Голосование covid
Подборка наиболее важных документов по запросу Голосование covid (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2023 по делу N 33-37980/2023 (УИД 77RS0009-02-2020-000809-37)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании недействительным решения общего собрания.
Обстоятельства: Истец не принимал участия в указанном собрании, принятые на нем решения нарушают его права и законные интересы, указанное собрание проведено в отсутствие кворума, на собрании принято решение по вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания, допущены существенные нарушения проведения собрания, составления протокола.
Решение: Отказано.Тот факт, что голосование проведено в форме заочного голосования без предварительно проведенного общего собрания путем совместного присутствия собственников помещений и членов ТСЖ в условиях действия ограничительных мер для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией не может являться основанием для признания незаконными решения, принятые в форме заочного голосования, так как указанные решения вынесены на основании воли большинства собственников и членов ТСЖ.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании недействительным решения общего собрания.
Обстоятельства: Истец не принимал участия в указанном собрании, принятые на нем решения нарушают его права и законные интересы, указанное собрание проведено в отсутствие кворума, на собрании принято решение по вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания, допущены существенные нарушения проведения собрания, составления протокола.
Решение: Отказано.Тот факт, что голосование проведено в форме заочного голосования без предварительно проведенного общего собрания путем совместного присутствия собственников помещений и членов ТСЖ в условиях действия ограничительных мер для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией не может являться основанием для признания незаконными решения, принятые в форме заочного голосования, так как указанные решения вынесены на основании воли большинства собственников и членов ТСЖ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в системе институтов непосредственной демократии
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)С точки зрения политико-правовых и социально-экономических условий проведения федеральной электоральной кампании в сложившейся в стране санитарно-эпидемиологической обстановке, первого этапа снятия карантинных ограничений в большинстве самых крупных по количеству избирателей субъектах РФ, весьма осторожного прогноза развития ситуации и риска второй волны заболеваемости COVID-19 после голосования общероссийское голосование можно считать самым масштабным в мире государственно-правовым экспериментом в условиях пандемии.
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)С точки зрения политико-правовых и социально-экономических условий проведения федеральной электоральной кампании в сложившейся в стране санитарно-эпидемиологической обстановке, первого этапа снятия карантинных ограничений в большинстве самых крупных по количеству избирателей субъектах РФ, весьма осторожного прогноза развития ситуации и риска второй волны заболеваемости COVID-19 после голосования общероссийское голосование можно считать самым масштабным в мире государственно-правовым экспериментом в условиях пандемии.
Статья: Правовые средства защиты результатов волеизъявления избирателей в условиях пандемии
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В статье рассматриваются тенденции электорального законодательства в России и зарубежных странах, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Исследуются новые формы голосования на выборах в России в условиях пандемии. Все формы голосования делятся на основную и производные. Основная форма оценивается как наименее рискованная в аспекте фальсификации результатов волеизъявления избирателей. Производные формы квалифицируются как более рискованные, а потому нуждающиеся в дополнительных мерах правовой защиты. Анализируются существующие средства защиты результатов волеизъявления избирателей.
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В статье рассматриваются тенденции электорального законодательства в России и зарубежных странах, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Исследуются новые формы голосования на выборах в России в условиях пандемии. Все формы голосования делятся на основную и производные. Основная форма оценивается как наименее рискованная в аспекте фальсификации результатов волеизъявления избирателей. Производные формы квалифицируются как более рискованные, а потому нуждающиеся в дополнительных мерах правовой защиты. Анализируются существующие средства защиты результатов волеизъявления избирателей.
Нормативные акты
<Письмо> Банка России от 27.12.2021 N ИН-06-28/102
"О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления"
(вместе с "Рекомендациями по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления")"В 2020 году данный принцип соблюден частично в части представления возможности акционерам задавать вопросы членам исполнительных органов и членам совета директоров в ходе проведения Общего собрания акционеров. Несоблюдение данного принципа вызвано проведением годового Общего собрания акционеров Общества в условиях распространения коронавирусной инфекции в форме заочного голосования в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.03.2020 N 50-ФЗ и информационным письмом Банка России от 03.04.2020 N ИН-06-28/48".
