Государственная служба и предпринимательская деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная служба и предпринимательская деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы квалификации незаконного участия в предпринимательской деятельности
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 9)Отсутствие прямого запрета на участие чиновника в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лишает, казалось бы, содержания и второй признак объективной стороны предусмотренного ст. 289 УК деяния, не давая оснований поддержать обвинение лица "в том, что, занимая должность, относящуюся к группе главных государственных должностей федеральной государственной службы, учредил организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, участвовал в управлении такими организациями через доверенное лицо вопреки установленному законом запрету, предоставляя таким организациям преимущества, а также покровительство в иной форме" <11>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 9)Отсутствие прямого запрета на участие чиновника в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лишает, казалось бы, содержания и второй признак объективной стороны предусмотренного ст. 289 УК деяния, не давая оснований поддержать обвинение лица "в том, что, занимая должность, относящуюся к группе главных государственных должностей федеральной государственной службы, учредил организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, участвовал в управлении такими организациями через доверенное лицо вопреки установленному законом запрету, предоставляя таким организациям преимущества, а также покровительство в иной форме" <11>.
Статья: Для фармацевтов-специалистов необходима аккредитация
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)При этом специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта РФ.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)При этом специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Известно, что законодательство, устанавливающее статус публичных должностных лиц, содержит значительное количество запретов. К таковым, в частности, отнесен запрет служащим в связи с прохождением государственной <18> или муниципальной <19> службы заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Названный запрет предполагает, что публичные должностные лица не могут регистрироваться в качестве ИП. В то же время буквальное толкование <20> п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о налоге на профессиональный доход предполагает, что государственные и муниципальные служащие могут дополнительно легализовать свою деятельность по сдаче в аренду (наем) жилых помещений <21> и зарегистрироваться в качестве самозанятых.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Известно, что законодательство, устанавливающее статус публичных должностных лиц, содержит значительное количество запретов. К таковым, в частности, отнесен запрет служащим в связи с прохождением государственной <18> или муниципальной <19> службы заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Названный запрет предполагает, что публичные должностные лица не могут регистрироваться в качестве ИП. В то же время буквальное толкование <20> п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о налоге на профессиональный доход предполагает, что государственные и муниципальные служащие могут дополнительно легализовать свою деятельность по сдаче в аренду (наем) жилых помещений <21> и зарегистрироваться в качестве самозанятых.
Статья: Налоговые риски переквалификации гражданско-правового договора в трудовой договор при привлечении самозанятых (налогоплательщиков налога на профессиональный доход)
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул изначальное право свободного выбора при определении модели взаимоотношений и договорной формы. А именно в Определении от 19.05.2009 N 597-О-О Конституционный Суд РФ указал, что свобода труда проявляется, в частности, в имеющейся у гражданина возможности свободно распорядиться своими способностями к труду, т.е. выбрать как род занятий, так и порядок оформления соответствующих отношений и определить, будет ли он осуществлять предпринимательскую деятельность, поступит на государственную службу, заключит трудовой договор либо предпочтет выполнять работы (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора. В случае избрания договорно-правовой формы он вправе по соглашению с лицом, предоставляющим работу, остановиться на той модели их взаимодействия, которая будет отвечать интересам их обоих, и определить, какой именно договор будет заключен - трудовой либо гражданско-правовой. Таким образом, договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул изначальное право свободного выбора при определении модели взаимоотношений и договорной формы. А именно в Определении от 19.05.2009 N 597-О-О Конституционный Суд РФ указал, что свобода труда проявляется, в частности, в имеющейся у гражданина возможности свободно распорядиться своими способностями к труду, т.е. выбрать как род занятий, так и порядок оформления соответствующих отношений и определить, будет ли он осуществлять предпринимательскую деятельность, поступит на государственную службу, заключит трудовой договор либо предпочтет выполнять работы (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора. В случае избрания договорно-правовой формы он вправе по соглашению с лицом, предоставляющим работу, остановиться на той модели их взаимодействия, которая будет отвечать интересам их обоих, и определить, какой именно договор будет заключен - трудовой либо гражданско-правовой. Таким образом, договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.
Статья: О предпринимательском характере деятельности самозанятых
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Вместе с этим, когда мы говорим о госслужащих, ситуация представляется более сложной. Согласно п. 3.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18> государственным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. При этом, исходя из содержания п. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ N 422-ФЗ, самозанятыми могут быть государственные служащие, однако объектом налогообложения будут признаны только их доходы от аренды (найма) жилых помещений. При признании деятельности самозанятых предпринимательством, возникает коллизия норм: госслужащие не могут заниматься предпринимательством однако вести доходную деятельность в качестве самозанятого могут.
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Вместе с этим, когда мы говорим о госслужащих, ситуация представляется более сложной. Согласно п. 3.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18> государственным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. При этом, исходя из содержания п. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ N 422-ФЗ, самозанятыми могут быть государственные служащие, однако объектом налогообложения будут признаны только их доходы от аренды (найма) жилых помещений. При признании деятельности самозанятых предпринимательством, возникает коллизия норм: госслужащие не могут заниматься предпринимательством однако вести доходную деятельность в качестве самозанятого могут.