Горячей линии по противодействию коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Горячей линии по противодействию коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в организациях: неопределенность закона в вопросе необходимого и достаточного набора профилактических мер и лучшие антикоррупционные практики российских компаний
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Ключевые слова: противодействие коррупции в организациях, меры по предупреждению коррупции в организациях, лучшие практики противодействия коррупции в организациях, антикоррупционный комплаенс, совершенствование антикоррупционного законодательства, лучшие антикоррупционные практики в организациях, Закон о противодействии коррупции, ответственные подразделения в организациях, антикоррупционная горячая линия, конфликт интересов, система менеджмента противодействия коррупции.
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Ключевые слова: противодействие коррупции в организациях, меры по предупреждению коррупции в организациях, лучшие практики противодействия коррупции в организациях, антикоррупционный комплаенс, совершенствование антикоррупционного законодательства, лучшие антикоррупционные практики в организациях, Закон о противодействии коррупции, ответственные подразделения в организациях, антикоррупционная горячая линия, конфликт интересов, система менеджмента противодействия коррупции.
Статья: Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)На федеральном уровне может быть создан блок фильмов, специальных передач, радиообращений, которые бы разъясняли общественную опасность коррупционных действий. Могут быть использованы плакаты, стенды, рекламные щиты, горячие линии и другие средства пропаганды по борьбе с коррупцией. Возможно использование журналов и газет с различными статьями - репортажами, ярко иллюстрированными шаржами на коррупционеров.
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)На федеральном уровне может быть создан блок фильмов, специальных передач, радиообращений, которые бы разъясняли общественную опасность коррупционных действий. Могут быть использованы плакаты, стенды, рекламные щиты, горячие линии и другие средства пропаганды по борьбе с коррупцией. Возможно использование журналов и газет с различными статьями - репортажами, ярко иллюстрированными шаржами на коррупционеров.
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 31.10.2012 N 615
"Об организации работы телефона "горячей линии" для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
(вместе с "Порядком работы телефона "горячей линии" для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору")8. По телефону "горячей линии" Ростехнадзора осуществляются консультации и разъяснения действующего законодательства в области противодействия коррупции, а также порядка обращения в правоохранительные органы, органы прокуратуры или суды.
"Об организации работы телефона "горячей линии" для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
(вместе с "Порядком работы телефона "горячей линии" для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору")8. По телефону "горячей линии" Ростехнадзора осуществляются консультации и разъяснения действующего законодательства в области противодействия коррупции, а также порядка обращения в правоохранительные органы, органы прокуратуры или суды.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р
(ред. от 29.06.2022)
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов"Каналы уведомления ОАО "РЖД" о нарушениях каких-либо положений пункта 1 настоящего раздела: телефон "Горячей антикоррупционной линии ОАО "РЖД" 8-800-775-65-66, электронная почта anticorruption@center.rzd.ru. Также могут направляться почтовые отправления с пометкой "в Центр по организации противодействия коррупции - структурное подразделение ОАО "РЖД" по адресу: 107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1.
(ред. от 29.06.2022)
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов"Каналы уведомления ОАО "РЖД" о нарушениях каких-либо положений пункта 1 настоящего раздела: телефон "Горячей антикоррупционной линии ОАО "РЖД" 8-800-775-65-66, электронная почта anticorruption@center.rzd.ru. Также могут направляться почтовые отправления с пометкой "в Центр по организации противодействия коррупции - структурное подразделение ОАО "РЖД" по адресу: 107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Проблема 3. Субъекты практики искоренения коррупционных проявлений: кто именно в порядке реализации (в сфере профилактики и оперативного противодействия корпоративной коррупции) института "горячей линии" и результатов оценки коррупционных рисков может и должен прибегать к инструментам практического реагирования на выявленный негатив? Дилемма: исключительно руководители (исполнительные органы) компании или также совладельцы?
