Горизонтальные соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Горизонтальные соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договорное регулирование отношений конкуренции
(Истомин В.Г.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Говоря об антиконкурентных соглашениях, следует отметить, что их в зависимости от субъектного состава принято подразделять на горизонтальные, вертикальные и иные. Российское законодательство в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" относит к горизонтальным соглашениям такие, которые заключаются между хозяйствующими субъектами - конкурентами, т.е. субъектами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, включая соглашения с участием потенциальных конкурентов. Под вертикальными соглашениями в п. 19 ст. 4 указанного Закона понимаются соглашения между участниками экономической деятельности, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Традиционно считается, что горизонтальные соглашения представляют наибольшую опасность для конкуренции, поскольку в антиконкурентном сговоре участвуют лица, непосредственно конкурирующие между собой. Однако вертикальные соглашения также способны оказывать значительное негативное воздействие на экономику при наличии в них условий, направленных на ограничение или недопущение конкуренции.
(Истомин В.Г.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Говоря об антиконкурентных соглашениях, следует отметить, что их в зависимости от субъектного состава принято подразделять на горизонтальные, вертикальные и иные. Российское законодательство в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" относит к горизонтальным соглашениям такие, которые заключаются между хозяйствующими субъектами - конкурентами, т.е. субъектами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, включая соглашения с участием потенциальных конкурентов. Под вертикальными соглашениями в п. 19 ст. 4 указанного Закона понимаются соглашения между участниками экономической деятельности, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Традиционно считается, что горизонтальные соглашения представляют наибольшую опасность для конкуренции, поскольку в антиконкурентном сговоре участвуют лица, непосредственно конкурирующие между собой. Однако вертикальные соглашения также способны оказывать значительное негативное воздействие на экономику при наличии в них условий, направленных на ограничение или недопущение конкуренции.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 56. О необходимости установления конкурентных отношений
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 56. О необходимости установления конкурентных отношений
Статья: Перспективы применения критерия de minimis в делах о картелях
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Как будет показано ниже, действующее российское законодательство не устанавливает количественных ограничений для применения норм антимонопольного права к горизонтальным соглашениям. Иными словами, не столь важно, какой объем рынка занимают участники горизонтального соглашения, - одного факта заключения этого соглашения достаточно для того, чтобы признать соглашение противоречащим нормам антимонопольного права (даже без учета новеллы о сетевом эффекте) <3>. Вопрос, который будет предметом нашего исследования, можно поставить следующим образом: следует ли вводить данный количественный критерий (критерий de minimis), или же российский законодатель действует обоснованно, не устанавливая его?
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Как будет показано ниже, действующее российское законодательство не устанавливает количественных ограничений для применения норм антимонопольного права к горизонтальным соглашениям. Иными словами, не столь важно, какой объем рынка занимают участники горизонтального соглашения, - одного факта заключения этого соглашения достаточно для того, чтобы признать соглашение противоречащим нормам антимонопольного права (даже без учета новеллы о сетевом эффекте) <3>. Вопрос, который будет предметом нашего исследования, можно поставить следующим образом: следует ли вводить данный количественный критерий (критерий de minimis), или же российский законодатель действует обоснованно, не устанавливая его?
Статья: О развитии регуляторных норм функционирования (деятельности) экосистем на рынке финансовых услуг
(Ларионова И.В., Мешкова Е.И.)
("Банковское право", 2025, N 1)ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит основы предупреждения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, его требования учитывают использование современных технологий, которые могут повлиять на состояние рынка. Вместе с тем особенности экосистем состоят в охвате широкого круга участников и потребителей разных товарных рынков, наличии ряда цифровых платформ, характеризуются "горизонтальными" соглашениями между участниками. Организаторы крупных экосистем могут негативно влиять на развитие конкуренции по целому ряду направлений: отдавать приоритет своим товарам и услугам относительно прочих поставщиков; способствовать монополизации новых перспективных технологий, борясь с конкурентами; лишать маржинальности производителей товаров и услуг. Соответственно, ст. 10 ФЗ N 135-ФЗ следует расширить за счет пункта, включающего запретительные меры в части доминирования на рынке со стороны экосистем: "Запрет на осуществление монополистической деятельности экосистем". Ключевым признаком доминирования экосистемы может стать количество активных пользователей (или процент от экономически активного населения), конкретные параметры следует установить после анализа статистики развития экосистем.
(Ларионова И.В., Мешкова Е.И.)