"О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления"
(вместе с "Рекомендациями по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления")"В 2020 году данный принцип соблюден частично в части представления возможности акционерам задавать вопросы членам исполнительных органов и членам совета директоров в ходе проведения Общего собрания акционеров. Несоблюдение данного принципа вызвано проведением годового Общего собрания акционеров Общества в условиях распространения коронавирусной инфекции в форме заочного голосования в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.03.2020 N 50-ФЗ и информационным письмом Банка России от 03.04.2020 N ИН-06-28/48".
Статья: О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Таким образом, рамочное регулирование дистанционного электронного голосования федеральным законом, использованное при проведении эксперимента на выборах в г. Москве, было заменено на установление порядка голосования ЦИК РФ. Такое нормативное решение, возможно объяснимое с учетом его принятия в период пандемии COVID-19, когда требовалось оперативное принятие решений по вопросам, связанным с проведением массовых мероприятий, вскоре обнаружило свою уязвимость. В условиях, когда итоги дистанционного электронного голосования по ряду одномандатных избирательных округов при выборах в Государственную Думу в 2021 г. фактически изменили результаты выборов на фоне традиционного голосования, возникли коллизии, приведшие к оспариванию итогов выборов, что актуализировало вопросы о доверии к процедуре дистанционного голосования, необходимости закрепления механизма наблюдения за дистанционным электронным голосованием <11>. В связи с этим в результате потребовалось закрепление основных параметров этого голосования на уровне Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что обосновано общей логикой установления гарантий защиты активного избирательного права <12>.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Таким образом, рамочное регулирование дистанционного электронного голосования федеральным законом, использованное при проведении эксперимента на выборах в г. Москве, было заменено на установление порядка голосования ЦИК РФ. Такое нормативное решение, возможно объяснимое с учетом его принятия в период пандемии COVID-19, когда требовалось оперативное принятие решений по вопросам, связанным с проведением массовых мероприятий, вскоре обнаружило свою уязвимость. В условиях, когда итоги дистанционного электронного голосования по ряду одномандатных избирательных округов при выборах в Государственную Думу в 2021 г. фактически изменили результаты выборов на фоне традиционного голосования, возникли коллизии, приведшие к оспариванию итогов выборов, что актуализировало вопросы о доверии к процедуре дистанционного голосования, необходимости закрепления механизма наблюдения за дистанционным электронным голосованием <11>. В связи с этим в результате потребовалось закрепление основных параметров этого голосования на уровне Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что обосновано общей логикой установления гарантий защиты активного избирательного права <12>.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Рецепирование избирательным законодательством нормативных решений и практики общероссийского голосования 2020 г. по изменению Конституции РФ в условиях борьбы с пандемией COVID-19, российская специальная военная операция, тенденция к цифровизации не только экономических, но и социальных, включая правовые, отношений повлекли за собой введение в избирательное законодательство и практику выборов новых целей-условий (критерии) регулирования голосования, к которым относятся защита здоровья избирателей при голосовании и создание максимального удобства для реализации гражданами избирательных прав, использование которых в нормативном регулировании не отличается последовательностью. Так, подп. "а" п. 4 ст. 63.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ("а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах")) повторяет содержание п. 18 ст. 66 этого же Закона, но с существенной разницей. Если в п. 18 ст. 66 речь идет о голосовании в условиях защиты здоровья избирателей, создания им максимального удобства, то в подп. "а" п. 4 ст. 63.1 таких условий не называется, а голосование в указанных местах квалифицируется как одна из двух перечисляемых дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации. Появились неизвестные ранее места для голосования, перечень которых не является исчерпывающим и имеет тенденцию к расширению, а также новые периоды голосования. Введены новые понятия: "дни голосования", "первый день голосования", "последний день голосования", но сохранилось и традиционное понятие: "день голосования". Процессы цифровизации затрагивают и избирательную систему. В этой связи вводятся новые виды голосования - дистанционное электронное голосование (ДЭГ) и электронное голосование (ЭГ). Введен новый институт в виде отложения голосования в условиях действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения. При этом на практике голосование понимается в широком по содержанию смысле, поэтому либо прекращаются все избирательные действия в ведущейся избирательной кампании, либо выборы не назначаются в установленные законом сроки.