители и технологии жизнеобеспечения, которые позволяют осуществлять инновационные космические операции и предоставлять космические услуги). Более зрелые современные технологии, такие как облачные и периферийные вычисления (сервисы), расширенные возможности подключения, способствуют внедрению других новых технологий. Большие базовые модели, обеспечивающие генеративный ИИ, подобные LLM, интегрируются в различные корпоративные программные инструменты, включая применение ориентированных на клиентов чат-ботов, создание рекламных кампаний, ускорение поиска лекарств и многое другое. Процесс масштабирования внедрения технологий ИИ требует создания благоприятной экосистемы, в которой решающее значение играют доверие и подготовленность пользователей, экономическая модель бизнеса, нормативно-правовая база и наличие квалифицированных кадров. Эти экосистемные факторы варьируются в зависимости от географии (европейские страны, латиноамериканский регион, США, КНР, Индия и др.) и отрасли (банковско-финансовая деятельность, производственные секторы экономики, госуслуги и образование и др.). Технологии ИИ играют значительную роль в развитии использования возобновляемых источников энергии с охватом всей цепочки производства, хранения и распределения энергии. Технологии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) включают в себя такие виды, как солнечная и ветровая энергия; экологически чистые источники энергии (ядерная энергия и водород), экологичные виды топлива и биоэнергия; а также решения для хранения и распределения энергии - аккумуляторные системы длительного хранения и интеллектуальные сети <10>.
(Карцхия А.А., Ивлиев Г.П.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Кроме того, разработка программного обеспечения нового поколения включает в себя инструменты и технологии, которые позволяют создавать современные конвейеры развертывания кода и автоматизировать генерацию, тестирование, рефакторинг и перевод кода. Это может повысить качество приложений и процессов разработки. В 2022 - 2023 годах наблюдался самый значительный рост инноваций в области прикладного искусственного интеллекта и машинного обучения, чему способствовал растущий интерес к генеративному искусственному интеллекту. Это, в свою очередь, послужило катализатором резкого роста инвестиций и инноваций, направленных на продвижение более мощных и эффективных вычислительных систем. Возросшие возможности ИИ повысили интерес, стимулировали инвестиции и инновации в технологиях ИИ, что открывает новую эру квантовых технологий, робототехники и автоматизации, расширяет перспективы биоинженерии и космических технологий (включая спутниковые системы, ракеты-носители и технологии жизнеобеспечения, которые позволяют осуществлять инновационные космические операции и предоставлять космические услуги). Более зрелые современные технологии, такие как облачные и периферийные вычисления (сервисы), расширенные возможности подключения, способствуют внедрению других новых технологий. Большие базовые модели, обеспечивающие генеративный ИИ, подобные LLM, интегрируются в различные корпоративные программные инструменты, включая применение ориентированных на клиентов чат-ботов, создание рекламных кампаний, ускорение поиска лекарств и многое другое. Процесс масштабирования внедрения технологий ИИ требует создания благоприятной экосистемы, в которой решающее значение играют доверие и подготовленность пользователей, экономическая модель бизнеса, нормативно-правовая база и наличие квалифицированных кадров. Эти экосистемные факторы варьируются в зависимости от географии (европейские страны, латиноамериканский регион, США, КНР, Индия и др.) и отрасли (банковско-финансовая деятельность, производственные секторы экономики, госуслуги и образование и др.). Технологии ИИ играют значительную роль в развитии использования возобновляемых источников энергии с охватом всей цепочки производства, хранения и распределения энергии. Технологии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) включают в себя такие виды, как солнечная и ветровая энергия; экологически чистые источники энергии (ядерная энергия и водород), экологичные виды топлива и биоэнергия; а также решения для хранения и распределения энергии - аккумуляторные системы длительного хранения и интеллектуальные сети <10>.
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В семейный детский сад принимаются дети, зарегистрированные в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования между ГОУ и родителями (законными представителями) (п. 1.5 Стандарта).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В семейный детский сад принимаются дети, зарегистрированные в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования между ГОУ и родителями (законными представителями) (п. 1.5 Стандарта).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<2> См.: План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 299-р; План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 982-р; Мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р; План подготовки нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 мая 2010 г. N 768-р // СПС "КонсультантПлюс".
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<2> См.: План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 299-р; План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 982-р; Мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р; План подготовки нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 мая 2010 г. N 768-р // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Устранение несоответствий в персонифицированных сведениях
(Приходько Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 5)Поэтому документы об иностранном образовании и квалификации должны быть легализованы и переведены на русский язык, а само образование - признано в нашей стране (п. 13 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 15 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утв. Приказом Рособрнадзора от 26.07.2023 N 1443).
(Приходько Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 5)Поэтому документы об иностранном образовании и квалификации должны быть легализованы и переведены на русский язык, а само образование - признано в нашей стране (п. 13 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 15 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утв. Приказом Рособрнадзора от 26.07.2023 N 1443).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Если формально практическая подготовка - это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы, то логично предположить необходимость лицензирования мест организации практической подготовки, так как сама по себе образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии со ст. 91 Закона об образовании, п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 <2>, Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утв. Приказом Рособрнадзора от 27.09.2022 N 1029 (ред. от 27.09.2022) <3>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Если формально практическая подготовка - это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы, то логично предположить необходимость лицензирования мест организации практической подготовки, так как сама по себе образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии со ст. 91 Закона об образовании, п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 <2>, Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утв. Приказом Рособрнадзора от 27.09.2022 N 1029 (ред. от 27.09.2022) <3>.
