Горизонтальные трансферты
Подборка наиболее важных документов по запросу Горизонтальные трансферты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Ряд авторов высказывают мнение о необходимости расширения термина "межбюджетные трансферты", что должно повысить эффективность их использования. Так, по мнению О.А. Ногиной, "законодатель не устанавливает требований к уровню бюджета, из которого и в который предоставляются соответствующие трансферты", что позволяет ей сделать вывод о том, что "любая передача денежных средств из бюджета в бюджет (за исключением нормативов отчислений) является межбюджетным трансфертом" <39>. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что такое понимание межбюджетных трансфертов должно позволить использовать на муниципальном уровне механизм предоставления так называемых горизонтальных трансфертов.
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Ряд авторов высказывают мнение о необходимости расширения термина "межбюджетные трансферты", что должно повысить эффективность их использования. Так, по мнению О.А. Ногиной, "законодатель не устанавливает требований к уровню бюджета, из которого и в который предоставляются соответствующие трансферты", что позволяет ей сделать вывод о том, что "любая передача денежных средств из бюджета в бюджет (за исключением нормативов отчислений) является межбюджетным трансфертом" <39>. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что такое понимание межбюджетных трансфертов должно позволить использовать на муниципальном уровне механизм предоставления так называемых горизонтальных трансфертов.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Выявлены "политикообразующие" тенденции развития межбюджетных отношений: снижение количества федеральных льгот по региональным налогам; расширение пространственного направления движения финансовых ресурсов, выразившееся в появлении "горизонтальных" межбюджетных трансфертов и кредитов; законодательное уменьшение количества оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Выявлены "политикообразующие" тенденции развития межбюджетных отношений: снижение количества федеральных льгот по региональным налогам; расширение пространственного направления движения финансовых ресурсов, выразившееся в появлении "горизонтальных" межбюджетных трансфертов и кредитов; законодательное уменьшение количества оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по вопросам выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов"
(утв. Минфином России)горизонтальный межбюджетный трансферт - межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету субъекта Российской Федерации или из местного бюджета местному бюджету, кроме межбюджетного трансферта из бюджета поселения (внутригородского округа) бюджету муниципального района (городского округа с внутригородским делением) и межбюджетного трансферта из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) бюджету поселения (внутригородского района);
(утв. Минфином России)горизонтальный межбюджетный трансферт - межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету субъекта Российской Федерации или из местного бюджета местному бюджету, кроме межбюджетного трансферта из бюджета поселения (внутригородского округа) бюджету муниципального района (городского округа с внутригородским делением) и межбюджетного трансферта из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) бюджету поселения (внутригородского района);
"Методические рекомендации по предоставлению "горизонтальных" субсидий на муниципальном уровне"Под "горизонтальной" субсидией понимается межбюджетный трансферт в форме субсидии, предоставляемый бюджету одного публично-правового образования из бюджета другого публично-правового образования того же уровня бюджетной системы. "Горизонтальная" субсидия на муниципальном уровне (далее - горизонтальная субсидия), то есть субсидия из одного местного бюджета другому местному бюджету, предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)- обеспечение выравнивания доступа к бюджетным услугам соответствующего публично-правового образования и поощрение достижений муниципальных образований: применяются субсидии (в том числе горизонтальные, т.е. из бюджета публично-правового образования одного уровня), дотации, иные межбюджетные трансферты (определяются конкурсным способом);
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)- обеспечение выравнивания доступа к бюджетным услугам соответствующего публично-правового образования и поощрение достижений муниципальных образований: применяются субсидии (в том числе горизонтальные, т.е. из бюджета публично-правового образования одного уровня), дотации, иные межбюджетные трансферты (определяются конкурсным способом);
Статья: Правовые формы реализации сделок слияний и поглощений и корпоративная реструктуризация
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Вертикальное слияние/поглощение. Несколько компаний, каждая из которых является участником последовательной технологической цепочки (добыча первичного ресурса - первичная переработка ресурса - производство конечной продукции на базе переработанного ресурса - доведение произведенной продукции до конечного потребителя), совершают сделку/серию сделок по объединению всех или большинства этапов технологических переделов под единым управлением (диверсификация по технологическим переделам). Результаты - снижение издержек за счет трансфертных цен, монополизация движения ресурса в рамках технологических переделов (гарантии, надежность поставок и т.д.), единое технологическое управление, комплексное управление качеством (сквозные технологические стандарты), продвижение единого бренда и т.д. Пример: практически все крупные нефтедобывающие компании имеют в управлении (собственности) как нефтеперерабатывающие заводы, так и собственные сети реализации конечной продукции - автозаправочные станции. Как правило, вертикально интегрированные компании (группы компаний) активно занимаются и горизонтальной интеграцией (например, те же нефтяные компании активны на рынке слияний/поглощений "чужих" сетей АЗС).