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Рецепирование избирательным законодательством нормативных решений и практики общероссийского голосования 2020 г. по изменению Конституции РФ в условиях борьбы с пандемией COVID-19, российская специальная военная операция, тенденция к цифровизации не только экономических, но и социальных, включая правовые, отношений повлекли за собой введение в избирательное законодательство и практику выборов новых целей-условий (критерии) регулирования голосования, к которым относятся защита здоровья избирателей при голосовании и создание максимального удобства для реализации гражданами избирательных прав, использование которых в нормативном регулировании не отличается последовательностью. Так, подп. "а" п. 4 ст. 63.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ("а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах")) повторяет содержание п. 18 ст. 66 этого же Закона, но с существенной разницей. Если в п. 18 ст. 66 речь идет о голосовании в условиях защиты здоровья избирателей, создания им максимального удобства, то в подп. "а" п. 4 ст. 63.1 таких условий не называется, а голосование в указанных местах квалифицируется как одна из двух перечисляемых дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации. Появились неизвестные ранее места для голосования, перечень которых не является исчерпывающим и имеет тенденцию к расширению, а также новые периоды голосования. Введены новые понятия: "дни голосования", "первый день голосования", "последний день голосования", но сохранилось и традиционное понятие: "день голосования". Процессы цифровизации затрагивают и избирательную систему. В этой связи вводятся новые виды голосования - дистанционное электронное голосование (ДЭГ) и электронное голосование (ЭГ). Введен новый институт в виде отложения голосования в условиях действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения. При этом на практике голосование понимается в широком по содержанию смысле, поэтому либо прекращаются все избирательные действия в ведущейся избирательной кампании, либо выборы не назначаются в установленные законом сроки.
Статья: Цифровизация избирательных действий и процедур в России: вопросы права
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)На повышение уровня цифровизации избирательного процесса особо повлияла ситуация с пандемией COVID-19. В силу сложившихся обстоятельств и вынужденной самоизоляции избирателей возросло количество обращений о проведении дистанционного голосования. ЦИК России была поставлена перед необходимостью внедрения технологии дистанционного электронного голосования (ДЭГ), отчетливо сознавая необходимость тщательной проработки программно-технического комплекса и обеспечения высокого уровня безопасности системы.
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)На повышение уровня цифровизации избирательного процесса особо повлияла ситуация с пандемией COVID-19. В силу сложившихся обстоятельств и вынужденной самоизоляции избирателей возросло количество обращений о проведении дистанционного голосования. ЦИК России была поставлена перед необходимостью внедрения технологии дистанционного электронного голосования (ДЭГ), отчетливо сознавая необходимость тщательной проработки программно-технического комплекса и обеспечения высокого уровня безопасности системы.
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)2020 г. был годом богатым на события, главными из которых, оказавшими влияние на состояние законности в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина, стали пандемия COVID-19, бросившая беспрецедентный вызов человечеству, и конституционные преобразования в России, обусловленные одобренными на общероссийском голосовании изменениями в Конституцию Российской Федерации (далее - Конституция). Мы затронем те конституционные изменения, которые усилили, на наш взгляд, правозащитную деятельность органов прокуратуры, явились основой для организационных и законодательных преобразований в прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)2020 г. был годом богатым на события, главными из которых, оказавшими влияние на состояние законности в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина, стали пандемия COVID-19, бросившая беспрецедентный вызов человечеству, и конституционные преобразования в России, обусловленные одобренными на общероссийском голосовании изменениями в Конституцию Российской Федерации (далее - Конституция). Мы затронем те конституционные изменения, которые усилили, на наш взгляд, правозащитную деятельность органов прокуратуры, явились основой для организационных и законодательных преобразований в прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Проблемы внутренней миграции в России: междисциплинарный аспект
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2022, N 1)<8> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2022, N 1)<8> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Государственное регулирование корпоративной сферы: актуальные вопросы
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Весьма показательно, что тексты ординарных законов, касающихся отдельных и наиболее распространенных видов юридических лиц, прежде всего Законов об АО <14> и об ООО <15>, претерпели после 24 февраля 2022 года не очень масштабные изменения. Первые внес Закон N 25, принятый 25 февраля 2022 года <16>: минимальное число членов совета директоров непубличного АО было уменьшено с пяти до трех, в АО и ООО на период 2022 - 2023 годов сняты ограничения на проведение общих собраний участников в форме заочного голосования. Назвать эти изменения слишком чрезвычайными, пожалуй, нельзя (заочное голосование практиковалось, например, в период COVID-19).