Ситуация: Каков порядок получения социальной стипендии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для студентов, получивших государственную социальную помощь, для получения социальной стипендии потребуется документ, подтверждающий назначение такой помощи. В Москве таким документом является справка (информация) о назначении (предоставлении) государственной социальной помощи. Для ее получения необходимо подать запрос (заявление) через Портал госуслуг г. Москвы. Справка (информация) готовится исключительно в электронном виде. Ее представление не требуется от студентов, обучающихся по очной форме обучения в подведомственных органам исполнительной власти г. Москвы образовательных организациях, которые реализуют образовательные программы среднего профессионального образования и сведения о которых содержатся в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (ч. 5 ст. 36 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1.3, 1.5, 1.8, 2.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.12.2016 N 946-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для студентов, получивших государственную социальную помощь, для получения социальной стипендии потребуется документ, подтверждающий назначение такой помощи. В Москве таким документом является справка (информация) о назначении (предоставлении) государственной социальной помощи. Для ее получения необходимо подать запрос (заявление) через Портал госуслуг г. Москвы. Справка (информация) готовится исключительно в электронном виде. Ее представление не требуется от студентов, обучающихся по очной форме обучения в подведомственных органам исполнительной власти г. Москвы образовательных организациях, которые реализуют образовательные программы среднего профессионального образования и сведения о которых содержатся в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (ч. 5 ст. 36 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1.3, 1.5, 1.8, 2.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.12.2016 N 946-ПП).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в Новой Зеландии действует Интегрированная инфраструктура данных (Integrated Data Infrastructure, IDI) [1163]. Данная инфраструктура представляет собой набор данных по всему населению Новой Зеландии, используя который можно провести анализ всех жителей по различным секторам государственного управления (здравоохранение, социальные услуги, образование и т.д.). Данные инфраструктуры можно использовать для различных исследований, но только в следующих целях: описательных, аналитических, методологических, оценочных [1164].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в Новой Зеландии действует Интегрированная инфраструктура данных (Integrated Data Infrastructure, IDI) [1163]. Данная инфраструктура представляет собой набор данных по всему населению Новой Зеландии, используя который можно провести анализ всех жителей по различным секторам государственного управления (здравоохранение, социальные услуги, образование и т.д.). Данные инфраструктуры можно использовать для различных исследований, но только в следующих целях: описательных, аналитических, методологических, оценочных [1164].
Вопрос: Об оплате госпошлины для оказания госуслуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям Федеральных авиационных правил.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
Статья: Правовая природа генеративных нейросетей через призму права интеллектуальной собственности
(Вяткина В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В мировой практике обозначены три противоположных подхода к регулированию отношений, связанных с использованием генеративных нейросетей, а именно: "мягкое", "твердое" и "нейтральное" регулирование. Первое из них (принято в Великобритании <8>, США <9>) сводится к тому, что излишние ограничения препятствуют инновационному развитию экономики. Соответственно, акты таких стран носят рекомендательный характер и являются сводом принципов, но не имеют силы закона. "Твердое" регулирование (Европейский союз) направлено на всесторонний и полномасштабный контроль над деятельностью ИИ. В принятом в 2024 году Законе ЕС об искусственном интеллекте <10> выработана классификация его систем в зависимости от степени риска, согласно которой они подразделяются на системы с неприемлемым риском, представляющие угрозу для жизни, безопасности и прав людей (такие системы находятся под запретом); с высоким риском в сферах правоприменения, государственных услуг, образования и т.д. (являются предметом строгих ограничений и контроля); остальные системы, которые не включены в предмет регулирования. Нейтральное регулирование (Китай <11>) обеспечивает баланс между интересами безопасности и интересами развития экономического потенциала, содействуя технологическим разработкам с целесообразным уровнем контроля. Данный баланс достигается за счет того, что в Китае регламентации подлежат только те правоотношения с использованием генеративного ИИ, которые адресованы на предоставление услуг населению. Тем не менее для иностранных разработчиков имеются определенные барьеры для выхода на рынок, а именно: необходимость получения разрешения на использование моделей ИИ, невозможность использования данных из источников, внесенных в черный список и пр.
(Вяткина В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В мировой практике обозначены три противоположных подхода к регулированию отношений, связанных с использованием генеративных нейросетей, а именно: "мягкое", "твердое" и "нейтральное" регулирование. Первое из них (принято в Великобритании <8>, США <9>) сводится к тому, что излишние ограничения препятствуют инновационному развитию экономики. Соответственно, акты таких стран носят рекомендательный характер и являются сводом принципов, но не имеют силы закона. "Твердое" регулирование (Европейский союз) направлено на всесторонний и полномасштабный контроль над деятельностью ИИ. В принятом в 2024 году Законе ЕС об искусственном интеллекте <10> выработана классификация его систем в зависимости от степени риска, согласно которой они подразделяются на системы с неприемлемым риском, представляющие угрозу для жизни, безопасности и прав людей (такие системы находятся под запретом); с высоким риском в сферах правоприменения, государственных услуг, образования и т.д. (являются предметом строгих ограничений и контроля); остальные системы, которые не включены в предмет регулирования. Нейтральное регулирование (Китай <11>) обеспечивает баланс между интересами безопасности и интересами развития экономического потенциала, содействуя технологическим разработкам с целесообразным уровнем контроля. Данный баланс достигается за счет того, что в Китае регламентации подлежат только те правоотношения с использованием генеративного ИИ, которые адресованы на предоставление услуг населению. Тем не менее для иностранных разработчиков имеются определенные барьеры для выхода на рынок, а именно: необходимость получения разрешения на использование моделей ИИ, невозможность использования данных из источников, внесенных в черный список и пр.
Вопрос: О расторжении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, при нарушении требований о лицензировании образовательной деятельности.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-11-10/6393)Вопрос: О расторжении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, при нарушении требований о лицензировании образовательной деятельности.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-11-10/6393)Вопрос: О расторжении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, при нарушении требований о лицензировании образовательной деятельности.