Государственные гарантии по кредитам
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные гарантии по кредитам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Градообразующее предприятие
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями на цели, устанавливаемые Правительством РФ в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (пп. "а", "в" п. 2 Правил отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2022 г. мер государственной поддержки, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 N 651).
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями на цели, устанавливаемые Правительством РФ в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (пп. "а", "в" п. 2 Правил отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2022 г. мер государственной поддержки, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 N 651).
Статья: Место государственных гарантий и страхования в стимулировании инвестиционной деятельности
(Анисимов Н.И.)
("Юрист", 2025, N 3)Государственные гарантии Российской Федерации выдаются по правилам бюджетного законодательства, а также в соответствии с условиями специальных подзаконных нормативных правовых актов, к которым можно отнести, например, Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2010 г. N 1016 <5> в отношении возможности выдачи государственных гарантий под кредиты и облигационные займы, привлекаемые под реализацию инвестиционных проектов, а также Постановление Правительства РФ от 8 августа 2022 г. N 1395 <6> в отношении кредитов и облигационных займов для целей реализации на территории Российской Федерации инфраструктурных проектов (в том числе в рамках своей основной производственной деятельности). В свою очередь, государственные гарантии субъектов РФ по инвестиционным проектам предоставляются на конкурсной основе по решению органа государственной власти субъекта РФ <7>.
(Анисимов Н.И.)
("Юрист", 2025, N 3)Государственные гарантии Российской Федерации выдаются по правилам бюджетного законодательства, а также в соответствии с условиями специальных подзаконных нормативных правовых актов, к которым можно отнести, например, Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2010 г. N 1016 <5> в отношении возможности выдачи государственных гарантий под кредиты и облигационные займы, привлекаемые под реализацию инвестиционных проектов, а также Постановление Правительства РФ от 8 августа 2022 г. N 1395 <6> в отношении кредитов и облигационных займов для целей реализации на территории Российской Федерации инфраструктурных проектов (в том числе в рамках своей основной производственной деятельности). В свою очередь, государственные гарантии субъектов РФ по инвестиционным проектам предоставляются на конкурсной основе по решению органа государственной власти субъекта РФ <7>.
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации" зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. Таким образом, такая зона всегда представляет собой часть территории субъекта РФ, это может быть одно муниципальное образование или несколько муниципальных образований на территории субъекта РФ, при этом они могут не быть связаны общими административно-территориальными границами. Для их развития ст. 13 указанного Закона предусмотрены такие меры государственной поддержки как предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и т.д.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации" зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. Таким образом, такая зона всегда представляет собой часть территории субъекта РФ, это может быть одно муниципальное образование или несколько муниципальных образований на территории субъекта РФ, при этом они могут не быть связаны общими административно-территориальными границами. Для их развития ст. 13 указанного Закона предусмотрены такие меры государственной поддержки как предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и т.д.
Статья: Кредитный рынок: основные направления развития в России
(Тархова К.И.)
("Юрист", 2022, N 10)В рамках указанного направления развития кредитного рынка в России представляется необходимым изменить финансовое законодательство в части упрощения процедуры получения заемных средств субъектами малого и среднего предпринимательства, что при должном уровне проработанности может повлечь снижение операционных расходов кредитных организаций и постепенное понижение ставок по кредитам. Государству необходимо обеспечить должные гарантии для участников таких кредитных сделок, ведь с точки зрения кредитных организаций малый и средний бизнес в России - клиент с высокими рисками. Такими гарантиями могут служить государственные гарантии по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства <5>. Разработка и реализация свежих, актуальных государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства способны удовлетворить потребность кредитных организаций в снижении рисков в отношениях, возникающих из кредитных сделок, с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, что обеспечит необходимую степень доступности заемных средств для малого и среднего бизнеса, позволит российскому малому и среднему бизнесу осуществлять свою деятельность эффективно, направить усилия на укрепление своих позиций и дальнейшее развитие. Подобная положительная тенденция будет способствовать укреплению экономического потенциала Российского государства в целом.
(Тархова К.И.)
