Государственной молодежной политики РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственной молодежной политики РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемах использования специальных познаний экспертов и специалистов по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности
(Арестова Е.Н.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<*> Статья подготовлена в рамках выполнения проекта N FSSW-2023-0002 "Формирование общероссийской гражданской идентичности молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики Российской Федерации и совершенствование механизмов обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов в молодежной среде", финансируемого за счет средств государственного задания Минобрнауки России.
(Арестова Е.Н.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<*> Статья подготовлена в рамках выполнения проекта N FSSW-2023-0002 "Формирование общероссийской гражданской идентичности молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики Российской Федерации и совершенствование механизмов обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов в молодежной среде", финансируемого за счет средств государственного задания Минобрнауки России.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"30 декабря 2020 года N 489-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"30 декабря 2020 года N 489-ФЗ
Статья: Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства
(Варлен М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Как видится, фундаментом научно-образовательного пространства и суверенности государства является воспитание. Приоритетность воспитания патриотов своей страны подчеркивается и в государственной программе "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Среди приоритетных направлений государственной национальной политики российского государства обозначается развитие системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения <14>. Как известно, патриотическое воспитание - целенаправленная, систематическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и семьи по формированию у человека высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. "Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму" <15>. Патриотическое воспитание молодежи, а именно молодых граждан страны, - актуальная задача как государства, так и общества. Здесь важно нащупать новые воспитательные приемы и способы, изучая современные ценностные установки и приоритеты молодежи, пользуясь современными средствами информирования.
(Варлен М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Как видится, фундаментом научно-образовательного пространства и суверенности государства является воспитание. Приоритетность воспитания патриотов своей страны подчеркивается и в государственной программе "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Среди приоритетных направлений государственной национальной политики российского государства обозначается развитие системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения <14>. Как известно, патриотическое воспитание - целенаправленная, систематическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и семьи по формированию у человека высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. "Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму" <15>. Патриотическое воспитание молодежи, а именно молодых граждан страны, - актуальная задача как государства, так и общества. Здесь важно нащупать новые воспитательные приемы и способы, изучая современные ценностные установки и приоритеты молодежи, пользуясь современными средствами информирования.
Статья: Конституционно-правовые основы участия молодежи в принятии и исполнении государственных решений
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" <5> также отнесло к молодым людям граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" <5> также отнесло к молодым людям граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.
Статья: К вопросу о необходимости формирования конституционно-правового мировоззрения современной молодежи
(Рыбакова О.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Важным дополнением Конституции РФ стало конституционное закрепление молодежной политики, отнесенной к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72), где также находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Включение молодежной политики в статус конституционно охраняемых ценностей свидетельствует о важности задач по ее реализации, которые должны обеспечиваться на всех уровнях в направлении воспитания молодежи с целью ее дальнейшей подготовки к участию в государственной и общественной жизни. Закономерным развитием конституционной поправки стало принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" <6>, актуализировавшего положения действующих Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года <7>, обозначив приоритетные задачи воспитания и формирования мировоззрения молодежи, среди которых: "воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации; поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в сети Интернет, в средствах массовой информации, произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи", и др. Подобную формулировку содержит Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" <8>, где также одними из основных целей движения детей и молодежи определяются "формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры", а также "развитие у них (детей и молодежи. - О.Р.) общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству... правовой культуры, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями" (п. 4 ч. 1 ст. 2).
(Рыбакова О.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Важным дополнением Конституции РФ стало конституционное закрепление молодежной политики, отнесенной к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72), где также находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Включение молодежной политики в статус конституционно охраняемых ценностей свидетельствует о важности задач по ее реализации, которые должны обеспечиваться на всех уровнях в направлении воспитания молодежи с целью ее дальнейшей подготовки к участию в государственной и общественной жизни. Закономерным развитием конституционной поправки стало принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" <6>, актуализировавшего положения действующих Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года <7>, обозначив приоритетные задачи воспитания и формирования мировоззрения молодежи, среди которых: "воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации; поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в сети Интернет, в средствах массовой информации, произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи", и др. Подобную формулировку содержит Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" <8>, где также одними из основных целей движения детей и молодежи определяются "формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры", а также "развитие у них (детей и молодежи. - О.Р.) общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству... правовой культуры, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями" (п. 4 ч. 1 ст. 2).
Статья: "Общественное здоровье" в теоретико-правовом аспекте
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" государственная молодежная политика России направлена на содействие социальному, культурному, духовному, физическому развитию молодежи. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) обеспечивает механизмы защиты его здоровья, а также нравственное и духовное развитие, определяя компетенцию органов публичной власти в целях содействия физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию навыков здорового образа жизни. Федеральный закон N 124-ФЗ и Семейный кодекс РФ возлагают на родителей обязанность в названных сферах. Анализ норм Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 400) показывает расширение направлений обеспечения национальной безопасности. В 2015 г. это касалось развития здравоохранения и укрепления здоровья населения, а в 2021 г. - сбережения морального и физического здоровья населения России и развития человеческого потенциала. Так, целями государственной политики в сфере сбережения народов России и развития человеческого потенциала "...являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина". В п. 28 Указа N 400 отмечается: "Народ является носителем суверенитета Российской Федерации и ее главным достоянием. Российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны". Среди угроз названы ущерб нравственному здоровью человека, утрата духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Для предупреждения этих угроз необходима защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" государственная молодежная политика России направлена на содействие социальному, культурному, духовному, физическому развитию молодежи. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) обеспечивает механизмы защиты его здоровья, а также нравственное и духовное развитие, определяя компетенцию органов публичной власти в целях содействия физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию навыков здорового образа жизни. Федеральный закон N 124-ФЗ и Семейный кодекс РФ возлагают на родителей обязанность в названных сферах. Анализ норм Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 400) показывает расширение направлений обеспечения национальной безопасности. В 2015 г. это касалось развития здравоохранения и укрепления здоровья населения, а в 2021 г. - сбережения морального и физического здоровья населения России и развития человеческого потенциала. Так, целями государственной политики в сфере сбережения народов России и развития человеческого потенциала "...являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина". В п. 28 Указа N 400 отмечается: "Народ является носителем суверенитета Российской Федерации и ее главным достоянием. Российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны". Среди угроз названы ущерб нравственному здоровью человека, утрата духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Для предупреждения этих угроз необходима защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Статья: Информационно-мировоззренческая безопасность в области образования как фактор безопасного социально-экономического развития
(Душакова Л.А., Шмалий О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)<7> Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.12.2014.
