Госпошлина по решению суда в налоговом учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина по решению суда в налоговом учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Освобождение государственных органов от уплаты госпошлины в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации... Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов... или ответчиков..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации... Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов... или ответчиков..."
Апелляционное определение Тверского областного суда от 29.02.2024 по делу N 33-1036/2024 (УИД 69RS0039-01-2022-001963-20)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец указал, что у него работал ответчик, с которым был заключен договор о полной материальной ответственности. По результатам внеплановой инвентаризации товарно-материальных ценностей выявлена недостача, о чем составлен соответствующий акт. Объяснения по факту недостачи ответчик отказался предоставить, о чем был составлен акт. По результатам служебного расследования, проведенного истцом, недостача была отнесена на ответчика. Ответчиком не исполнено требование истца о возмещении материального ущерба.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 указанного постановления, следует, что при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец указал, что у него работал ответчик, с которым был заключен договор о полной материальной ответственности. По результатам внеплановой инвентаризации товарно-материальных ценностей выявлена недостача, о чем составлен соответствующий акт. Объяснения по факту недостачи ответчик отказался предоставить, о чем был составлен акт. По результатам служебного расследования, проведенного истцом, недостача была отнесена на ответчика. Ответчиком не исполнено требование истца о возмещении материального ущерба.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 указанного постановления, следует, что при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать судебные расходы
(КонсультантПлюс, 2025)Госпошлину и судебные издержки, возмещаемые вам другой стороной по решению суда, в налоговом учете включите во внереализационные доходы на дату вступления в законную силу судебного решения (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.12.2019 N 03-03-06/1/99950).
(КонсультантПлюс, 2025)Госпошлину и судебные издержки, возмещаемые вам другой стороной по решению суда, в налоговом учете включите во внереализационные доходы на дату вступления в законную силу судебного решения (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.12.2019 N 03-03-06/1/99950).
Вопрос: Как получить определение суда о возврате госпошлины?
(Консультация эксперта, 2025)Заявление о возврате госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины. К заявлению прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины, а также копии платежных документов. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины в целях п. п. 3 и 6 ст. 333.40 НК РФ, не требуется. При этом положения ст. 333.40 НК РФ не применяются к возврату государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ (п. п. 3, 10, 11 ст. 333.40 НК РФ, п. 57 Обзора N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, Письмо Минфина России от 14.02.2020 N 03-05-06-03/10109).
(Консультация эксперта, 2025)Заявление о возврате госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины. К заявлению прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины, а также копии платежных документов. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины в целях п. п. 3 и 6 ст. 333.40 НК РФ, не требуется. При этом положения ст. 333.40 НК РФ не применяются к возврату государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ (п. п. 3, 10, 11 ст. 333.40 НК РФ, п. 57 Обзора N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, Письмо Минфина России от 14.02.2020 N 03-05-06-03/10109).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"4. При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"4. При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В указанном случае при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 АПК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место), в связи с чем подсудность данного дела определяется по месту нахождения нижестоящего налогового органа.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В указанном случае при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 АПК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место), в связи с чем подсудность данного дела определяется по месту нахождения нижестоящего налогового органа.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В связи с этим денежные средства, полученные в качестве возмещения судебных расходов, в том числе расходов на уплату государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя, взысканные по решению суда с ответчика, учитываются в составе доходов, облагаемых налогом по УСН (письмо Минфина России от 25.01.2022 N 03-11-06/2/4383, Постановление АС Поволжского округа от 21.08.2024 N Ф06-5338/2024 по делу N А06-649/2023).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В связи с этим денежные средства, полученные в качестве возмещения судебных расходов, в том числе расходов на уплату государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя, взысканные по решению суда с ответчика, учитываются в составе доходов, облагаемых налогом по УСН (письмо Минфина России от 25.01.2022 N 03-11-06/2/4383, Постановление АС Поволжского округа от 21.08.2024 N Ф06-5338/2024 по делу N А06-649/2023).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?..
(Консультация эксперта, 2025)Сумма государственной пошлины включена в состав прочих расходов
(Консультация эксперта, 2025)Сумма государственной пошлины включена в состав прочих расходов
Статья: Зачет суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в другой суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плательщик госпошлины согласно п. 6 ст. 333.40 НК РФ имеет право на зачет излишне уплаченной суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете может быть подано в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины прилагаются решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины, а также копии платежных документов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плательщик госпошлины согласно п. 6 ст. 333.40 НК РФ имеет право на зачет излишне уплаченной суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете может быть подано в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины прилагаются решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины, а также копии платежных документов.
Вопрос: Если налогоплательщик планирует оспорить (в том числе в суде) начисленную недоимку по результатам налоговой проверки, то в каком порядке ему действовать, чтобы не было автосписания с ЕНС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении с иском в арбитражный суд (судебные расходы) и ее доплату в связи с увеличением исковых требований?..
(Консультация эксперта, 2025)Сумма государственной пошлины, подлежащая доплате, учтена в качестве прочего расхода
(Консультация эксперта, 2025)Сумма государственной пошлины, подлежащая доплате, учтена в качестве прочего расхода
Статья: Какие виды долгов могут быть сомнительными для целей НК
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 5)- долг в виде госпошлины, которую на основании решения суда контрагент должен возместить организации <5>;
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 5)- долг в виде госпошлины, которую на основании решения суда контрагент должен возместить организации <5>;
Статья: Госпошлина при вынесении определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины.
Вопрос: О госпошлине при подаче заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
(Письмо Минфина России от 16.04.2025 N 03-05-05-03/38056)Нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 208 АПК РФ), а также при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (часть 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса не предусмотрены.
(Письмо Минфина России от 16.04.2025 N 03-05-05-03/38056)Нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 208 АПК РФ), а также при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (часть 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса не предусмотрены.