Главный аудитор
Подборка наиболее важных документов по запросу Главный аудитор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция заместителя директора (директора, главного аудитора, вице-президента, старшего вице-президента) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Готовое решение: Как осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни
(КонсультантПлюс, 2025)Функции внутреннего контроля, как правило, распределяют между руководством, ревизионной комиссией (ревизором), специальным отделом внутреннего контроля, главным бухгалтером, внутренним аудитором или сторонним консультантом (например, аудиторской организацией) (п. п. 18.1, 18.2, 19 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013).
(КонсультантПлюс, 2025)Функции внутреннего контроля, как правило, распределяют между руководством, ревизионной комиссией (ревизором), специальным отделом внутреннего контроля, главным бухгалтером, внутренним аудитором или сторонним консультантом (например, аудиторской организацией) (п. п. 18.1, 18.2, 19 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 95. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Служба главного аудитора Банка России также выполняет функции, предусмотренные другими федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 95. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Служба главного аудитора Банка России также выполняет функции, предусмотренные другими федеральными законами.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В зарубежных странах контроль за исполнением бюджета осуществляется как законодательными и исполнительными органами власти, так и специально созданными органами. В ФРГ, Франции, Болгарии это Счетная палата, имеющая статус независимого государственного органа; в Японии - Ревизионная палата, состоящая из Совета ревизоров и Генерального секретариата; в США - Генеральное отчетное управление; в Великобритании и Канаде - специальные должностные лица (Контролер и Генеральный аудитор, Главный аудитор). Контроль осуществляет и непосредственно парламент: в Великобритании парламентский контроль осуществляется по трем основным направлениям (поступление средств, расходование средств, контроль за исполнением финансового законодательства). Постоянный контроль за исполнением бюджета проводят и финансовые комиссии парламента, например во Франции - парламентские комиссии по расследованию и контролю, в Польше - постоянные комиссии Сейма, в Канаде - Комитет по государственным расходам. Нужно отметить, что в зарубежных странах контролю придается большое значение и данный принцип претворяют в жизнь не только представительные, но и исполнительные органы власти, а именно министерства финансов, которые также составляют отчет об исполнении бюджета и представляют его правительству.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В зарубежных странах контроль за исполнением бюджета осуществляется как законодательными и исполнительными органами власти, так и специально созданными органами. В ФРГ, Франции, Болгарии это Счетная палата, имеющая статус независимого государственного органа; в Японии - Ревизионная палата, состоящая из Совета ревизоров и Генерального секретариата; в США - Генеральное отчетное управление; в Великобритании и Канаде - специальные должностные лица (Контролер и Генеральный аудитор, Главный аудитор). Контроль осуществляет и непосредственно парламент: в Великобритании парламентский контроль осуществляется по трем основным направлениям (поступление средств, расходование средств, контроль за исполнением финансового законодательства). Постоянный контроль за исполнением бюджета проводят и финансовые комиссии парламента, например во Франции - парламентские комиссии по расследованию и контролю, в Польше - постоянные комиссии Сейма, в Канаде - Комитет по государственным расходам. Нужно отметить, что в зарубежных странах контролю придается большое значение и данный принцип претворяют в жизнь не только представительные, но и исполнительные органы власти, а именно министерства финансов, которые также составляют отчет об исполнении бюджета и представляют его правительству.
Статья: Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России)
(Малыхина Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Закупочная деятельность Банка России до недавнего времени носила достаточно закрытый характер, отдельных законодательных актов по регулированию указанных отношений не имелось, в связи с чем сложились определенные проблемы в данной области. В частности, главный аудитор ЦБ РФ В.П. Горегляд отмечал следующие <10>:
(Малыхина Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Закупочная деятельность Банка России до недавнего времени носила достаточно закрытый характер, отдельных законодательных актов по регулированию указанных отношений не имелось, в связи с чем сложились определенные проблемы в данной области. В частности, главный аудитор ЦБ РФ В.П. Горегляд отмечал следующие <10>:
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в США и Канаде
(Шорохов В.Е.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)В свою очередь, С.Д. Красноусов в этом контексте справедливо рассматривает Закон об укреплении внутренней и внешней торговли, помещенный в гл. 18 Кодекса США, § 1952 (The Travel Act 18 U.S.C. § 1952), направленный в том числе и на предотвращение взяточничества, совершенного за границей в сфере межгосударственной или внешней торговли либо совершенного на территории США с использованием почты, иного способа. Министерство юстиции США при расследовании некоторых дел о коррупции обращалось к нормам этого акта в совокупности с положениями FCPA. При этом федеральные суды интерпретировали положения соответствующего закона довольно широко. Например, в деле против бизнесмена Фредерика Берка судья Шира Шейндлин дала такую интерпретацию орудия преступления: "Орудие может включать в себя все, что пересекает государственные или национальные границы, включая телекоммуникации, а следовательно, положения Закона об укреплении внутренней и внешней торговли США (The Travel Act) требуют доказательств того, что лицо использовало орудие преступления "в целях содействия незаконной деятельности". Немалую роль в противодействии коррупции в частном секторе играет Закон Сарбейнза - Оксли (Sarbanes - Oxley Act), изменивший состав и порядок представления отчетности компаниями - эмитентами ценных бумаг, усиливший контроль за отчетностью и деятельностью компаний со стороны акционеров, общественности (в лице аудиторов) и государства (в лице главного контролирующего органа - Комиссии по ценным бумагам и биржам). "Закон Сарбейнза - Оксли распространяется не только на публичные компании США, но и на все компании, учрежденные в США или в любой другой стране, имеющие акции или долговые ценные бумаги, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам в соответствии с Законом 1934 г. о фондовых биржах" <6>.