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Проблема 3. Субъекты практики искоренения коррупционных проявлений: кто именно в порядке реализации (в сфере профилактики и оперативного противодействия корпоративной коррупции) института "горячей линии" и результатов оценки коррупционных рисков может и должен прибегать к инструментам практического реагирования на выявленный негатив? Дилемма: исключительно руководители (исполнительные органы) компании или также совладельцы?
Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Заключаются они прежде всего в создании специализированных антикоррупционных органов (Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, Государственный контрольный комитет КНР), которые отвечают за мониторинг реализации законов, а также за эффективность государственной политики в антикоррупционной сфере; открытость деятельности всех органов власти. Также в стране активно поощряется деятельность по сообщению о неправомерных действиях: созданы "горячие линии", веб-сайты, специализированный орган, который принимает сообщения и предложения от общественности; большое значение придается защите законных прав и интересов лиц, сообщающих о фактах коррупции. Активно используются возможности общественного контроля в целях предупреждения коррупции. Законодательство КНР наделяет средства массовой информации полномочиями по сбору и публикации всех видов информации о неправомерных действиях <13>.
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Заключаются они прежде всего в создании специализированных антикоррупционных органов (Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, Государственный контрольный комитет КНР), которые отвечают за мониторинг реализации законов, а также за эффективность государственной политики в антикоррупционной сфере; открытость деятельности всех органов власти. Также в стране активно поощряется деятельность по сообщению о неправомерных действиях: созданы "горячие линии", веб-сайты, специализированный орган, который принимает сообщения и предложения от общественности; большое значение придается защите законных прав и интересов лиц, сообщающих о фактах коррупции. Активно используются возможности общественного контроля в целях предупреждения коррупции. Законодательство КНР наделяет средства массовой информации полномочиями по сбору и публикации всех видов информации о неправомерных действиях <13>.
Статья: Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, и их классификация
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Таким образом, в нашей стране необходимо активно проводить политику защиты информаторов, систематизировать разрозненные нормы законодательства, создать благоприятную среду для обнаружения и раскрытия фактов коррупции. Защита должна быть доступна максимально широкому кругу лиц, сообщающих такую информацию. Для стимулирования лиц сообщать о фактах коррупции следует обеспечить конфиденциальность и защиту их личных данных; предоставлять им вознаграждения или льготы; проводить просветительские и образовательные кампании о порядке сообщения информации о фактах коррупции, механизмах их защиты; установить специальные горячие линии, онлайн-платформы или приложения.
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Таким образом, в нашей стране необходимо активно проводить политику защиты информаторов, систематизировать разрозненные нормы законодательства, создать благоприятную среду для обнаружения и раскрытия фактов коррупции. Защита должна быть доступна максимально широкому кругу лиц, сообщающих такую информацию. Для стимулирования лиц сообщать о фактах коррупции следует обеспечить конфиденциальность и защиту их личных данных; предоставлять им вознаграждения или льготы; проводить просветительские и образовательные кампании о порядке сообщения информации о фактах коррупции, механизмах их защиты; установить специальные горячие линии, онлайн-платформы или приложения.
Статья: Деловая коррупция и противодействие ей в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Учитывая, что субъекты МСП не могут в полной мере реализовывать рассматриваемые антикоррупционные требования, о чем свидетельствует судебная практика, в том числе в силу отсутствия специальной подготовки и свободных финансовых средств, автором предлагается внедрение антикоррупционного мобильного приложения организации, содержащего индивидуальное обслуживание (консультации и антикоррупционный комплаенс на аутсорсинге) в части: разработки профиля и карты рисков организации; оценки и мониторинга коррупционных рисков и рисков мошенничества; проверки контрагентов (due diligence); создания обновляемой базы антикоррупционного законодательства; горячей линии о нарушениях; предоставления образовательных услуг в сфере противодействия коррупции и предупреждения мошенничества. Такая цифровая технология обеспечит прозрачность контролирующих органов, которые получат информацию о коррупционных рисках их деятельности от МСП.