(Душакова Л.А., Шмалий О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)<7> Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.12.2014.
Статья: Понятие и основные признаки молодежного предпринимательства (часть 1)
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Основными нормативными правовыми актами в сфере молодежной политики и молодежного предпринимательства в Российской Федерации являются Гражданский кодекс РФ, который регламентирует осуществление предпринимательской деятельности в целом, Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", в котором закреплены основные направления реализации государственной молодежной политики; распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", которое дает определение молодежного предпринимательства; распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года", содержащее основные доктринальные положения государственной поддержки молодежного предпринимательства, а также дорожную карту; Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", регламентирующий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, категории субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Основными нормативными правовыми актами в сфере молодежной политики и молодежного предпринимательства в Российской Федерации являются Гражданский кодекс РФ, который регламентирует осуществление предпринимательской деятельности в целом, Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", в котором закреплены основные направления реализации государственной молодежной политики; распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", которое дает определение молодежного предпринимательства; распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года", содержащее основные доктринальные положения государственной поддержки молодежного предпринимательства, а также дорожную карту; Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", регламентирующий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, категории субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.
Статья: Стратегическое планирование в области государственной молодежной политики
(Попкова Т.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В статье проводится анализ стратегического планирования в сфере государственной молодежной политики Российской Федерации. Основное внимание уделяется изучению ключевых документов, программ и стратегий, разработанных с целью формирования условий для всестороннего развития молодежи, а также повышения ее социальной активности и участия в жизни общества. Автор рассматривает механизмы планирования реализации стратегических целей и задач, определенных в рамках государственной молодежной политики, предлагает пути оптимизации существующих подходов к стратегическому планированию в данной области.
(Попкова Т.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В статье проводится анализ стратегического планирования в сфере государственной молодежной политики Российской Федерации. Основное внимание уделяется изучению ключевых документов, программ и стратегий, разработанных с целью формирования условий для всестороннего развития молодежи, а также повышения ее социальной активности и участия в жизни общества. Автор рассматривает механизмы планирования реализации стратегических целей и задач, определенных в рамках государственной молодежной политики, предлагает пути оптимизации существующих подходов к стратегическому планированию в данной области.
Статья: Административно-правовые гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как инструмент управления персоналом
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ранее, в рамках реализации Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р <10>, с целью поддержки и развития талантливой молодежи РФ была создана Ассоциация молодежных правительств России, письмом ФСИН России от 24 июля 2019 г. N исх-7-54911 начальники образовательных организаций были проинформированы о запуске совместного с Федеральным агентством по делам молодежи Всероссийского проекта "Proкадры", в котором содержатся просьбы: 1) о рассмотрении данной информации в кратчайшие сроки, 2) об оказании всестороннего содействия и помощи молодым специалистам УИС, изъявившим желание участвовать в проекте, 3) проинформировать управление кадров ФСИН России о проведенной работе в течение месяца.
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ранее, в рамках реализации Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р <10>, с целью поддержки и развития талантливой молодежи РФ была создана Ассоциация молодежных правительств России, письмом ФСИН России от 24 июля 2019 г. N исх-7-54911 начальники образовательных организаций были проинформированы о запуске совместного с Федеральным агентством по делам молодежи Всероссийского проекта "Proкадры", в котором содержатся просьбы: 1) о рассмотрении данной информации в кратчайшие сроки, 2) об оказании всестороннего содействия и помощи молодым специалистам УИС, изъявившим желание участвовать в проекте, 3) проинформировать управление кадров ФСИН России о проведенной работе в течение месяца.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - лица до 35 и более лет, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающие за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - лица до 35 и более лет, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающие за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
Статья: О формах правового участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной семейной и молодежной политики: на примере Саратовской области
(Саенко Л.В., Мичурина Е.С.)
("Гражданское право", 2022, N 6)Будущее поколение служит своего рода определяющим вектором для деятельности государства. Российская Федерация уделяет значительное внимание организации работы с подрастающим поколением. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации <1> особо подчеркивается необходимость поддержки деятельности молодежных общественных объединений и организаций, данный документ направлен на реализацию социальных инициатив молодежи.
(Саенко Л.В., Мичурина Е.С.)
("Гражданское право", 2022, N 6)Будущее поколение служит своего рода определяющим вектором для деятельности государства. Российская Федерация уделяет значительное внимание организации работы с подрастающим поколением. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации <1> особо подчеркивается необходимость поддержки деятельности молодежных общественных объединений и организаций, данный документ направлен на реализацию социальных инициатив молодежи.