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Весьма показательно, что тексты ординарных законов, касающихся отдельных и наиболее распространенных видов юридических лиц, прежде всего Законов об АО <14> и об ООО <15>, претерпели после 24 февраля 2022 года не очень масштабные изменения. Первые внес Закон N 25, принятый 25 февраля 2022 года <16>: минимальное число членов совета директоров непубличного АО было уменьшено с пяти до трех, в АО и ООО на период 2022 - 2023 годов сняты ограничения на проведение общих собраний участников в форме заочного голосования. Назвать эти изменения слишком чрезвычайными, пожалуй, нельзя (заочное голосование практиковалось, например, в период COVID-19).
Статья: Проблемы соблюдения избирательных прав при проведении интернет-голосования
(Чупилкина А.Ф., Буравов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Избирательное право всегда реагирует на изменения в обществе. Исключением не стала и эпидемия коронавирусной инфекции. Борьба, которая требует глубокой осознанности от каждого гражданина, а также потребности в минимизации контактов между людьми. Последнее дает рывок к активному развитию института дистанционного голосования. Во многих странах идет работа по внедрению платформ для онлайн-голосования, еще в 2015 г. в Канаде была применена подобная технология при проведении выборов в одном из муниципальных образований. В России также проводятся эксперименты по проведению электронных голосований в отдельных субъектах, выборы в Городскую думу Москвы. Возможность проголосовать через Интернет была доступна в некоторых субъектах при проведении голосования по поправкам в Конституции РФ и выборов в Государственную Думу.
(Чупилкина А.Ф., Буравов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Избирательное право всегда реагирует на изменения в обществе. Исключением не стала и эпидемия коронавирусной инфекции. Борьба, которая требует глубокой осознанности от каждого гражданина, а также потребности в минимизации контактов между людьми. Последнее дает рывок к активному развитию института дистанционного голосования. Во многих странах идет работа по внедрению платформ для онлайн-голосования, еще в 2015 г. в Канаде была применена подобная технология при проведении выборов в одном из муниципальных образований. В России также проводятся эксперименты по проведению электронных голосований в отдельных субъектах, выборы в Городскую думу Москвы. Возможность проголосовать через Интернет была доступна в некоторых субъектах при проведении голосования по поправкам в Конституции РФ и выборов в Государственную Думу.
Статья: Режим повышенной готовности как административно-правовой режим (статья, занявшая второе место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<12> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<12> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Практика его проведения показала, что избиратели одобряют такой формат голосования. С целью защиты избирательных прав граждан при проведении многодневного голосования в ходе подготовки к проведению выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва в 2021 г. Центральной избирательной комиссией РФ оперативно были приняты меры по соблюдению тайны голосования в течение трех дней и введена многоступенчатая система защиты заполненных бюллетеней <10>. Многодневное голосование полностью оправдало себя в период пандемии COVID-19, позволив, с одной стороны, обеспечить реализацию избирательных прав граждан, а с другой - минимизировать риск для здоровья избирателей при осуществлении избирательных процедур. Стоит отметить, что практика голосования в течение нескольких дней распространена во многих странах (в Австралии, Италии, Швеции и др.) и соответствует международным стандартам.
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Практика его проведения показала, что избиратели одобряют такой формат голосования. С целью защиты избирательных прав граждан при проведении многодневного голосования в ходе подготовки к проведению выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва в 2021 г. Центральной избирательной комиссией РФ оперативно были приняты меры по соблюдению тайны голосования в течение трех дней и введена многоступенчатая система защиты заполненных бюллетеней <10>. Многодневное голосование полностью оправдало себя в период пандемии COVID-19, позволив, с одной стороны, обеспечить реализацию избирательных прав граждан, а с другой - минимизировать риск для здоровья избирателей при осуществлении избирательных процедур. Стоит отметить, что практика голосования в течение нескольких дней распространена во многих странах (в Австралии, Италии, Швеции и др.) и соответствует международным стандартам.
Статья: Правовое регулирование проведения дистанционных собраний участников (акционеров) непубличных корпораций
(Вафин Д.Р.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)В статье рассматриваются положения корпоративного законодательства, принятые в связи с распространением COVID-2019 в России, а также новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере регулирования проведения общих собраний участников (акционеров) в дистанционном формате.
(Вафин Д.Р.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)В статье рассматриваются положения корпоративного законодательства, принятые в связи с распространением COVID-2019 в России, а также новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере регулирования проведения общих собраний участников (акционеров) в дистанционном формате.