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Учитывая, что субъекты МСП не могут в полной мере реализовывать рассматриваемые антикоррупционные требования, о чем свидетельствует судебная практика, в том числе в силу отсутствия специальной подготовки и свободных финансовых средств, автором предлагается внедрение антикоррупционного мобильного приложения организации, содержащего индивидуальное обслуживание (консультации и антикоррупционный комплаенс на аутсорсинге) в части: разработки профиля и карты рисков организации; оценки и мониторинга коррупционных рисков и рисков мошенничества; проверки контрагентов (due diligence); создания обновляемой базы антикоррупционного законодательства; горячей линии о нарушениях; предоставления образовательных услуг в сфере противодействия коррупции и предупреждения мошенничества. Такая цифровая технология обеспечит прозрачность контролирующих органов, которые получат информацию о коррупционных рисках их деятельности от МСП.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Средствами противодействия коррупции в публичном секторе Стратегия определяет: использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками; внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований; оптимизацию системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе установление различных ограничений для отдельных категорий лиц; законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения; расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям; обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Средствами противодействия коррупции в публичном секторе Стратегия определяет: использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками; внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований; оптимизацию системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе установление различных ограничений для отдельных категорий лиц; законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения; расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям; обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
Статья: Теоретико-правовые основы информирования о фактах коррупции: сравнительно-правовое исследование
(Трунцевский Ю.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Проведенный анализ показал, что с методической точки зрения вопросы взаимодействия ОГВ и МСУ с гражданами в части получения от последних информации о возможных коррупционных правонарушениях достаточно разработаны. На порталах государственных и муниципальных органов представлена информация о возможных методах сотрудничества с гражданами в борьбе с коррупцией, включая правовые основы такого сотрудничества, предоставлены методические и информативные ресурсы. Предусмотрены следующие пути поступления обращений граждан в ОГВ и МСУ: письменно; по горячей линии (телефону доверия); на личном приеме граждан должностными лицами; с использованием информационно-коммуникационных сетей и др. Отметим, однако, что нередко граждане сообщают о правонарушении, считая его коррупционным, тогда как на самом деле оно таковым не является. На это указывают данные, содержащиеся в отчетах, докладах о противодействии коррупции в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе по большинству из 28 рассмотренных за отчетный период обращений граждан по фактам коррупции содержались субъективные выводы заявителей, не основанные на конкретных фактах. Из 14 обращений, содержащих конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, подтвердились только три факта. Двенадцать обращений направлены в иные государственные органы. И лишь по 5 обращениям информация послужила основанием для проведения проверочных мероприятий <2>. В Приморском крае в 2021 г. в большинстве поступивших обращений также были приведены не конкретные факты коррупционных проявлений, а субъективное мнение заявителя, в ряде случаев отсутствовала информация о лицах, к ним причастных <3>.
(Трунцевский Ю.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Проведенный анализ показал, что с методической точки зрения вопросы взаимодействия ОГВ и МСУ с гражданами в части получения от последних информации о возможных коррупционных правонарушениях достаточно разработаны. На порталах государственных и муниципальных органов представлена информация о возможных методах сотрудничества с гражданами в борьбе с коррупцией, включая правовые основы такого сотрудничества, предоставлены методические и информативные ресурсы. Предусмотрены следующие пути поступления обращений граждан в ОГВ и МСУ: письменно; по горячей линии (телефону доверия); на личном приеме граждан должностными лицами; с использованием информационно-коммуникационных сетей и др. Отметим, однако, что нередко граждане сообщают о правонарушении, считая его коррупционным, тогда как на самом деле оно таковым не является. На это указывают данные, содержащиеся в отчетах, докладах о противодействии коррупции в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе по большинству из 28 рассмотренных за отчетный период обращений граждан по фактам коррупции содержались субъективные выводы заявителей, не основанные на конкретных фактах. Из 14 обращений, содержащих конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, подтвердились только три факта. Двенадцать обращений направлены в иные государственные органы. И лишь по 5 обращениям информация послужила основанием для проведения проверочных мероприятий <2>. В Приморском крае в 2021 г. в большинстве поступивших обращений также были приведены не конкретные факты коррупционных проявлений, а субъективное мнение заявителя, в ряде случаев отсутствовала информация о лицах, к ним причастных <3>.