("Юрист", 2022, N 10)В рамках указанного направления развития кредитного рынка в России представляется необходимым изменить финансовое законодательство в части упрощения процедуры получения заемных средств субъектами малого и среднего предпринимательства, что при должном уровне проработанности может повлечь снижение операционных расходов кредитных организаций и постепенное понижение ставок по кредитам. Государству необходимо обеспечить должные гарантии для участников таких кредитных сделок, ведь с точки зрения кредитных организаций малый и средний бизнес в России - клиент с высокими рисками. Такими гарантиями могут служить государственные гарантии по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства <5>. Разработка и реализация свежих, актуальных государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства способны удовлетворить потребность кредитных организаций в снижении рисков в отношениях, возникающих из кредитных сделок, с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, что обеспечит необходимую степень доступности заемных средств для малого и среднего бизнеса, позволит российскому малому и среднему бизнесу осуществлять свою деятельность эффективно, направить усилия на укрепление своих позиций и дальнейшее развитие. Подобная положительная тенденция будет способствовать укреплению экономического потенциала Российского государства в целом.
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В 2020 г. комплекс мер поддержки для СОО включал возможности получения банковских кредитов на пополнение оборотных средств по льготной ставке, выделение субсидий для поддержания производства и реализации продукции, предоставление государственных гарантий по кредитам, рассрочки или отсрочки по налогам и авансовым платежам по ним <8>, введение мораториев на проверки и банкротство.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В 2020 г. комплекс мер поддержки для СОО включал возможности получения банковских кредитов на пополнение оборотных средств по льготной ставке, выделение субсидий для поддержания производства и реализации продукции, предоставление государственных гарантий по кредитам, рассрочки или отсрочки по налогам и авансовым платежам по ним <8>, введение мораториев на проверки и банкротство.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Современный экономический оборот предполагает достаточно активное участие в нем не только юридических и физических лиц, но и публично-правовых образований, т.е. Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Данное участие обусловлено прежде всего необходимостью решения тех социально значимых задач, которые законодательно возложены на указанные образования. Речь идет об инфраструктурном развитии той или иной территории, улучшении качества жизни ее населения, обеспечении эффективной рыночной конкуренции и стимулировании предпринимательской активности. Юридической предпосылкой участия публично-правовых образований в экономических отношениях являются различные нормы отраслевого законодательства, предоставляющие подобную возможность и устанавливающие формы такого участия. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут являться участниками регулируемых гражданским законодательством отношений. Статьи 7 - 9 Бюджетного кодекса РФ к числу бюджетных полномочий публично-правовых образований относят в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего публично-правового образования, его утверждение и исполнение, установление и исполнение расходных обязательств бюджета, порядка формирования его доходной части, предоставление межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий. В качестве моделей участия публично-правовых образований в имущественных отношениях указываются, во-первых, их выступление в обороте посредством соответствующих органов государственной власти, действующих в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых, это возможно через создание и деятельность государственных (муниципальных) юридических лиц (унитарных предприятий, учреждений). Третьей моделью называется модель представительства, когда обязательства у публично-правовых образований возникают в силу гражданско-правового представительства их интересов различными субъектами <1>. При этом публично-правовые образования одновременно являются носителями властных полномочий, обладают компетенцией по определению правового режима хозяйственной деятельности, что может вызывать у них стремление к созданию для себя более комфортных условий осуществления указанной деятельности. По справедливому мнению исследователей, реализуя свои полномочия в нормотворческой и правоприменительной деятельности органы публичной власти определяют правила игры на рынке для его участников, что способно привести к возникновению конкурентных преимуществ для одних хозяйствующих субъектов и к негативным последствиям для других <2>. Ограничение конкуренции, в свою очередь, приводит к сдерживанию инновационного развития, снижению эффективности производства и технологий, росту бюджетных расходов, зависимости от импортируемых товаров, от чего в итоге страдают конечные потребители <3>. С другой стороны, осуществление антимонопольного контроля не должно приводить к созданию необоснованных препятствий для реализации публично-правовыми образованиями предоставленных им законодательством прав и выполнения возложенных на них функций.