Госпошлина при выделении требований
Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина при выделении требований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 333.20 "Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ"Статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании определения об отказе в выделении требований в отдельное производство не предусмотрена."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.1 "Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства" КАС РФ"Вопреки утверждению подателей кассационной жалобы, доказательства уплаты государственной пошлины не были представлены при подаче административного иска, отсутствуют такие сведения и в материалах дела, а неуказание административным истцом при заявлении требований об оспаривании муниципального контракта и заключения экспертизы сторон контракта, лица, заключение которого обжалуется, исключало для суда возможность применения положений статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и выделения данных требований и решения вопроса о принятии к их производству в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы расчета государственной пошлины по требованиям, выделенным в отдельное производство
(Лазаренко Л.Б., Чмут Е.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10
(Лазаренко Л.Б., Чмут Е.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав ООО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Кого суды признают надлежащим плательщиком госпошлины за регистрацию изменений в уставе ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Решением суда первой инстанции от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2015, требования удовлетворены, с инспекции также взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 30 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило на регистрацию все необходимые документы. Оплата государственной пошлины подтверждена чек-ордером, в котором в качестве плательщика указан Калина В.Н., полномочия на право оплаты государственной пошлины от имени общества и выделение денежных средств подтверждено единоличным решением участника от 26.05.2014 N 2, которое представлено в инспекцию. Расходы на оплату услуг представителя подтверждены документально, инспекцией не представлены доказательства чрезмерности.
Кого суды признают надлежащим плательщиком госпошлины за регистрацию изменений в уставе ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Решением суда первой инстанции от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2015, требования удовлетворены, с инспекции также взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 30 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило на регистрацию все необходимые документы. Оплата государственной пошлины подтверждена чек-ордером, в котором в качестве плательщика указан Калина В.Н., полномочия на право оплаты государственной пошлины от имени общества и выделение денежных средств подтверждено единоличным решением участника от 26.05.2014 N 2, которое представлено в инспекцию. Расходы на оплату услуг представителя подтверждены документально, инспекцией не представлены доказательства чрезмерности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"33. В случае, когда помимо оспаривания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) заявителем в рамках данного или другого дела предъявлено требование имущественного характера, оплаченное государственной пошлиной в соответствующем размере (например, одновременно с оспариванием решения налогового органа по результатам налоговой проверки заявлено требование о возврате излишне взысканного налога, о возмещении налога), суд вправе рассмотреть эти требования в рамках одного дела, как носящие взаимосвязанный характер, а при необходимости также вправе выделить имущественное требование в отдельное производство (части 1 - 3 статьи 130 АПК РФ). Рассмотрение имущественных требований производится по правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"33. В случае, когда помимо оспаривания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) заявителем в рамках данного или другого дела предъявлено требование имущественного характера, оплаченное государственной пошлиной в соответствующем размере (например, одновременно с оспариванием решения налогового органа по результатам налоговой проверки заявлено требование о возврате излишне взысканного налога, о возмещении налога), суд вправе рассмотреть эти требования в рамках одного дела, как носящие взаимосвязанный характер, а при необходимости также вправе выделить имущественное требование в отдельное производство (части 1 - 3 статьи 130 АПК РФ). Рассмотрение имущественных требований производится по правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ
(ред. от 28.04.2023)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
(ред. от 28.04.2023)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Можно предположить, что государственная пошлина оплачивается за рассмотрение иска, а не искового заявления. Ставка государственной пошлины определяется в зависимости от цены иска, а не цены искового заявления, т.е. определяются суммы государственных пошлин по каждому иску, а не государственная пошлина по сумме цен исков. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку по имущественным требованиям применяется регрессивная ставка государственной пошлины в зависимости от увеличения цены иска. Государственная пошлина подлежит доплате в случае увеличения цены иска. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается. Таким образом встречным предоставлением для уплаты государственной пошлины как сбора можно считать рассмотрение каждого иска.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Можно предположить, что государственная пошлина оплачивается за рассмотрение иска, а не искового заявления. Ставка государственной пошлины определяется в зависимости от цены иска, а не цены искового заявления, т.е. определяются суммы государственных пошлин по каждому иску, а не государственная пошлина по сумме цен исков. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку по имущественным требованиям применяется регрессивная ставка государственной пошлины в зависимости от увеличения цены иска. Государственная пошлина подлежит доплате в случае увеличения цены иска. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается. Таким образом встречным предоставлением для уплаты государственной пошлины как сбора можно считать рассмотрение каждого иска.