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Вертикальное слияние/поглощение. Несколько компаний, каждая из которых является участником последовательной технологической цепочки (добыча первичного ресурса - первичная переработка ресурса - производство конечной продукции на базе переработанного ресурса - доведение произведенной продукции до конечного потребителя), совершают сделку/серию сделок по объединению всех или большинства этапов технологических переделов под единым управлением (диверсификация по технологическим переделам). Результаты - снижение издержек за счет трансфертных цен, монополизация движения ресурса в рамках технологических переделов (гарантии, надежность поставок и т.д.), единое технологическое управление, комплексное управление качеством (сквозные технологические стандарты), продвижение единого бренда и т.д. Пример: практически все крупные нефтедобывающие компании имеют в управлении (собственности) как нефтеперерабатывающие заводы, так и собственные сети реализации конечной продукции - автозаправочные станции. Как правило, вертикально интегрированные компании (группы компаний) активно занимаются и горизонтальной интеграцией (например, те же нефтяные компании активны на рынке слияний/поглощений "чужих" сетей АЗС).
Статья: Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Традиционно межбюджетные отношения понимаются как бюджетные правоотношения между различными публично-правовыми образованиями по поводу перераспределения бюджетных средств, в том числе в форме межбюджетных трансфертов, и разрешение в связи с этим организационно-процедурных вопросов <1>. В широком значении мы рассматриваем межбюджетные отношения как регулируемые в порядке и в формах, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, горизонтальные и вертикальные общественные отношения, возникающие между публично-правовыми образованиями и связанные с распределением и перераспределением бюджетных средств между их бюджетами. Межбюджетные отношения выступают мерой поддержки территориальных образований как регионального, так и местных уровней, в том числе и в случае их вовлеченности в планирование и реализацию целевых программ. Данная разновидность финансовых правоотношений предполагает распределение и перераспределение между бюджетами разных уровней бюджетной системы государства бюджетных ресурсов с использованием различных первичных и вторичных методов бюджетного регулирования, в том числе в форме межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты - бюджетные средств, предоставляемые из одного бюджета другому в целях финансовой поддержки территориальных образований (ст. 6, глава 16 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). Межбюджетные отношения охватываются содержанием публичной финансовой деятельности, являющейся базовой категорией финансового права как науки и отрасли права. По своей правовой природе, как вторичный метод бюджетного регулирования, межбюджетные трансферты представляют собой определение бюджетных полномочий публично-правовых образований по предоставлению и получению бюджетных средств в объемах и на основаниях, предусмотренных финансовыми законами (решениями, нормативными актами) о бюджете на очередной финансовый год, в установленных бюджетным законодательством правовых формах для планового перераспределения доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Традиционно межбюджетные отношения понимаются как бюджетные правоотношения между различными публично-правовыми образованиями по поводу перераспределения бюджетных средств, в том числе в форме межбюджетных трансфертов, и разрешение в связи с этим организационно-процедурных вопросов <1>. В широком значении мы рассматриваем межбюджетные отношения как регулируемые в порядке и в формах, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, горизонтальные и вертикальные общественные отношения, возникающие между публично-правовыми образованиями и связанные с распределением и перераспределением бюджетных средств между их бюджетами. Межбюджетные отношения выступают мерой поддержки территориальных образований как регионального, так и местных уровней, в том числе и в случае их вовлеченности в планирование и реализацию целевых программ. Данная разновидность финансовых правоотношений предполагает распределение и перераспределение между бюджетами разных уровней бюджетной системы