("Банковское право", 2025, N 1)ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит основы предупреждения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, его требования учитывают использование современных технологий, которые могут повлиять на состояние рынка. Вместе с тем особенности экосистем состоят в охвате широкого круга участников и потребителей разных товарных рынков, наличии ряда цифровых платформ, характеризуются "горизонтальными" соглашениями между участниками. Организаторы крупных экосистем могут негативно влиять на развитие конкуренции по целому ряду направлений: отдавать приоритет своим товарам и услугам относительно прочих поставщиков; способствовать монополизации новых перспективных технологий, борясь с конкурентами; лишать маржинальности производителей товаров и услуг. Соответственно, ст. 10 ФЗ N 135-ФЗ следует расширить за счет пункта, включающего запретительные меры в части доминирования на рынке со стороны экосистем: "Запрет на осуществление монополистической деятельности экосистем". Ключевым признаком доминирования экосистемы может стать количество активных пользователей (или процент от экономически активного населения), конкретные параметры следует установить после анализа статистики развития экосистем.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Направлением развития государственного регулирования соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности является выделение групп соглашений в отдельных наиболее значимых областях экономической деятельности. Примером могут служить нормы о подобных соглашениях в конкурентном праве Европейского союза. Согласно Руководящим разъяснениям Европейской комиссии о применении ст. 101 Договора о функционировании Европейского союза в отношении горизонтальных соглашений о кооперации <1> к видам горизонтальных соглашений о кооперации относятся: соглашение об исследованиях и разработках; производственное соглашение; соглашение о приобретении; соглашение о коммерциализации; соглашение об обмене информацией; соглашение о стандартизации.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Направлением развития государственного регулирования соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности является выделение групп соглашений в отдельных наиболее значимых областях экономической деятельности. Примером могут служить нормы о подобных соглашениях в конкурентном праве Европейского союза. Согласно Руководящим разъяснениям Европейской комиссии о применении ст. 101 Договора о функционировании Европейского союза в отношении горизонтальных соглашений о кооперации <1> к видам горизонтальных соглашений о кооперации относятся: соглашение об исследованиях и разработках; производственное соглашение; соглашение о приобретении; соглашение о коммерциализации; соглашение об обмене информацией; соглашение о стандартизации.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Как видим, внесенные изменения существенно дополняют действовавший запрет: запрещенными становятся как сговоры продавцов, так и сговоры промышленников, в связи с чем указанный запрет может рассматриваться в качестве прообраза действующих запретов на горизонтальные соглашения. Кроме того, немаловажно и указание в обновленной статье на еще одно, альтернативное последствие - понижение цен с целью создания дефицита товаров.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Как видим, внесенные изменения существенно дополняют действовавший запрет: запрещенными становятся как сговоры продавцов, так и сговоры промышленников, в связи с чем указанный запрет может рассматриваться в качестве прообраза действующих запретов на горизонтальные соглашения. Кроме того, немаловажно и указание в обновленной статье на еще одно, альтернативное последствие - понижение цен с целью создания дефицита товаров.
Статья: Антимонопольное законодательство в контексте конституционного контроля: новеллы правоприменительной практики
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)На первый взгляд может показаться, что указанное Постановление не имеет значения для применения положений антимонопольного законодательства. Однако это совсем не так. В ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) криминализирован картель - антиконкурентное горизонтальное соглашение, которое приводит или может привести к одному из пяти поименованных в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции последствий. При этом заключение картеля является уголовно наказуемым, если деяние повлекло причинение крупного или особо крупного ущерба или извлечение крупного или особо крупного дохода. При этом в литературе отмечается, что в отличие от положений Закона о защите конкуренции, наказывающих картели per se, состав ст. 178 УК РФ требует реального ограничения конкуренции [5]. Следовательно, речь идет о проверке конституционности нормы конкурентного права, закрепленной в антимонопольном законодательстве.
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)На первый взгляд может показаться, что указанное Постановление не имеет значения для применения положений антимонопольного законодательства. Однако это совсем не так. В ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) криминализирован картель - антиконкурентное горизонтальное соглашение, которое приводит или может привести к одному из пяти поименованных в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции последствий. При этом заключение картеля является уголовно наказуемым, если деяние повлекло причинение крупного или особо крупного ущерба или извлечение крупного или особо крупного дохода. При этом в литературе отмечается, что в отличие от положений Закона о защите конкуренции, наказывающих картели per se, состав ст. 178 УК РФ требует реального ограничения конкуренции [5]. Следовательно, речь идет о проверке конституционности нормы конкурентного права, закрепленной в антимонопольном законодательстве.