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)- квалифицировать требование о защите организационных авторских прав как иск "имущественного характера", "имущественного характера, не подлежащего оценке" или "неимущественного характера" (ст. 333.19, ст. 333.20 Налогового кодекса РФ) и точно рассчитать для него размер государственной пошлины;
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)- квалифицировать требование о защите организационных авторских прав как иск "имущественного характера", "имущественного характера, не подлежащего оценке" или "неимущественного характера" (ст. 333.19, ст. 333.20 Налогового кодекса РФ) и точно рассчитать для него размер государственной пошлины;
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Системный анализ требований п. п. 1, 2 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановления Правительства РФ N 1365, Постановления Правительства РФ N 13 позволяет выделить следующие категории работников в области промышленной безопасности:
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Системный анализ требований п. п. 1, 2 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановления Правительства РФ N 1365, Постановления Правительства РФ N 13 позволяет выделить следующие категории работников в области промышленной безопасности:
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец основывает свои требования.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец основывает свои требования.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Альтернативным решением могло бы стать выделение судом в отдельное производство требований членов группы, которые подсудны другому суду, и передача такого выделенного производства по подсудности. Такой подход сразу встречает ряд вопросов. В частности, требования "ненадлежащих" членов группы следует выделять в одно (единое) производство или отдельные? Совсем неочевидно, что выделяемые требования "ненадлежащих" членов в действительности образуют единую группу и желают быть объединенными в таком составе. Помимо этого, следует учитывать, что в случае передачи такого производства в другой суд к этим (выделенным) требованиям будут подлежать применению процессуальные нормы другого процессуального регламента (соответственно АПК РФ или ГПК РФ), которые для отдельных вопросов содержат различное регулирование (в частности, положения о соблюдении претензионного порядка для групповых исков, размере госпошлины за рассмотрение иска, минимальном количестве членов группы). Но что более важно, если выделять требования "ненадлежащих" членов группы и передавать такое производство по подсудности в другой суд, то потребуется разрешать вопрос о лице, ведущем дело в интересах группы.
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Альтернативным решением могло бы стать выделение судом в отдельное производство требований членов группы, которые подсудны другому суду, и передача такого выделенного производства по подсудности. Такой подход сразу встречает ряд вопросов. В частности, требования "ненадлежащих" членов группы следует выделять в одно (единое) производство или отдельные? Совсем неочевидно, что выделяемые требования "ненадлежащих" членов в действительности образуют единую группу и желают быть объединенными в таком составе. Помимо этого, следует учитывать, что в случае передачи такого производства в другой суд к этим (выделенным) требованиям будут подлежать применению процессуальные нормы другого процессуального регламента (соответственно АПК РФ или ГПК РФ), которые для отдельных вопросов содержат различное регулирование (в частности, положения о соблюдении претензионного порядка для групповых исков, размере госпошлины за рассмотрение иска, минимальном количестве членов группы). Но что более важно, если выделять требования "ненадлежащих" членов группы и передавать такое производство по подсудности в другой суд, то потребуется разрешать вопрос о лице, ведущем дело в интересах группы.