государства бюджетных ресурсов с использованием различных первичных и вторичных методов бюджетного регулирования, в том числе в форме межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты - бюджетные средств, предоставляемые из одного бюджета другому в целях финансовой поддержки территориальных образований (ст. 6, глава 16 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). Межбюджетные отношения охватываются содержанием публичной финансовой деятельности, являющейся базовой категорией финансового права как науки и отрасли права. По своей правовой природе, как вторичный метод бюджетного регулирования, межбюджетные трансферты представляют собой определение бюджетных полномочий публично-правовых образований по предоставлению и получению бюджетных средств в объемах и на основаниях, предусмотренных финансовыми законами (решениями, нормативными актами) о бюджете на очередной финансовый год, в установленных бюджетным законодательством правовых формах для планового перераспределения доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Оценка органов местного самоуправления как органов публичной власти
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Другим, заслуживающим внимания, обстоятельством, которое также возможно рассматривать в качестве средства обретения идентичности органа публичной власти органом местного самоуправления, выступает закрепленная в ст. 142.3 Бюджетного кодекса РФ возможность "горизонтального" субсидирования. По смыслу названной нормы под "горизонтальной" субсидией понимается межбюджетный трансферт, предоставляемый бюджету одного публично-правового образования из бюджета другого публично-правового образования того же уровня бюджетной системы. Соответственно, "горизонтальная" субсидия на муниципальном уровне - это финансирование одного местного бюджета другим местным бюджетом в целях софинансирования совместных проектов межмуниципального характера. Например, одного на несколько муниципалитетов мусороперерабатывающего завода, каждый из которых генерирует недостаточное для его рентабельности количество отходов. То есть речь идет о задаче, решение которой также несвойственно отдельно взятому муниципальному образованию, решение которой придает ему новое свойство, которое возможно рассматривать как обретение идентичности органа публичной власти.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Другим, заслуживающим внимания, обстоятельством, которое также возможно рассматривать в качестве средства обретения идентичности органа публичной власти органом местного самоуправления, выступает закрепленная в ст. 142.3 Бюджетного кодекса РФ возможность "горизонтального" субсидирования. По смыслу названной нормы под "горизонтальной" субсидией понимается межбюджетный трансферт, предоставляемый бюджету одного публично-правового образования из бюджета другого публично-правового образования того же уровня бюджетной системы. Соответственно, "горизонтальная" субсидия на муниципальном уровне - это финансирование одного местного бюджета другим местным бюджетом в целях софинансирования совместных проектов межмуниципального характера. Например, одного на несколько муниципалитетов мусороперерабатывающего завода, каждый из которых генерирует недостаточное для его рентабельности количество отходов. То есть речь идет о задаче, решение которой также несвойственно отдельно взятому муниципальному образованию, решение которой придает ему новое свойство, которое возможно рассматривать как обретение идентичности органа публичной власти.
Статья: Потенциал, ограничения и направления исследований внутрирегиональной (местной) бюджетной децентрализации в федеральной политике регионального развития
(Тимушев Е.Н.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Отмеченные негативные аспекты ресурсной обеспеченности экономики в сфере бюджетной политики хорошо известны. Однако, на наш взгляд, следует отметить то, что в подобных условиях основной функцией межбюджетных трансфертов становится стабилизирующая (страхование от резких скачков дефицита бюджетов). Это занижает выравнивающий (снижение горизонтальной несбалансированности), стимулирующий и балансирующий (снижение вертикальной несбалансированности) компоненты. Данный аспект проблемы эффективной политики межбюджетных отношений остается не затронутым или мало затронутым в литературе, поэтому требует глубокого изучения.