(Шорохов В.Е.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)В свою очередь, С.Д. Красноусов в этом контексте справедливо рассматривает Закон об укреплении внутренней и внешней торговли, помещенный в гл. 18 Кодекса США, § 1952 (The Travel Act 18 U.S.C. § 1952), направленный в том числе и на предотвращение взяточничества, совершенного за границей в сфере межгосударственной или внешней торговли либо совершенного на территории США с использованием почты, иного способа. Министерство юстиции США при расследовании некоторых дел о коррупции обращалось к нормам этого акта в совокупности с положениями FCPA. При этом федеральные суды интерпретировали положения соответствующего закона довольно широко. Например, в деле против бизнесмена Фредерика Берка судья Шира Шейндлин дала такую интерпретацию орудия преступления: "Орудие может включать в себя все, что пересекает государственные или национальные границы, включая телекоммуникации, а следовательно, положения Закона об укреплении внутренней и внешней торговли США (The Travel Act) требуют доказательств того, что лицо использовало орудие преступления "в целях содействия незаконной деятельности". Немалую роль в противодействии коррупции в частном секторе играет Закон Сарбейнза - Оксли (Sarbanes - Oxley Act), изменивший состав и порядок представления отчетности компаниями - эмитентами ценных бумаг, усиливший контроль за отчетностью и деятельностью компаний со стороны акционеров, общественности (в лице аудиторов) и государства (в лице главного контролирующего органа - Комиссии по ценным бумагам и биржам). "Закон Сарбейнза - Оксли распространяется не только на публичные компании США, но и на все компании, учрежденные в США или в любой другой стране, имеющие акции или долговые ценные бумаги, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам в соответствии с Законом 1934 г. о фондовых биржах" <6>.
Статья: Информация в бухгалтерской отчетности о климатических изменениях: раскрытие и анализ
(Клычова Г.С., Горшкова Ю.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)Предмет. Изменение климата оказывает большое влияние на сельскохозяйственную отрасль из-за прямого воздействия на производственный процесс организаций, их хозяйственную деятельность, операционные и коммерческие результаты. Компании стремятся минимизировать риски влияния изменений климата на работу, применяя новые технологии. Многократно возросшее за последние годы внимание со стороны глобальной общественности - в том числе инвесторов и регуляторов - к тому, как бизнес и рынки капитала реагируют на климатические изменения, создает один из главных современных вызовов для профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они обязаны сыграть решающую роль в том, как именно будет раскрываться климатическая информация в отчетности в будущем.
(Клычова Г.С., Горшкова Ю.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)Предмет. Изменение климата оказывает большое влияние на сельскохозяйственную отрасль из-за прямого воздействия на производственный процесс организаций, их хозяйственную деятельность, операционные и коммерческие результаты. Компании стремятся минимизировать риски влияния изменений климата на работу, применяя новые технологии. Многократно возросшее за последние годы внимание со стороны глобальной общественности - в том числе инвесторов и регуляторов - к тому, как бизнес и рынки капитала реагируют на климатические изменения, создает один из главных современных вызовов для профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они обязаны сыграть решающую роль в том, как именно будет раскрываться климатическая информация в отчетности в будущем.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)При представлении финансовой отчетности, которая была составлена по действующим (!) документам, ни у главного бухгалтера, ни у внутреннего или внешнего аудитора нет мыслей о том, что она может быть недостоверна. Однако именно так и может получиться, если задаться вопросом: на основании каких документов она была сформирована?
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)При представлении финансовой отчетности, которая была составлена по действующим (!) документам, ни у главного бухгалтера, ни у внутреннего или внешнего аудитора нет мыслей о том, что она может быть недостоверна. Однако именно так и может получиться, если задаться вопросом: на основании каких документов она была сформирована?
Статья: Тенденции и ключевые аспекты антикоррупционного комплаенса в странах Ближнего Востока
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- ответственным за соблюдение требований антикоррупционного комплаенса в Saudi Aramco является главный аудитор корпорации, ему партнеры должны сообщать обо всех случаях заинтересованности и коррупционных инцидентах. В случае необходимости главный аудитор вправе собирать информацию, необходимую для разрешения возможного конфликта интересов. Права главного аудитора в этом случае включают запрос документов у партнера, другие полномочия. При этом Saudi Aramco гарантирует конфиденциальность всех сведений и взаимность при сотрудничестве с партнерами в аналогичных ситуациях;
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- ответственным за соблюдение требований антикоррупционного комплаенса в Saudi Aramco является главный аудитор корпорации, ему партнеры должны сообщать обо всех случаях заинтересованности и коррупционных инцидентах. В случае необходимости главный аудитор вправе собирать информацию, необходимую для разрешения возможного конфликта интересов. Права главного аудитора в этом случае включают запрос документов у партнера, другие полномочия. При этом Saudi Aramco гарантирует конфиденциальность всех сведений и взаимность при сотрудничестве с партнерами в аналогичных ситуациях;
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Для директора, заместителя директора, члена правления, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, ревизора (руководителя ревизионной комиссии), внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), главного бухгалтера филиала страховой организации установлены определенные требования к высшему образованию, опыту работы, к деловой репутации (ст. 32.1 Закона об организации страхового дела в РФ).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Для директора, заместителя директора, члена правления, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, ревизора (руководителя ревизионной комиссии), внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), главного бухгалтера филиала страховой организации установлены определенные требования к высшему образованию, опыту работы, к деловой репутации (ст. 32.1 Закона об организации страхового дела в РФ).