Городской лес
Подборка наиболее важных документов по запросу Городской лес (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Ссылка административного истца на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части пункту 2 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, так как положения указанной статьи предусматривают, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, однако на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030351:11, расположенном в границах функциональной зоны - зоны озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), размещение объектов местного значения не предполагается. Также вопреки доводам административного истца, материалы по проекту генерального плана содержат финансово-экономическое обоснование.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 21 "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос, ликвидация и консервация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" ЛК РФ"Таким образом, рубка лесных насаждений в городских лесах, относящихся к защитным лесам, может осуществляться только в определенных случаях, и строительство (размещение) линейных объектов в целях технологического присоединения объектов, не связанных с ведением рекреационной деятельности, к ним не относится."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О ставках по земельному налогу при наличии на земельном участке в г. Новосибирске городских лесов, объектов улично-дорожной сети и объектов благоустройства.
(Письмо ФНС России от 24.07.2024 N БС-4-21/8409@)Вопрос: О ставках по земельному налогу при наличии на земельном участке в г. Новосибирске городских лесов, объектов улично-дорожной сети и объектов благоустройства.
(Письмо ФНС России от 24.07.2024 N БС-4-21/8409@)Вопрос: О ставках по земельному налогу при наличии на земельном участке в г. Новосибирске городских лесов, объектов улично-дорожной сети и объектов благоустройства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: экономическая целесообразность и правовое обоснование (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Итак, согласно ст. 1, 2, 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры" (далее - Закон N 214-ФЗ) с 2018 г. до 31 декабря 2022 г. (впоследствии срок был продлен до 31 декабря 2024 г.) в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае, городе федерального значения Санкт-Петербурге, федеральной территории "Сириус" был проведен эксперимент по развитию курортной инфраструктуры "в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма" посредством введения курортного сбора - "платы за пользование курортной инфраструктурой... для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры", к числу которых отнесены "объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил..." <1>.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Итак, согласно ст. 1, 2, 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры" (далее - Закон N 214-ФЗ) с 2018 г. до 31 декабря 2022 г. (впоследствии срок был продлен до 31 декабря 2024 г.) в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае, городе федерального значения Санкт-Петербурге, федеральной территории "Сириус" был проведен эксперимент по развитию курортной инфраструктуры "в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма" посредством введения курортного сбора - "платы за пользование курортной инфраструктурой... для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры", к числу которых отнесены "объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил..." <1>.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<5> Оленина Т.Ю. Право безвозмездного пользования лесным участком // Экологическое право. 2019. N 4. С. 21 - 23; Майорова Е.И. Приоритеты правового регулирования городских лесов // Градостроительное право. 2020. N 1. С. 27 - 31.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<5> Оленина Т.Ю. Право безвозмездного пользования лесным участком // Экологическое право. 2019. N 4. С. 21 - 23; Майорова Е.И. Приоритеты правового регулирования городских лесов // Градостроительное право. 2020. N 1. С. 27 - 31.
Статья: Понятие и виды правовых режимов лесов
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)<10> См.: Петюкова О.Н., Гребнева Е.А. К вопросу о развитии предпринимательства в лесном хозяйстве с учетом законодательства о городских лесах // Современный юрист. 2019. N 4. С. 123.
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)<10> См.: Петюкова О.Н., Гребнева Е.А. К вопросу о развитии предпринимательства в лесном хозяйстве с учетом законодательства о городских лесах // Современный юрист. 2019. N 4. С. 123.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1) в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, и в городских лесах - велосипедная дорожка, велопешеходная дорожка, пешеходная дорожка, беговая дорожка, лыжная трасса, роллерная трасса;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1) в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, и в городских лесах - велосипедная дорожка, велопешеходная дорожка, пешеходная дорожка, беговая дорожка, лыжная трасса, роллерная трасса;
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Нормы статьи 39.8 ЗК РФ, касающиеся возможности образования земельных участков в береговой полосе, не в полной мере согласуются с положением статьи 39.11 ЗК РФ, устанавливающим, что земельные участки в составе территорий общего пользования не могут выступать предметом аукциона. В связи с тем что в отношении допустимости формирования участков в границах береговой полосы имеется специальное положение статьи 39.8 ЗК РФ, суды при рассмотрении споров указывают, что нормы этой статьи являются исключением из правила о запрете на предоставление участка общего пользования в индивидуальное владение <10>. Однако, если не принимать во внимание статью 39.8 ЗК РФ, видно, что суды последовательно проводят линию на запрет аренды земельных участков общего пользования, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 15248/10, согласно которой такого рода действия нарушают права неопределенного круга лиц на доступ на территорию общего пользования <11>. Показательным является дело, в котором спорный земельный участок был образован одновременно в составе береговой полосы и в границах городских лесов общего пользования, что послужило основанием для суда сделать вывод о недопустимости применения статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которой разрешается образовывать участки исключительно в береговой полосе <12>.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Нормы статьи 39.8 ЗК РФ, касающиеся возможности образования земельных участков в береговой полосе, не в полной мере согласуются с положением статьи 39.11 ЗК РФ, устанавливающим, что земельные участки в составе территорий общего пользования не могут выступать предметом аукциона. В связи с тем что в отношении допустимости формирования участков в границах береговой полосы имеется специальное положение статьи 39.8 ЗК РФ, суды при рассмотрении споров указывают, что нормы этой статьи являются исключением из правила о запрете на предоставление участка общего пользования в индивидуальное владение <10>. Однако, если не принимать во внимание статью 39.8 ЗК РФ, видно, что суды последовательно проводят линию на запрет аренды земельных участков общего пользования, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 15248/10, согласно которой такого рода действия нарушают права неопределенного круга лиц на доступ на территорию общего пользования <11>. Показательным является дело, в котором спорный земельный участок был образован одновременно в составе береговой полосы и в границах городских лесов общего пользования, что послужило основанием для суда сделать вывод о недопустимости применения статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которой разрешается образовывать участки исключительно в береговой полосе <12>.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)6. Петюкова, Гребнева (2019) - Петюкова О.Н., Гребнева Е.А. К вопросу о развитии предпринимательства в лесном хозяйстве с учетом законодательства о городских лесах // Современный юрист. 2019. N 4 (29). С. 113 - 123.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)6. Петюкова, Гребнева (2019) - Петюкова О.Н., Гребнева Е.А. К вопросу о развитии предпринимательства в лесном хозяйстве с учетом законодательства о городских лесах // Современный юрист. 2019. N 4 (29). С. 113 - 123.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Лесной кодекс РФ также содержит категорию "городские леса", относящуюся к защитным лесам (п. 5 ч. 2 ст. 111), в отношении охраны которых органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты (ч. 1.1 ст. 84) и осуществляют муниципальный контроль.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Лесной кодекс РФ также содержит категорию "городские леса", относящуюся к защитным лесам (п. 5 ч. 2 ст. 111), в отношении охраны которых органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты (ч. 1.1 ст. 84) и осуществляют муниципальный контроль.
Готовое решение: Каковы особенности залога государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК РФ).