Статья: Административные процедуры лицензирования как метод обеспечения публичной безопасности в странах общего права (на примере Великобритании и Соединенных Штатов Америки)
(Сыроежкин А.М.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Брюс Е. Мэй выделяет два вида лицензий, выдаваемых в США: фискальные - revenue-raising и регуляторные - regulatory. Фискальные лицензии направлены на получение публично-правовым образованием прибыли за счет взимания государственной пошлины. Выдача такого вида лицензий рассматривается как рутинная процедура, так как фактически единственным требованием, предъявляемым к заявителю, выступает оплата пошлины, а прохождение процедуры публичного санкционирования не означает признания навыков и компетенции лицензиата. Следовательно, данный процесс публичного санкционирования не направлен на обеспечение безопасности.
(Сыроежкин А.М.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Брюс Е. Мэй выделяет два вида лицензий, выдаваемых в США: фискальные - revenue-raising и регуляторные - regulatory. Фискальные лицензии направлены на получение публично-правовым образованием прибыли за счет взимания государственной пошлины. Выдача такого вида лицензий рассматривается как рутинная процедура, так как фактически единственным требованием, предъявляемым к заявителю, выступает оплата пошлины, а прохождение процедуры публичного санкционирования не означает признания навыков и компетенции лицензиата. Следовательно, данный процесс публичного санкционирования не направлен на обеспечение безопасности.
Статья: Некоторые особенности уплаты государственной пошлины за обращение в суд с групповыми исками
(Еременко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)В связи с этим у судов и участников процесса могут возникать сложности с определением того, в каком размере и как должны уплачиваться государственные пошлины за подачу и рассмотрение требований в составе группового иска. На основании анализа судебной практики и правовой доктрины возможно выделить несколько основных подходов.
(Еременко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)В связи с этим у судов и участников процесса могут возникать сложности с определением того, в каком размере и как должны уплачиваться государственные пошлины за подачу и рассмотрение требований в составе группового иска. На основании анализа судебной практики и правовой доктрины возможно выделить несколько основных подходов.
Ситуация: Как выделить доли в жилом доме в натуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)квитанцию об уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде или документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты. Размер госпошлины, как правило, рассчитывается исходя из цены выделяемой доли;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)квитанцию об уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде или документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты. Размер госпошлины, как правило, рассчитывается исходя из цены выделяемой доли;
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К условиям реализации права на предъявление иска относят: 1) процессуальную дееспособность истца, а также наличие полномочий представителя на ведение дела; 2) соблюдение требований к форме и содержанию искового заявления; 3) соблюдение досудебного порядка разрешения спора; 4) подсудность дела суду; 5) оплату государственной пошлины <38>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К условиям реализации права на предъявление иска относят: 1) процессуальную дееспособность истца, а также наличие полномочий представителя на ведение дела; 2) соблюдение требований к форме и содержанию искового заявления; 3) соблюдение досудебного порядка разрешения спора; 4) подсудность дела суду; 5) оплату государственной пошлины <38>.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Может ли госпошлину за регистрацию изменений в устав АО уплатить уполномоченный представитель общества
(КонсультантПлюс, 2025)Решением суда первой инстанции от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2015, требования удовлетворены, с инспекции также взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 30 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило на регистрацию все необходимые документы. Оплата государственной пошлины подтверждена чеком-ордером, в котором в качестве плательщика указан Калина В.Н., полномочия на право оплаты государственной пошлины от имени общества и выделение денежных средств подтверждено единоличным решением участника от 26.05.2014 N 2, которое представлено в инспекцию. Расходы на оплату услуг представителя подтверждены документально, инспекцией не представлены доказательства чрезмерности.
Может ли госпошлину за регистрацию изменений в устав АО уплатить уполномоченный представитель общества
(КонсультантПлюс, 2025)Решением суда первой инстанции от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2015, требования удовлетворены, с инспекции также взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 30 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило на регистрацию все необходимые документы. Оплата государственной пошлины подтверждена чеком-ордером, в котором в качестве плательщика указан Калина В.Н., полномочия на право оплаты государственной пошлины от имени общества и выделение денежных средств подтверждено единоличным решением участника от 26.05.2014 N 2, которое представлено в инспекцию. Расходы на оплату услуг представителя подтверждены документально, инспекцией не представлены доказательства чрезмерности.