(Тимушев Е.Н.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Отмеченные негативные аспекты ресурсной обеспеченности экономики в сфере бюджетной политики хорошо известны. Однако, на наш взгляд, следует отметить то, что в подобных условиях основной функцией межбюджетных трансфертов становится стабилизирующая (страхование от резких скачков дефицита бюджетов). Это занижает выравнивающий (снижение горизонтальной несбалансированности), стимулирующий и балансирующий (снижение вертикальной несбалансированности) компоненты. Данный аспект проблемы эффективной политики межбюджетных отношений остается не затронутым или мало затронутым в литературе, поэтому требует глубокого изучения.
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней направлено на экономическое обеспечение задач и функций государства. Правовыми нормами предусматриваются нормативы отчислений доходов в другие бюджеты. В то же время следует отметить, что распределение бюджетных средств нередко является зоной негативного воздействия на бюджетную систему в целом. Деструктивным фактором в данном направлении являются коррупционные составляющие деятельности органов государственной власти, негативные отклонения в регулировании вертикальных и горизонтальных межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней направлено на экономическое обеспечение задач и функций государства. Правовыми нормами предусматриваются нормативы отчислений доходов в другие бюджеты. В то же время следует отметить, что распределение бюджетных средств нередко является зоной негативного воздействия на бюджетную систему в целом. Деструктивным фактором в данном направлении являются коррупционные составляющие деятельности органов государственной власти, негативные отклонения в регулировании вертикальных и горизонтальных межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Межбюджетные отношения могут быть горизонтальными и вертикальными. Горизонтальные межбюджетные отношения возникают между бюджетами одного уровня (бюджетами субъектов Российской Федерации или бюджетами муниципальных образований). Вертикальные межбюджетные отношения возникают между бюджетами разных уровней.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Межбюджетные отношения могут быть горизонтальными и вертикальными. Горизонтальные межбюджетные отношения возникают между бюджетами одного уровня (бюджетами субъектов Российской Федерации или бюджетами муниципальных образований). Вертикальные межбюджетные отношения возникают между бюджетами разных уровней.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Мы разделяем точку зрения ученых о том, что в бюджетном законодательстве недостаточно четко разграничены функции между отдельными органами, осуществляющими государственный финансовый контроль (органами внешнего и внутреннего контроля, "горизонтальное разграничение"). Органы государственного финансового контроля, независимо от его вида (внешнего или внутреннего), осуществляют контроль за исполнением бюджета. Общим полномочием указанных субъектов также является контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств <5>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Мы разделяем точку зрения ученых о том, что в бюджетном законодательстве недостаточно четко разграничены функции между отдельными органами, осуществляющими государственный финансовый контроль (органами внешнего и внутреннего контроля, "горизонтальное разграничение"). Органы государственного финансового контроля, независимо от его вида (внешнего или внутреннего), осуществляют контроль за исполнением бюджета. Общим полномочием указанных субъектов также является контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств <5>.
Статья: Перспективы развития государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Соответственно, Счетная палата РФ и Федеральное казначейство осуществляют контроль только за средствами федерального бюджета, включая бюджетные кредиты и межбюджетные трансферты. В свою очередь, органы государственного финансового контроля субъектов РФ контролируют средства бюджетов субъектов, а органы муниципального финансового контроля - средства бюджетов муниципальных образований.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Соответственно, Счетная палата РФ и Федеральное казначейство осуществляют контроль только за средствами федерального бюджета, включая бюджетные кредиты и межбюджетные трансферты. В свою очередь, органы государственного финансового контроля субъектов РФ контролируют средства бюджетов субъектов, а органы муниципального финансового контроля - средства бюджетов муниципальных образований.