Статья: Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)При этом важным источником информации о совершении рассматриваемого вида коррупционного правонарушения должны стать направляемые организациями материалы по результатам проведенных в организации внутренних расследований и заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов, в ходе которых подтвердились факты незаконного вознаграждения в интересах юридического лица. Поводами для проведения внутренних расследований могут стать, например, поступившие по каналам обратной связи или "горячей линии" сообщения, в частности, о предложении или обещании лицу, выполняющему управленческие функции в данной организации, вознаграждения за осуществление незаконного действия (бездействия) в пользу делового партнера. Создание подобных каналов связи рекомендуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации <3>.
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)При этом важным источником информации о совершении рассматриваемого вида коррупционного правонарушения должны стать направляемые организациями материалы по результатам проведенных в организации внутренних расследований и заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов, в ходе которых подтвердились факты незаконного вознаграждения в интересах юридического лица. Поводами для проведения внутренних расследований могут стать, например, поступившие по каналам обратной связи или "горячей линии" сообщения, в частности, о предложении или обещании лицу, выполняющему управленческие функции в данной организации, вознаграждения за осуществление незаконного действия (бездействия) в пользу делового партнера. Создание подобных каналов связи рекомендуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации <3>.
Статья: Перспективы и стратегические направления развития институтов гражданского общества в Российской Федерации
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 3)Отдельное внимание уделяется проблеме противодействия коррупции. Практически все структуры органов власти имеют "горячие линии", позволяющие сообщить о проявлениях коррупции. Однако этот процесс тоже является длительным, поскольку требует изменения ментальности российского населения.
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 3)Отдельное внимание уделяется проблеме противодействия коррупции. Практически все структуры органов власти имеют "горячие линии", позволяющие сообщить о проявлениях коррупции. Однако этот процесс тоже является длительным, поскольку требует изменения ментальности российского населения.
Статья: Коррупция в таможенных органах России: противодействие в современных реалиях
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Создание единой горячей линии безопасности ФТС России позволит данные обращения аккумулировать, а в дальнейшем координировать их отработку на уровне центрального аппарата ФТС России (Управления по противодействию коррупции), а на местах исчезнут даже малейшие мысли о замалчивании и приукрашивании ситуации. Одновременно полученная безагентурным методом информация будет использоваться в аналитической работе в сфере оперативно-разыскной деятельности таможенных органов <17>.
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Создание единой горячей линии безопасности ФТС России позволит данные обращения аккумулировать, а в дальнейшем координировать их отработку на уровне центрального аппарата ФТС России (Управления по противодействию коррупции), а на местах исчезнут даже малейшие мысли о замалчивании и приукрашивании ситуации. Одновременно полученная безагентурным методом информация будет использоваться в аналитической работе в сфере оперативно-разыскной деятельности таможенных органов <17>.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)По данным исследования о соблюдении требований антикоррупционного законодательства в России в 2017 г. <288>, наличие горячей линии и утвержденных внутренних регламентов оказало наибольшее влияние на формирование индекса противодействия коррупции в российских компаниях. Подобная система будет прозрачна, понятна, сможет обеспечивать контроль, независимость и обратную связь. Внутренний аудит (при его наличии), в свою очередь, либо другой орган управления сможет осуществлять последующий контроль за эффективностью комплаенс-системы.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)По данным исследования о соблюдении требований антикоррупционного законодательства в России в 2017 г. <288>, наличие горячей линии и утвержденных внутренних регламентов оказало наибольшее влияние на формирование индекса противодействия коррупции в российских компаниях. Подобная система будет прозрачна, понятна, сможет обеспечивать контроль, независимость и обратную связь. Внутренний аудит (при его наличии), в свою очередь, либо другой орган управления сможет осуществлять последующий контроль за эффективностью комплаенс-системы.