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Современный экономический оборот предполагает достаточно активное участие в нем не только юридических и физических лиц, но и публично-правовых образований, т.е. Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Данное участие обусловлено прежде всего необходимостью решения тех социально значимых задач, которые законодательно возложены на указанные образования. Речь идет об инфраструктурном развитии той или иной территории, улучшении качества жизни ее населения, обеспечении эффективной рыночной конкуренции и стимулировании предпринимательской активности. Юридической предпосылкой участия публично-правовых образований в экономических отношениях являются различные нормы отраслевого законодательства, предоставляющие подобную возможность и устанавливающие формы такого участия. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут являться участниками регулируемых гражданским законодательством отношений. Статьи 7 - 9 Бюджетного кодекса РФ к числу бюджетных полномочий публично-правовых образований относят в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего публично-правового образования, его утверждение и исполнение, установление и исполнение расходных обязательств бюджета, порядка формирования его доходной части, предоставление межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий. В качестве моделей участия публично-правовых образований в имущественных отношениях указываются, во-первых, их выступление в обороте посредством соответствующих органов государственной власти, действующих в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых, это возможно через создание и деятельность государственных (муниципальных) юридических лиц (унитарных предприятий, учреждений). Третьей моделью называется модель представительства, когда обязательства у публично-правовых образований возникают в силу гражданско-правового представительства их интересов различными субъектами <1>. При этом публично-правовые образования одновременно являются носителями властных полномочий, обладают компетенцией по определению правового режима хозяйственной деятельности, что может вызывать у них стремление к созданию для себя более комфортных условий осуществления указанной деятельности. По справедливому мнению исследователей, реализуя свои полномочия в нормотворческой и правоприменительной деятельности органы публичной власти определяют правила игры на рынке для его участников, что способно привести к возникновению конкурентных преимуществ для одних хозяйствующих субъектов и к негативным последствиям для других <2>. Ограничение конкуренции, в свою очередь, приводит к сдерживанию инновационного развития, снижению эффективности производства и технологий, росту бюджетных расходов, зависимости от импортируемых товаров, от чего в итоге страдают конечные потребители <3>. С другой стороны, осуществление антимонопольного контроля не должно приводить к созданию необоснованных препятствий для реализации публично-правовыми образованиями предоставленных им законодательством прав и выполнения возложенных на них функций.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Дополнительно обращаем внимание на разработанный АО "ЭКСАР" договор импортного страхования, обеспеченный государственной гарантией Российской Федерации. Кредиты, выданные на импорт, обеспеченные таким страховым договором, будут учитываться при расчете обязательных нормативов банками с пониженным риск-весом 20%.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Дополнительно обращаем внимание на разработанный АО "ЭКСАР" договор импортного страхования, обеспеченный государственной гарантией Российской Федерации. Кредиты, выданные на импорт, обеспеченные таким страховым договором, будут учитываться при расчете обязательных нормативов банками с пониженным риск-весом 20%.
Статья: Надбавки к коэффициентам риска (Указание Банка России от 16.12.2024 N 6960-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Требования, номинированные и фондированные в рублях, при наличии договора страхования экспортных кредитов и инвестиций (договора страхования импортных кредитов), обеспеченного номинированной в рублях государственной гарантией Российской Федерации (или выплата по которой предусмотрена в рублях), предоставляемой по обязательствам АО "ЭКСАР", выданной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (код 8925 в приложении 1 к Инструкции N 199-И), исключаются из расчета итогового результата применения надбавок к коэффициентам риска. Следовательно, к указанным требованиям надбавки к коэффициентам риска, установленные в отношении требований, отраженных по коду 8002.i Перечня в приложении 7, не применяются.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Требования, номинированные и фондированные в рублях, при наличии договора страхования экспортных кредитов и инвестиций (договора страхования импортных кредитов), обеспеченного номинированной в рублях государственной гарантией Российской Федерации (или выплата по которой предусмотрена в рублях), предоставляемой по обязательствам АО "ЭКСАР", выданной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (код 8925 в приложении 1 к Инструкции N 199-И), исключаются из расчета итогового результата применения надбавок к коэффициентам риска. Следовательно, к указанным требованиям надбавки к коэффициентам риска, установленные в отношении требований, отраженных по коду 8002.i Перечня в приложении 7, не применяются.